Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
Задачи:
1. Образовательные.
- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;
- формировать навыки составления предложений;
- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;
2. Развивающие.
- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;
- обогащать и активизировать словарь детей;
3. Воспитывающие.
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
Оборудование и материалы для занятия: презентация, ковер-самолет с буквами, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, золотой ключик, смайлики.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, здоровье.
Приёмы и методы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, повторение.
Наглядные: презентация, схема синквейна, карточки-схемы.
Игровые: сюрпризные моменты.
Физкультминутка: «Зарядка с Буратино» (видео)
Словарная работа: синквейн.
Предварительная работа: чтение сказки «Буратино», составление синквейна на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_s_primeneniem_tehnologii_sinkveyn.docx | 59.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме:
«Путешествие в сказочную страну»
с применением технологии синквейн.
Воспитатель: Спасская Светлана Александровна
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
Задачи:
1. Образовательные.
- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;
- формировать навыки составления предложений;
- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;
2. Развивающие.
- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;
- обогащать и активизировать словарь детей;
3. Воспитывающие.
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
Оборудование и материалы для занятия: презентация, ковер-самолет с буквами, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, золотой ключик, смайлики.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, здоровье.
Приёмы и методы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, повторение.
Наглядные: презентация, схема синквейна, карточки-схемы.
Игровые: сюрпризные моменты.
Физкультминутка: «Зарядка с Буратино» (видео)
Словарная работа: синквейн.
Предварительная работа: чтение сказки «Буратино», составление синквейна на занятиях
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
- Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.
Воспитатель:
- Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
- А вы, любите сказки? (Да)
- Замечательно!
Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло. Давайте его откроем и прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, мне найти золотой ключик от потайной двери и освободить друзей Буратино для нового представления.
Золотой ключик от этой двери находится у Карабаса-Барабаса. Что бы получить ключик и освободить друзей Буратино, нам нужно выполнить его задания».
Воспитатель:
- Мы с вами давно знакомы с героями сказки «Золотой ключик, или приключение Буратно». Давайте вспомним, как зовут героев этой сказки.
Дети перечисляют:
Буратино, Папа Карло, Мальвина, Пьеро, Карабас –Барабас, Артемон, Лиса Алиса, Кот Базилио, Черепаха Тортилла.
Воспитатель:
- Вы готовы отправиться в сказочное приключение?
Дети:
- Дааа
Воспитатель:
- Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочную страну на ковре-самолете, который вам нужно будет найти в группе.
- От красного кубика, стоя лицом к доске, вам нужно будет повернуться налево, затем сделать три шага вперед, повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши три раза и перед вами окажется ковер-самолет.
Дети находят ковер-самолет, разворачивают его и видят на нем буквы.
Воспитатель:
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
- Становитесь на ковер-самолет, каждый на свое место и он донесет нас в сказочную страну. Обратите внимание на цвет букв, нам это пригодится для выполнения заданий.
Дети занимают свои места.
2. Основная часть
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит музыка
Воспитатель:
- Вот мы и прибыли в сказочную страну (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).
- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
- А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Мы замочек покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
Мы замочек потянули – (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И замочек мы открыли! (показать ладошки).
Воспитатель:
- Вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Идут по следам и находят конверт с заданием от Карабаса-Барабаса.
Воспитатель:
- Сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь на свои места. Обратите внимание на столы, какого цвета стоят на них кубики? (красного и синего)
- Вспоминайте, какого цвета были буквы на ковре-самолете.
Дети присаживаются за столы
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Дети:
- Буратино
Воспитатель:
-Правильно!
1. Задание - «Повтори и расшифруй схему».
Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейна и карточки-схемы
Воспитатель показывает изображение схемы синквейна
(на экране появляется схема синквейна).
Воспитатель:
- Какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание.
Воспитатель:
- Про кого мы отгадали загадку. (На доске изображение Буратино).
Дети:
- Буратино!
Воспитатель:
- Давайте с вами вспомним, что обозначают эти символы.
- Какой вопрос мы сможем задать к слову – Буратино? Кто? Или Что?
Дети: Кто?
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому что он живой предмет.
Дети выкладывают схему слово-предмет на столах.
Воспитатель:
- Ребята, выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слова - предмет.
- А сейчас у нас вторая строчка нашего стихотворения должна состоять из слов – признаков.
- Какой Буратино?
Дети:
- Деревянный, Веселый, Любопытный..
Воспитатель:
- Выберите из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово - признак
Дети выкладывают схему слово- признак на столах.
Воспитатель:
- Третья строчка стихотворения должны составлять слова - действия
- Буратино что делает?
Дети:
- Учится читать, любит Папу Карло, ходит, открывает дверь…
Воспитатель:
- Выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово – действие.
Дети выкладывают схему слово- действие на столах.
Воспитатель:
- А четвертое сложное нужно составить о Буратино предложение.
Дети:
- Любопытный Буратино открывает золотым ключиком дверь (пример предложения)
Воспитатель:
- И пятая строчка нашего стихотворения должна составлять всего лишь одно слово, обобщение
- Кто Буратино?
Дети:
- Сказочный герой.
Воспитатель:
- А сейчас давайте скажем что у нас получилось.
Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:
1. Буратино
2. Деревянный, любопытный
3. Учится, помогает, открывает дверь
4. Любопытный Буратино открыл золотым ключиком дверь.
5. Сказочный герой
- Кто хочет попробовать прочитать?
Ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает.
Воспитатель:
- Ребята, а что мы с вами составили? Как называется это необычная схема?
- Давайте повторим вместе это необычное слово.
Дети:
- Синквейн.
Воспитатель:
- Синквейн - это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
- С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.
Зарядка с Буратино (видеозарядка на доске)
Воспитатель:
- Вот мы немного отдохнули и набрались сил. Последнее испытание осталось.
Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием
Дети присаживаются на свои места.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!
2 задание: «Отгадай и составь синквейн – загадку» (на слайдах)
1.
1.?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
Воспитатель:
- Кто это? (папа Карло)
Воспитатель:
- А сейчас самое сложное задание для вас, ребята. Мы в начале занятия не просто так выбирали свои места и делились на две команды. Сейчас вам нужно будет придумать и загадать загадку другой команде. Посмотрим какая из команд справится быстрее с этим заданием.
Предлагаю детям перевернутые картинки с героями сказки.(Мальвина, Черепаха Тортилла)
Пример:
2.
1.?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
Воспитатель:
Кто это может быть? (Черепаха Тортилла)
3.
1.?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
Ответы детей
Воспитатель:
- Молодцы все загадки отгадали.
На доске появляется изображение Карабаса-Барабаса (запись голоса)
Карабас-Барабас:
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми моими заданиями! Делать нечего, отдам вам золотой ключик. Всего вам доброго!
Звучит волшебная музыка и воспитатель отдает спрятанный золотой ключик.
4. Заключительная часть
Воспитатель:
- Вот и подошло к концу наше с вами сказочное приключение? Пора возвращаться назад в группу.
Становимся на ковер-самолет и возвращаемся в сад.
Звучит музыка.
Воспитатель:
- Скажите мне, пожалуйста, понравилось вам наше сказочное путешествие?
Дети:
- Дааа
Воспитатель:
- Кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?
Дети:
- Синквейн.
Воспитатель:
- Какие задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?
Дети:
- Отгадывали синквейн загадки.
Воспитатель:
За руки умелые, за ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался, тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю. (Деревянный настольный театр)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по Африке»
занятие по теме "Животные жарких стран"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»
Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Клуб знатоков»
Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых ле...