Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Спасская Светлана Александровна

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».

Задачи:

1. Образовательные.

- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;

- формировать навыки составления предложений;

- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;

2. Развивающие.

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;

- обогащать и активизировать словарь детей;

3. Воспитывающие.

- развивать внимание, логическое мышление;

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.

Оборудование и материалы для занятия: презентация, ковер-самолет с буквами, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, золотой ключик, смайлики.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, здоровье.

Приёмы и методы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, повторение.

Наглядные: презентация, схема синквейна, карточки-схемы.

Игровые: сюрпризные моменты.

Физкультминутка: «Зарядка с Буратино» (видео)

Словарная работа: синквейн.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино», составление синквейна на занятиях

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме:

«Путешествие в сказочную страну»

 с применением технологии синквейн.

Воспитатель: Спасская Светлана Александровна

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».

Задачи:

1. Образовательные.

- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;

- формировать навыки составления предложений;

- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;

2. Развивающие.

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;

- обогащать и активизировать словарь детей;

3. Воспитывающие.

- развивать внимание, логическое мышление;

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.

Оборудование и материалы для занятия: презентация, ковер-самолет с буквами, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, золотой ключик, смайлики.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, здоровье.

Приёмы и методы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, повторение.

Наглядные: презентация, схема синквейна, карточки-схемы.

Игровые: сюрпризные моменты.

Физкультминутка: «Зарядка с Буратино» (видео)

Словарная работа: синквейн.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино», составление синквейна на занятиях

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: 

- Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Воспитатель:

- Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И конечно поиграть.

- А вы, любите сказки? (Да) 

- Замечательно!

Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло. Давайте его откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, мне найти золотой ключик от потайной двери и освободить друзей Буратино для нового представления.

Золотой ключик от этой двери находится у Карабаса-Барабаса. Что бы получить ключик и освободить друзей Буратино, нам нужно выполнить его задания».

Воспитатель:

- Мы с вами давно знакомы с героями сказки «Золотой ключик, или приключение Буратно». Давайте вспомним, как зовут героев этой сказки.

Дети перечисляют:

Буратино, Папа Карло, Мальвина, Пьеро, Карабас –Барабас, Артемон, Лиса Алиса, Кот Базилио, Черепаха Тортилла.

Воспитатель:

- Вы готовы отправиться в сказочное приключение?

Дети:  

- Дааа

Воспитатель:

 - Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочную страну на ковре-самолете, который вам нужно будет найти в группе.

- От красного кубика, стоя лицом к доске,  вам нужно будет повернуться налево, затем сделать три шага вперед, повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши три раза и перед вами окажется ковер-самолет.

Дети находят ковер-самолет, разворачивают его и видят на нем буквы.

Воспитатель:

- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.

- Становитесь на ковер-самолет, каждый на свое место и  он донесет нас в сказочную страну. Обратите внимание на цвет букв, нам это пригодится для выполнения заданий.

Дети занимают свои места.

2. Основная часть

Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.


Звучит музыка

Воспитатель:

- Вот мы и прибыли в сказочную страну (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).

- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.


- А поможет нам
пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок (пальцы в "замочек")
Да никто открыть не мог!
Мы замочком постучали, (
на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Мы замочек покрутили,
(не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).

Мы замочек потянули – (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И замочек мы открыли! (показать ладошки).


Воспитатель: 

- Вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Идут по следам и находят конверт с заданием от Карабаса-Барабаса.

Воспитатель: 

- Сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь на свои места. Обратите внимание на столы, какого цвета стоят на них кубики? (красного и синего)

- Вспоминайте, какого цвета были буквы на ковре-самолете.

Дети присаживаются за столы

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети:

- Буратино

Воспитатель: 

-Правильно!

1. Задание - «Повтори и расшифруй схему».

Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейна и карточки-схемы

Воспитатель показывает изображение схемы синквейна 

(на экране появляется схема синквейна).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ead/00031bec-16fbf1be/img7.jpg

Воспитатель: 

- Какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание.

