ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Калак Олеся Петровна

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №15 «Аистенок»


ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии»

Подготовила

Калак О.П.

Определение понятия «Творческие способности»

Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью.

     Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Возникла необходимость наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Такой подход к воспитанию и развитию ребенка утверждает гуманистическое направление в педагогике, которое в образовательных учреждениях нередко декларируется, но, к сожалению, остается в тени многочисленных проблем.

      Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Н.А. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результата всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности.       У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам.

     Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному.

     Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования. 

       Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

        Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели.

        Творческий процесс у каждого  своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В книге Н.А.Ветлугиной описаны следующие этапы протекания творческого процесса.

      Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

Третий этап - реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии па массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

      Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

      В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:

  • переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;
  • использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;
  • недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

     Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Развитие дошкольника в процессе работы с пластилином

В процессе работы с пластилином дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:
развивать интерес к данному виду деятельности;

учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.

По мере возможности необходимо  научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
В связи с тем что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обращать большое внимание. Каждый раз,  наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста и уровня развития детей.

Существует три этапа в усложнении заданий. На первом этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.
На втором этапе дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.
И, наконец,
третий этап — это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке плана работы с воспитанниками средней группы по лепке. Наиболее интересными и эффективными для достижения цели – развитие творческих способностей детей - мне показались нетрадиционные способы работы с пластилином, а именно ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.

 

В качестве основных были намечены следующие задачи: 
1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.
2.Освоение дошкольниками разнообразных нетрадиционных техник работы с пластилином. 
3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия. 

4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа. 

5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. 

В ходе мониторинга уровня усвоения образовательной программы воспитанниками в начале учебного года  детям было предложено задание для определения уровня развития творческих способностей.

 «Дорисовывание кругов»

(автор Комарова Т. С.)

Задание на дорисовывание шести кругов состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми.

После обработки результатов выполнения диагностического задания выяснилось следующее:

27% воспитанников группы показали низкий уровень развития творческих способностей

59% воспитанников – средний уровень развития творческих способностей

И только 17% воспитанников имели высокий уровень развития творческих способностей.

После проведения мониторинга был составлен примерный перспективный план работы с дошкольниками во всех видах деятельности. Формат дошкольного учреждения позволяет организовать работу в детьми на специально  организованных занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной и самостоятельной работа, в работе с семьёй.

В течение года был проведён цикл занятий с детьми по различным темам. При организации занятий решались следующие задачи:

  • Познакомить детей с различными приёмами пластилинографии (раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание (размазывания), сплющивание, вдавливание, прищипывание, мазок, процарапывание (прочерчивание)
  • Развивать воображение
  • Развивать согласованность в работе обеих рук
  • Развивать мелкую моторику пальцев
  • Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

Помимо задач, направленных на развитие продуктивной деятельности и творческих способностей, параллельно решались задачи по интегрируемым образовательным областям (знакомство с предметами и явлениями, навыки безопасного поведения, восприятие музыки и художественного текста и т.д.)

Особенность занятий – их взаимосвязь с опытом детей, который возникает не сам по себе, а в результате предварительной и последующей работе. Т.е. знания, полученные детьми на занятиях, их работы, используются вне занятий, в других видах деятельности (в игре), что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению, в результате чего ребёнок развивается.

Для свободного общения детей с художественным материалом в группе был создан уголок ИЗО со всем необходимым оборудованием для самостоятельной деятельности, образцами различных техник, схемами последовательности выполнения, предметами искусства, картинами и фотографиями.

Работа с семьями воспитанников проводились в различных направлениях. Оформление консультаций в родительских уголках, оформление выставок детских работ, организация конкурсов работ как выполненных детьми, так и работ, выполненных детьми совместно с родителями.

Родители прониклись интересами детей и  стали с удовольствием и азартом участвовать в выставках и конкурсах. 

Работа в течение года проводились интересная и разнообразная. Дети с интересом занимались пластилинографией, часто использовали свободное от образовательной деятельности время, чтобы создать свои работы на различные темы.

В связи с тем, что лепка в общем, и нетрадиционные приёмы лепки в частности, получили весомый эмоциональный отклик у детей, результаты мониторинга на завершающем этапе работы также были достаточно высоки. Детям снова было предложено выполнить то же самое диагностическое задание, которое выполнялось в начале учебного гола.

