Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе с применением элементов нейрофитнеса "Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Аленка» города Сафоново Смоленской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе
с применением элементов нейрофитнеса
Пересказ рассказа К. Ушинского
«Четыре желания»
НОД в инновационном режиме
Воспитатель: Щокало Светлана Валерьевна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
с применением элементов нейрофитнеса
Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Автор: воспитатель Щокало Светлана Валерьевна
Проблема: Практически все дети идут в 1 класс с огромным желанием. Первые месяцы школу посещают с удовольствием. Но потом многие дети приходят к нежеланию учиться, говоря, что трудно, не понимаю, не получается.
Что же сделать, чтобы ребенку учиться было в школе легко и просто?
Предположение: Наш мозг нуждается в тренировке! Ему необходимы занятия фитнесом! Только в тренажерном зале мы прокачиваем мышцы, а упражнения нейрофитнеса наращивают связи нервных клеток. Постоянная систематическая зарядка мозга позволит прокачать внимание, воображение, мышление, память. Мозг ребенка станет работать в разы быстрее и эффективнее! И тогда обучение в школе станет только в радость.
Цель: развитие умения связно, последовательно, точно передавать содержание текста, используя метод ОГПУ (Опорные слова, Главные мысли, Пересказ, Умозрение).
Задачи:
1.Активизировать и расширять словарный запас о характерных признаках времен года.
2. Учить выделять главные мысли и структурировать информацию для легкого запоминания.
3. Учить передавать содержание рассказа последовательно и точно с опорой на картинные схемы.
4. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение через применение упражнений нейрофитнеса.
5. Сформировать знания последовательности времен года.
6. Формировать доброжелательность, инициативность, умение слушать.
7. Воспитывать интерес к природе.
Материалы и оборудование: телефон; карточки с девятью прямоугольниками по количеству детей; карандаши; карточки, обозначающие органы чувств; книжка К. Ушинского «Четыре желания»; 4 листа бумаги; красный и черный маркер; предметные картинки - горка, санки, коньки, записная книжка, бабочки, цветы, трава, рыба, ягоды, копна сена, сад, яблоки, груши и др.; веселые, грустные, злые и удивленные смайлики.
Ход НОД:
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сильно закрыть, открыть глаза).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
(Потереть уши от мочек вверх и обратно до ощущения тепла)
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
(Потереть ладошку об ладошку до ощущения тепла, похлопать в ладоши.)
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
(Погладить ножки, сделать перекрестные движения)
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!
(Поднять руки вверх!)
- Ребята, я пришла к вам с одной, очень серьезной проблемой.
Есть у меня очень хороший знакомый - Старик Годовик. Он является хранителем порядка в календарном году. Вчера он мне сообщил, что не все дети знают времена года по порядку. Вот они и обиделись. Ушли времена года с календаря. Нет теперь ни зимы, ни весны, ни лета, ни осени. Ой, что теперь будет? Страшно себе представить…
Упражнение на критическое мышление «Что будет, если…»
- Интересно, а среди вас, ребята, есть, кто не знает времена года по порядку? (Воспитатель спрашивает несколько детей, но обязательно будут те, которые путаются).
- Вот так дела… Что будем делать? (Дети предлагают выход)
- Итак, мы запомним времена года по порядку!
(На телефон приходит сообщение)
- Сообщение от Старика Годовика. Читаю: Спасайте, ребята, ситуацию! Иначе беда! В помощь вам даю то, что прямоугольной формы!
-Вот загадка! Что же это может быть?
Упражнение на развитие творческого воображения « Нарисуй, на что похоже»
Каждый ребенок получает лист с девятью прямоугольниками:
Задание: дорисовать прямоугольники, чтобы получился предмет.
Дети по очереди делятся друг с другом тем, что получилось.
(На телефон приходит сообщение)
- Опять сообщение от Старика Годовика. Пишет, что мы угадали. «Это была книга. Оживите ее. И она появится у вас. Прочитайте и перескажите текст. Он поможет вам запомнить времена года по порядку. Постарайтесь, ребята!»
Упражнение «Оживление» (создание 7D-картинки) с использованием карточек-органов чувств
- Оживляем слово КНИГА
1. Представьте картинку.
2. Услышьте звук.
3. Потрогайте, что ощущаешь
4. Ощутите запах
5. Ощутите вкус.
6. Представьте в движении.
7. Испытайте эмоции (настроение).
(Воспитатель незаметно для детей достает книгу К.Ушинского «Четыре желания».)
- Книга уже у нас есть. А теперь приступаем к самому ответственному делу. Но перед важным делом давайте сделаем зарядку для мозга.
Упражнения из нейробики:
- Гриб – поляна
- Рисуем в воздухе одновременно руками по контуру на доске.
Чтение воспитателем рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Пересказ рассказа методом ОГПУ
(Опорные слова, Главные мысли, Пересказ, Умозрение)
- Делим текст на смысловые блоки, даем им названия.
- Зима (разобрать значение слов «румяный», «карманная книга»)
- Весна (разбор слов «вволю набегаться», «пестрый»)
- Лето (разбор слова «сенокос»)
- Осень (разбор слова «восторг»).
Шифруем каждое название времени года по первой букве – ЗМЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, ЛЕСТНИЦА, ОБЛАКО. Зарисовываем эти предметы отдельно на каждом листе и красным маркером выделяем в них видимые очертания нужных букв.
- Выделяем ключевые слова каждой части.
На доске или столе небольшие предметные картинки . Среди них горка, санки, коньки, записная книжка, бабочки, цветы, трава, рыба, ягоды, копна сена, сад, яблоки, груши.
Воспитатель читает текст по частям. Выбираем нужные опорные слова в виде картинок и откладываем.
- Составляем схему.
На каждый лист с зашифрованным временем года раскладываем картинки опорных слов.
- Раскладываем листы со схемами по порядку.
Для того, чтобы запомнить порядок, придумываем историю, связывая слова в нужную последовательность.
Например, Змея села на Велосипед, на котором взобралась на Лестницу. Лестница была такой высокой, что проколола Облако.
- Пересказываем по получившейся схеме.
- Убираем схему и пересказываем в уме.
Каждый ребенок на своем «внутреннем экране» прокручивает получившейся фильм (мультик).
- Ребята, теперь я надеюсь, все очень хорошо запомнили времена года по порядку. (Опрос детей)
(На телефон приходит сообщение)
- Это пишет Старик Годовик. Он сообщил, что все времена года стали на свои места и благодарит вас. Вы молодцы! Похвалите себя!
Упражнение из нейробики: левой рукой гладим себя по голове, а правой хлопаем по животу; меняем руки.
Рефлексия:
- А вот и наши друзья-помощники – веселый, грустный, злой и удивленный смайлики. (Смайлики лежат около магнитной доски).
- Оцените свое настроение сейчас, выберите подходящий смайлик, прикрепите его на доску и объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»...
Образовательная деятельность по развитию речи во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа об игрушках».
Образовательная деятельность по развитию речи во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа об игрушках».Задачи:Связная речь. Учить составлять совместно с воспитателем описател...
Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Чтение и пересказ сказки из серии сказок А.А. Усачева «Как ежик Вовка играл в футбол»».
Задачи: Обучающие:- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;- учить составлять простые предложения, самостоятельно опирая...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам"
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы с ОНР....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик&r...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Пересказ рассказа «Богатый урожай с использованием сюжетных картинок»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитиюречи для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)«Пересказ рассказа «Богатый урожай с использованием сюжетных картино...