Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии
проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии»
Вид проекта: творчески-познавательный, информационный
По составу участников: воспитатель, дети, родители.
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность темы : Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается мелкая моторика рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Цель проекта:
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Учить работать на заданном пространстве;
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию .
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями.
- Развивать сюжетно – игровой замысел;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
- Развивать интерес к коллективной работе
Структура проекта:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
№ | ЭТАП | Задача перед ребёнком. |
1. | Подготовительный | – Освоить прием надавливания. – Освоить прием вдавливания. – Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. – Освоить правильную постановку пальца. – Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. – Научиться работать на ограниченном пространстве |
2. | Основной | – Научиться не выходить за контур рисунка – Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. – Использовать несколько цветов пластилина – Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.) – Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. – Научиться доводить дело до конца – Научиться аккуратно, выполнять свои работы – Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми – Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий – Научиться действовать по образцу воспитателя – Научиться действовать по словесному указанию воспитателя |
3. | Итоговый | – Самостоятельно решать творческие задачи. – Самостоятельно выбирать рисунок для работы. – Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности |
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (2-3года)
Неделя | Тема | Цели | |
Октябрь | |||
1-я | "Волшебный пластилин» («Поиграйка») | Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . | |
2-я | "Украсим кукле платье» | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | |
3-я | "В гости к солнышку» | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. | |
4-я | "Осенние листочки» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру. |
Ноябрь | |||
1-я | "Созрели яблоки в саду.» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение фруктового дерева. | |
2-я | "Гусеница-модница» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка). | |
3-я | «Осень,осень в гости просим.» | Учить приёму - размазывания (в разных направлениях). Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев. | |
4-я | "Елочка»" | Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка), продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество. |
Декабрь | |||
1-я | "Снеговик» | Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета. | |
2-я | «Снежинки – холодинки» | Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина. | |
3-я | "Снеговик» | Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук. | |
4-я | "Новогодняя открытка» | Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук. |
Январь | |||
1-я | «На участке – снегопад (деревья под снегом)» | Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии. | |
2-я | "Колобок» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук. | |
3-я | «Клубочки для котят» | Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, катать длинную колбаску и сворачивать в спирали. Развивать мелкую моторику рук. |
Февраль | |||
1-я | «Орешки для белочки» | Расширять и уточнить представление детей о белочки ,о внешнем виде ,чем питается .Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их между пальцами в катышки ,располагать их на корзиночке .Учить приёму надавливания. | |
2-я | «Шарики для ёлочки.» | . Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания)Расширять знания детей об истории новогоднего праздника. | |
3-я | «Чудо грибочки» | Формировать интерес к окружающему миру, Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), Самостоятельность в выборе цвета материала. | |
4-я | «Фиалка» | . Рассматривание картины с изображением цветов Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (круглые липисточки), развивать мелкую моторику рук. |
Март | |||
1-я | «Букет для мамы» | Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии. | |
2-я | «Подводное царство» | Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развитие мелкой моторики рук. Учить доводить дело до конца. | |
3-я | «Веточка мимозы для бабушки» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать их между пальцами и прикреплять на прорисованные контуры веточки мимозы. | |
4-я | «Бусы для мамы» | Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии .Воспитывать доброту ,заботу о ближнем. |
Апрель | |||
1-я | «Улитка» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы. | |
2-я | «Тучка слезки проливает» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура), развитие эстетического вкуса при оформлении работы. | |
3-я | «Филимоновский петушок» | . Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Развитие детского творчества.Познакомить детей с филимоновской игрушкой.Учить раскрашивать с помощью пластелина на силуэтах. |
Май | |||
1-я | «Покормим воробушков зернышками» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии .Познакомить детей с миром птиц ,уточнить представления о внешнем виде воробья.Вызвать желания покормить воробушков. | |
2-я | «Божья коровка Пятнашка» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В.Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания), закрепление умения работать по контуру. | |
3-я | Свободная тема по желанию (выбору) детей. | Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка). |
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.
Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Организация и развитие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Родителям и воспитателям...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)...
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
laquo;Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский...
Самообразование : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, развитию речи и интеллектуальному развитию...
Учебно-методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Учебно-методическая разработка...