После обработки результатов выполнения диагностического задания выяснилось следующее:

37% воспитанников имели высокий уровень развития творческих способностей.

59% воспитанников – средний уровень развития творческих способностей

И всего 4% воспитанников группы показали низкий уровень развития творческих способностей.

Таким образом, в результате проведённой работы, обозначился существенный прирост количества воспитанников, показавших высокий уровень развития творческих способностей и значительный спад количества детей, имеющих низкий показатель, что позволяет делать вывод об эффективности нетрадиционных техник лепки в процессе развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Приложение 1

Перспективное планирование по развитию творческих особенностей у детей.

                                    на 2020-2021гг

Сентябрь

неделя

НОД

Работа с родителями

Индивидуальная работа

1 нед.

Беседа «Знакомство с пластилиновой живописью» - Формировать интерес к пластилиновой живописи.

2 нед.

«Цветные кляксы» - Учить подготавливать пластилин к работе.

3 нед.

Родительское собрание. Совместная работа детей и родителей «Листья разноцветные летят» - Ознакомление родителей с нетрадиционным использованием пластилина, как живописным материалом.

«Цветные кляксы» - учить использовать в одном изображении несколько цветов пластилина.

4 нед.

- Учить приему «размазывания» (сверху вниз) на ограниченном пространстве.

Октябрь

1 нед.

2 нед.

- Продолжать учить приему размазывания  сверху вниз на ограниченной поверхности, не выходить за края «Рябинка».

3 нед.

«грибы-грибочки» формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение детей размазывать пластилин.

4 нед.

«осенняя пора» совместная работа детей и родителей на конкурс «золотая осень»

Учить самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики одинакового размера.

Ноябрь

1 нед.

2 нед.

- Учить самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг за другом сверху вниз, чередуя. «Гроздь винограда».

3 нед.

«цветные кляксы» учить смешивать пластилин, воспитывать художественный вкус.

Продолжать осваивать прием надавливания. «Украсим кукле платье».

4 нед.

- Продолжать учить способу размазывания. «Горы».

Декабрь

1 нед.

«Клубочки для котенка» - Учить приему раскатывания (колбаски). Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. (Коллективная работа).

«Северное сияние» - продолжать знакомить с техником пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.

2 нед.

«лекция для родителей. пластилинография» - расширять знания родителей о нетрадиционных способах использования пластилина

«Ёлка» Развивать творческое воображение при украшении елочки. Развивать мелкую моторику.

3 нед.

«совместная работа детей и родителей на конкурс снеговиков»(прием скатывания, размазывания, надавливания, прочерчивания)

4 нед.

«Снеговики»(подгруппы) – Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, представление о снегопаде, как о природном явлении. Осваивать прием прочерчивания, размазывания, скатывания, сплющивания. Закреплять умение работать с пластилином.

Январь

1 нед.

«зимняя картина» ознакомить детей с понятием пейзаж. Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки. Развивать чувство цвета, закреплять знания об оттенке белого.

2 нед.

«Белая, ах какая белая зима» - Уточнить признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине. (с подгруппой детей).

3 нед.

«Яблочки» (Работа детей и родителей на выставку) – Продолжать отображать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов : оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.

4 нед.

«Белая снежинка на ладошку села» - Побуждать детей передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

Февраль

1 нед.

«Самолет» - освоение приемов: раскрашивания, размазывания, сплющивание. Формировать умение составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей

2 нед.

«Галстук для папы» - Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

3 нед.

«Галстук для папы» - Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

4 нед.

«Зимний лес» - продолжать осваивать прием процарапывания.

Март

1 нед.

«цветы для мамы» - продолжать освоение приемов скатывания, примазывания. Стимулировать к экспериментированию в работе.

2 нед.

«Божья коровка, улети на небо» - формировать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать осваивать приемы размазывания и расплющивания шариков.

3 нед.

«Одежда» - закрепить знания о времени года. Уточнить какую одежду носят люди весной. Использовать прилагательные (костюм – яркий, модный, платье разноцветное, длинное и т.д.).

4 нед.

Апрель

1 нед.

