Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»
материал (младшая группа)

       В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

       Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

        Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

      Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8»

Энгельсского муниципального района Саратовский области

Отчет по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством
различных видов деятельности»

на 2021-2022 год

Воспитатель:

Яфарова М.Р.

г. Энгельс 2022 г.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

В.А.Сухомлинский.

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
  3.   Разучить с детьми пальчиковые игры
  4. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  5. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  6. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  8. Привлекать родителей к совместной деятельности
  9. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Формы работы:

·         совместная работа с детьми;

·         индивидуальная работа;

·         свободная самостоятельная деятельность самих детей.

·      совместная работа с родителями

 

Предполагаемый результат:

·         Динамика развития мелкой моторики.

·         Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

·         Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

·         Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

·         Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Методы и приемы работы:

·         массаж кистей рук

·         пальчиковая гимнастика, физкультминутки

·         пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

·         пальчиковый театр

·         театр теней

·         лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

·         нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

·          работа с конструктором

·         различные виды аппликаций

·         игры с мелкими предметами

·         пазлы, мозаика

 

 Актуальность

       В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

       Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

      Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

       Работая с детьми группы раннего возраста, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

       Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

      Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой, мониторинг .

Сентябрь 2021 г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста»

»

Октябрь 2021г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок )

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

      Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы, ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

 • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

 • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

     Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; «Пальчиковые игры для малышей». В родительском уголке помещаю рекомендации, были оформлены папки – передвижки, например, по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме, например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.   Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

          Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Март 2022г.

консультация


 Заключение

Именно использование разнообразных форм работы помогло повысить у детей уровень развития мелкой моторики, сформировать знания по ее развитию. Через различные дидактические игры, упражнения дети познакомились со способами обследования предметов, научились правильно держать карандаш, кисть, повысили навыки самообслуживания. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое мелкая моторика рук, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль занимает в развитии речи ребенка.

Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей.

                       

 Список использованной литературы:

  1. А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
  3. И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";
  4. Интернет ресурсы
  5. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения 2
  6. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
  7. Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000
  8. Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011
  9. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
  10. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
  12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001
  13. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  14. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.
  15. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  16. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...

Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. И...