Воспитатель: 

- Про кого мы отгадали загадку. (На доске  изображение Буратино).

Дети:

- Буратино!

Воспитатель: 

- Давайте с вами вспомним, что обозначают эти символы.

- Какой вопрос мы сможем задать к слову – Буратино? Кто? Или Что?

Дети: Кто?

Воспитатель:

- Почему?

Дети:

- Потому что он живой предмет.

Дети выкладывают схему слово-предмет на столах.

Воспитатель:

-  Ребята, выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слова - предмет.

- А сейчас у нас вторая строчка нашего стихотворения должна состоять из слов – признаков.

- Какой Буратино?

Дети: 

- Деревянный, Веселый, Любопытный..

Воспитатель:

- Выберите из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово - признак

Дети выкладывают схему слово- признак на столах.

Воспитатель:

- Третья строчка стихотворения должны составлять слова - действия

- Буратино что делает?

Дети:  

- Учится читать, любит Папу Карло, ходит, открывает дверь…

Воспитатель:

- Выберите, пожалуйста, из имеющихся схем на своих рабочих местах, схему слово – действие.

Дети выкладывают схему слово- действие на столах.

Воспитатель:

- А четвертое сложное нужно составить о Буратино предложение.

Дети:

- Любопытный Буратино открывает золотым ключиком дверь (пример предложения)

Воспитатель:

-  И пятая строчка нашего стихотворения должна составлять всего лишь одно слово, обобщение

- Кто Буратино?

Дети:

- Сказочный герой.

Воспитатель:

- А сейчас давайте скажем что у нас получилось.

Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:

1. Буратино

2. Деревянный, любопытный

3. Учится, помогает, открывает дверь

4. Любопытный Буратино открыл золотым ключиком дверь.

5. Сказочный герой

- Кто хочет попробовать прочитать?

Ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает.

Воспитатель: 

- Ребята, а что мы с вами составили? Как называется это необычная схема?

- Давайте повторим вместе это необычное слово.

Дети:

- Синквейн.

Воспитатель: 

- Синквейн - это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

- С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.

Зарядка с Буратино (видеозарядка на доске)

Воспитатель: 

- Вот мы немного отдохнули и набрались сил.  Последнее испытание осталось.

Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием

Дети присаживаются на свои места.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!

2 задание: «Отгадай и составь синквейн – загадку» (на слайдах)

1.

1.?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Воспитатель: 

- Кто это? (папа Карло)

Воспитатель:

- А сейчас самое сложное задание для вас, ребята. Мы в начале занятия не просто так выбирали свои места и делились на две команды. Сейчас вам нужно будет придумать и загадать загадку другой команде. Посмотрим какая из команд справится быстрее с этим заданием.

Предлагаю детям перевернутые картинки с героями сказки.(Мальвина, Черепаха Тортилла)

Пример:

2.

1.?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

Воспитатель: 

Кто это может быть? (Черепаха Тортилла)

3.

1.?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

Ответы детей

Воспитатель: 

- Молодцы все загадки отгадали.

На доске появляется изображение Карабаса-Барабаса (запись голоса)

Карабас-Барабас:

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми моими заданиями! Делать нечего, отдам вам золотой ключик. Всего вам доброго!

Звучит волшебная музыка и воспитатель отдает спрятанный золотой ключик.

4. Заключительная часть

Воспитатель:

- Вот и подошло к концу наше с вами сказочное приключение? Пора возвращаться назад в группу.

Становимся на ковер-самолет и возвращаемся в сад.

Звучит музыка.

Воспитатель:

- Скажите мне, пожалуйста, понравилось вам наше сказочное путешествие?

Дети:

- Дааа

Воспитатель:

- Кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?

Дети:

- Синквейн.

Воспитатель:

- Какие задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?

Дети:

- Отгадывали синквейн загадки.

Воспитатель:

За руки умелые, за ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался, тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю. (Деревянный настольный театр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Клуб знатоков»

Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас  детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых ле...