«Деревья» продолжать осваивать приемы: скатывания, раскатывания, сплющивания. Формировать интерес к изготовления поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.

«Весна идет, весне дорогу» - Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

2 нед.

3 нед.

«Машины» - закреплять умение работы в технике пластилинографии приемом размазывания и процарапывания.

4 нед.

Май

1 нед.

«салют» провести беседу о героях нашей родины, о празднике 9 мая. Предложить выполнить работу в технике пластилинографии. Оформить выставку.

- продолжать учить смешивать цветной пластилин, добиваться желаемого результата.

2 нед.

«Фиалка» - расширять представления о комнатных растениях. использовать приемом размазывания и прием налепа.

3 нед.

4 нед.

«Кактус» - продолжать формировать представления о внешнем виде растения. Развивать чувство цвета, формы.

Приложение 2

1. Занятие по пластилинографии: Украсим кукле платье.

Цель:

Учить детей украшать платье  в  технике  пластилинографии.

Задачи: 

1. Учить  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

3.Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга.

4.Развивать  мелкую моторику пальцев.

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Речевая задача: Закреплять названия  цветов – красный, желтый, зеленый, синий. Закрепить употребление в речи существительных  с обобщающим значением: одежда.

Ход занятия:

В гости к детям пришла кукла (плоскостная). Предлагаем детям познакомить её с куклами нашей группы.

Во время знакомства кукла хвалит  нарядную одежду кукол. Она говорит, что тоже хочет иметь такие красивые платья. Воспитатель предлагает детям помочь кукле. Она показывает детям заранее приготовленные заготовки платья и предлагает их украсить цветными горошинами и подарить кукле. Дети соглашаются.

Дети садятся за столы. На них  заранее разложены заготовки платьев, пластилин.

Прежде чем начать украшать платья, мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:Швейная машинка

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем “рисовать” горошины?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Покажите пальчиком, где будем рисовать горошины.

Дети показывают.

Воспитатель: Посмотрите,  сколько горошин на платье?

Дети: Много.

Воспитатель: Мы тоже много горошин нарисуем.

Каким цветом мы будем рисовать горошины?

Дети: Красным, синим…

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли все пластилин.

- Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Миша, а ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на платье,  надавили на  шарик пальцем. Посмотрите, какая горошина у нас получилась!

Работа детей.

По окончанию занятия воспитатель   предлагает детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какие красивые платья в разноцветный горошек у нас получились, как рада кукла своим новым нарядам. Кукла примеряет свои новые наряды, хвалит детей.

Оформление выставки работ.

2. Занятие по пластилинографии: Листопад.

Цель:

 Учить детей рисовать осенние листочки  в  технике  пластилинографии.

Задачи:

1. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

2. Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Развивать  мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Реч задача: Обогащение словаря: листопад, вьются, пасмурно, дождливо.

Активизация словаря: желтый, зелёный, красный, листья, листопад.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый   букет осенних листьев я вам принесла.

  • Листья раньше росли на деревьях, но пришла осень, на улице стало холодно, дождливо и листья с деревьев начали падать. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
  • Правильно. Листопад.

Под  музыкальную композицию П.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из альбома ”Времена года”  разбрасываем листочки.

Воспитатель:          Падают, падают листья

                                   В нашем саду листопад

                                   Красные, желтые листья

                                   По ветру вьются, летят.

 Воспитатель: Посмотрите, какой листопад у нас получился.

Предлагаем детям поднять листья, спрашиваем какого они цвета.

Воспитатель: А давайте с вами нарисуем листопад и подарим его мамам!

Дети садятся за столы, на которых заранее разложены изображения силуэтов деревьев, пластилин.

Воспитатель: Прежде чем начать “рисовать” листопад мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

             Мы листочки -2 раз (сжимать, разжимать ладошки)

                Мы осенние листочки

                Мы на дереве висели

                Ветер дунул ууууууу полетели (плавные движения руками)

                Мы летали-2 раз

                И под дерево упали.

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать листья?

Дети: Пластилином.

Воспитатель:  Покажите мне пальчиком, где мы будем рисовать листья?Дети показывают.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать листья?

Дети: Красным, желтым.

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям) Взяли  пластилин.

