Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»
материал (младшая группа)
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8»
Энгельсского муниципального района Саратовский области
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством
различных видов деятельности»
на 2021-2022 год
Воспитатель:
Яфарова М.Р.
г. Энгельс 2022 г.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
В.А.Сухомлинский.
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
- Разучить с детьми пальчиковые игры
- Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
- Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
- Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
- Привлекать родителей к совместной деятельности
- Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Формы работы:
· совместная работа с детьми;
· индивидуальная работа;
· свободная самостоятельная деятельность самих детей.
· совместная работа с родителями
Предполагаемый результат:
· Динамика развития мелкой моторики.
· Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
· Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
· Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность
· Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
· массаж кистей рук
· пальчиковая гимнастика, физкультминутки
· пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
· пальчиковый театр
· театр теней
· лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
· нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
· работа с конструктором
· различные виды аппликаций
· игры с мелкими предметами
· пазлы, мозаика
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Работая с детьми группы раннего возраста, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой, мониторинг . | Сентябрь 2021 г | Список использованной литературы |
создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук. | В течение года. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста» » | Октябрь 2021г. | Конспект консультации |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Занятия по развитию навыков самообслуживания | В течение года | |
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок ) | В течение года | Фотоотчет |
Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» - «На что похоже?» и т.д. | В течение года | картотека |
Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них | В течение года | картотека |
Пальчиковые игры, гимнастика, варежковый театр, театр теней. | В течение года | картотека |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. |
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы, ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
• специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
• формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; «Пальчиковые игры для малышей». В родительском уголке помещаю рекомендации, были оформлены папки – передвижки, например, по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме, например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | |
Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». | В течение года | |
Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка» | Март 2022г. | консультация |
Заключение
Именно использование разнообразных форм работы помогло повысить у детей уровень развития мелкой моторики, сформировать знания по ее развитию. Через различные дидактические игры, упражнения дети познакомились со способами обследования предметов, научились правильно держать карандаш, кисть, повысили навыки самообслуживания. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое мелкая моторика рук, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль занимает в развитии речи ребенка.
Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей.
Список использованной литературы:
- А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
- И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";
- Интернет ресурсы
- Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения 2
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
- Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000
- Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011
- Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
- Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001
- Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...
Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. И...