Ира, какого цвета ты взяла пластилин? Петя,  ты какого цвета взял пластилин?

Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили получившийся шарик на веточки дерева,  надавили  на скатанный шарик пальцем и размазали его.

Во время работы помогаем детям, используя прием ” рука в руке”.

Итог:  Предлагаем детям рассмотреть получившиеся работы. Обращаем внимание, какой красивый, разноцветный  листопад у нас получился, на цвет  листьев, хвалим детей.

Оформление выставки работ.

3. Занятие по пластилинографии: Букет для мамы.

Цель:

Учить детей создавать букет для мамы   в  технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить создавать композицию  на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона.

2. Закреплять прием  вдавливания.

4. Развивать мелкую моторику пальцев

5. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Букет, цветы, мамин праздник.

Ход занятия:

Воспитатель: Приближается мамин праздник, 8 марта. Каждая мама будет рада букету цветов. Давайте мы с вами создадим красивые букеты цветов и подарим их своим мамам.

Дети: Давайте.Привлекаем внимание детей к готовому образцу на мольберте.

Воспитатель:  Подарю я мамочке сказочный букет.

                          Простоит он в вазочке много-много лет.

Вот такие сказочные букеты мы сейчас с вами будем создавать.

Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлено:

1.Картинка с изображением вазы.

2.Пластилин.

3. Макаронные  изделия, окрашенные в разные (основные) цвета.

Пальчиковая игра:

Наши алые цветки - распускают лепестки. ( Сжимаем, разжимаем кулачки)

Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши желтые цветки - закрывают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук).

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем создавать такой сказочный букет. (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям).

Воспитатель: Сначала мы будем рисовать листочки. Какого  цвета листья  у цветов?

Дети: Зеленого.Воспитатель: Возьмите кусочек зеленого пластилина.

Катя, какого цвета ты взяла пластилин? Павел, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите над вазой  и пальчиком  надавите на него, расплющите, чтобы листок закрепился на основе.

 ( Размазываем пальчиком от середины к краям). Вот какой у нас листик получился! Давайте сделаем ещё один листочек. ( Делаем несколько листочков).

Воспитатель: Теперь на эти листочки мы будем прикреплять  (вдавливать) цветочки. Посмотрите, у вас на столах лежат такие красивые, разноцветные цветы. Берем по одному цветку и пальчиками вдавливаем его в листочки. ( Цвета  дети выбирают самостоятельно).

Итог: Предлагаем детям рассмотреть свои  работы.

Воспитатель: Какие чудесные у вас букеты получились! Вы все очень старались, ваши мамы будут очень рады!
Я пришел сегодня к маме.

С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –

Небывалой красоты.
Эти чудные цветы
Я не рвал, не покупал,

Я их сам нарисовал.

4. Занятие по пластилинографии: Мячики для котенка.

Цель:

Учить детей создавать мячики для котенка   в  технике  пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

3.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.

4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5.Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Активизация речи детей: Котенок, кот, котик, разноцветные мячи, коготки, цап-царап.

Ход занятия:

Обыгрывание игрушки. Котенок играет с мячиком.

Воспитатель: Кто это? Что он делает? Дети: Это котенок, он играет мячиком.

Воспитатель: Как вы думаете, ему грустно или весело?Дети: Ему весело!

Воспитатель: Почему ему весело?Дети: Он играет с мячиком.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня есть другие котята, но они такие грустные.

Показываем картинки с изображением котят.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему они такие грустные?Дети: У них нет мячика.

Воспитатель: А давайте мы нарисуем и  подарим  котятам мячики, чтобы их развеселить!

Дети: Давайте.Воспитатель:        

                          Серый котик игрунок

                          Мячик бросим мы тебе

                          Ты с мячиком играй

                           И не скучай.

Дети садятся за столы.

Прежде чем начать рисовать мячики  мы с вами подготовим пальчики.

Пальчиковая игра:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
( Пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.  
(Сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит.  
( Скребем по столу)
Цап-царап              (сжимать разжимать кулачки)

Рассматривание разнообразных мячей: разноцветных, больших и маленьких.

Воспитатель: Посмотрите на  мячик. Какой он формы?

Дети: Круглой.Воспитатель: А какого цвета?

Дети: Красного (зеленого, синего и т.д.)!

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать разноцветные мячи с помощью пластилина.

Объяснение  и показ, индивидуальная помощь детям.

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина  любого цвета.

Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого  цвета  взял пластилин?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик положите рядом с котенком и слегка надавите на него, расплющите, чтобы мячик закрепился на основе.

        

5. Занятие по пластилинографии: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты…»

(коллективная работа)

Цель:

Учить детей создавать одуванчики цветы  в  технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.

2.Продолжать развивать у  детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Умение работать в коллективе.

Речевая задача: Активизация словаря - желтый одуванчик, лучик золотой. Учить отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Ход занятия:

Вносим в группу букет из одуванчиков. Чтение стихотворения

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые цветы!  Называются они – одуванчиками.

Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду: в огородах и садах, на лугах и полях,  по обочинам дорог и на нашем участке. Его ярко-желтые цветочки собраны в круглую корзинку. Рассматривание цветка:

Воспитатель: Скажите, дети, какую форму вам напоминает цветок одуванчика?
Дети: Форму круга. Воспитатель:  Действительно, одуванчик имеет округлую форму с пушистыми краями. Это все оттого, что цветок одуванчика состоит их большого количества отдельных цветочков. Показываем детям цветок с близкого расстояния, чтобы каждый мог в этом убедиться.
Обращаем внимание на лист одуванчика, он похож на маленькую елочку, а каждая отдельная часть листика похожа по форме на треугольник.Обращаем внимание детей на незавершенную композицию картины, предлагаем детям завершить её, дорисовать одуванчики и украсить этой картиной группу.
Дети садятся за столы.

Пальчиковая игра:

 Светит солнышко в окошко,   (  «фонарики») Потанцуем  немножко 

 Прыг-скок..  (хлопаем)

 Светит солнышко в окошко,     ("фонарики")

 Потанцуем  мы   немножко  Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,    (хлопаем)

 Светит солнышко в окошко,    ("фонарики")

 Потанцуем  мы немножко  Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,   (хлопаем)

Воспитатель: А теперь все вместе со мной начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина.  

Оля, ты взяла пластилин, какого цвета? Ваня, а ты взял пластилин какого цвета?

Скатайте из него шарик. Готовый шарик расплющите между ладошек.

Посмотрите, у вас получилось круглое “солнышко”. А теперь подойдите к картине. Покажите пальчиком, куда вы будете прикреплять  цветочки (дети показывают на кончик стебелька).

Цветок прикрепите  на картину  к стебельку.

Обращаем внимание детей на то, что кончик цветка пушистый. Чтобы на нашей картине он был такой же, надо его распушить. Пальчиком размазываем диск, делаем как бы лучики солнышку.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная получилась  поляна!

В конце занятия можно провести хоровую игру

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

6. Занятие на тему: «Кактус»

Программное содержание:

1. Продолжать формировать представления о внешнем виде растения /кактус/, обратить внимание детей на то, что каждое живое существо неповторимо;

2. Сформировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости;

3. Развивать чувство формы, цвета, способствовать дальнейшему освоению технических приёмов и навыков работы: / упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями обеих рук, учить приёму сплющивания шарика и размазывания на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы/.

4. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

Материал - кактус, шаблоны, плотный картон, пластилин зелёного и жёлтого цвета, салфетка для рук, зубочистки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Гимнастика для пальчиков

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определённой последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это -дед.

И у нас разлада нет.

Загадка: из пустынь пришёл ко мне

Ёж живущий на окне:

Толстенький, зелёный, в солнышко влюблённый.

Пьёт он редко, есть чуть – чуть… .

Беседа с детьми :

Ребята, посмотрите на кактус и скажите, чем же он отличается от других растений, чем же он особенный?

- Какого он цвета?

- а что растёт у кактуса на стебле?

- какой на ощупь?

- что есть у кактуса кроме колючек?

- в чём растет кактус?

Приёмы выполнения работы:

- выложить шаблоны кактуса и цветочного горшка на картоне /спланировать работу/

- обвести шаблоны;

- раскатать пластилин между ладонями;

- положить пластилин на середину изображения цветочного горшка и начать размазывать, заполняя контуры.

- теже самые действия с изображением кактуса;

- кактус на ощупь какой? /колючий/

- что я не сделала? / колючки/. Размещаю по всей поверхности колючки.

Физминутка

Самостоятельная работа детей.

А теперь, давайте делать зелёных друзей для кактуса!

/на протяжении аппликационной деятельности звучит фоновая музыка/.

По окончанию работы предлагаю детям разместить кактусы на модуле - окошке.

Итог занятия

Молодцы! Вы очень постарались и теперь кактусу весело! С ним на окошке теперь много друзей, таких же зелёных и колючих, как он!

7. Занятие на тему: СНЕГОВИК.

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к пластилину как художественному материалу. Учить способу создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закрепить навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе: включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Развивать мелкую моторику рук, внимание, восприятие, образное мышление, речь. Воспитывать эмоциональное отношение к событиям, происходящим в жизни детей в зимнее время; инициативу, самостоятельность.

Предварительная работа: Чтение произведения В. Сутеева «Елка», развивающая игра «Собери картинку», игры со снегом на прогулке.

Материал и оборудование: Плотный картон голубого цвета, пластилин, белая яичная скорлупа, стека, влажная салфетка для рук, игрушка снеговик.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на зимнее время года. Спрашивает, в какие игры можно играть на прогулке. Загадывает загадку:

Зимой из снега

Слеплен ловко

Три колобка

И нос - морковка. Кто это? (снеговик)

Воспитатель:

- А почему он так называется? (лепят из снега)

- А каким образом это делают? (скатывают из снега, ставят один на другой, а потом украшают)

- Скажите, а комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные? (дети отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы любите лепить снеговиков? Конечно, это очень интересная и веселая забава. Вот и к нам в гости пришел Снеговик. Он принес нам стихотворение о себе. Давайте послушаем (читает стихотворение Е. Седовой):

Первый снег идет кругом-

Снегом землю замело.

Из пушистого снежка

Я слеплю снеговика

С длинным-длинным носом,

Назову его Морозом.

Сделал я огромный ком

А еще один потом,

Глазки-уголечки,

Беленькие щечки,

А потом морковку

Прикрепил неловко-

Это будет красный нос.

Вот и вышел мой Мороз.

В руки дам ему метлу,

Не замерзнет на ветру.

Мой хороший снеговик

Сразу же к зиме привык.

Воспитатель: Ребята, наш снеговик просит нарисовать его портрет. Порадуем его? А для того чтобы у нас все получилось замечательно, нам надо размять наши руки и пальчики. (выполняется пальчиковая гимнастика):

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать портрет пластилином. Для этого нам надо скатать три шарика разного размера, расплющить их между ладонями, затем расположить их друг на друга. Обратите внимание, как должны быть расположены шарики по величине. Какой внизу, посередине, вверху? (педагог проводит индивидуальную работу с детьми, имеющими затруднения в работе). Чего не хватает снеговику? Надо сделать шарики небольшого размера для рук. Сколько у вас рук? А у снеговика? Где мы их расположим? (сбоку от туловища -справа и слева).

Далее проводится динамическая пауза:

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения)

Снега мы возьмем немножко,

Слепим мы снежки в ладошках.

Дружно ими побросались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком,

Снег стряхнули с рук потом.

Воспитатель: Какого цвета снеговик? А давайте попробуем и мы сделать вид «настоящего» снега. А поможет нам в этом яичная скорлупа. Надо выложить поверхность снеговика скорлупой, слегка ее вдавливая в пластилин (педагог обращает внимание детей на свойства скорлупыхрупкая).

По завершении второго этапа работы проводится логоритмика

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: А теперь чтобы закончить портрет Снеговика, надо закончить его украшение. Скатаем цветной шарик, сплющим его и стекой отсечем под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведерка.

Далее из цветного пластилина дети делают глазки, морковку и метлу по желанию.

Воспитатель: Вот какие мы с вами талантливые художники. Давайте порадуем своими работами нашего гостя. Чем мы сегодня рисовали портрет? Чем легче рисовать пластилином или красками? Чем интереснее? Вы все очень старались и у вас все замечательно получилось. Снеговик рад вашим подаркам и приглашает вас вместе с ним на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.

В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

пластилинография - вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основн...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...