Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по Африке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шурыгина Лариса Николаевна

занятие по теме "Животные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc_afrika.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Путешествие по Африке»

Цель: 

обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки, развитие связной речи через составление описательных рассказов и загадок.

Задачи: 

Учить детей составлять связный рассказ, не отступая от заданной темы; развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану) .

закрепить знания детей о зонах Африки, её растительном и животном мирах;

Продолжать совершенствовать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе; упражнять в употреблении простых , сложносочиненных предложений.

Воспитывать у детей стремление слушать рассказы сверстников.

Оборудование:

Иллюстрации и слайды с изображением животных Африки (Презентация), схема для составления описательных рассказов, разрезные картинки, карточки для самооценки.

Словарная работа: Саванна, тропики, пустыня, травоядные, хищники

Предварительная работа:

Беседа о животных саванны и их детенышах, рассматривание иллюстраций. Рассказы детей о повадках животных

Составление описательных рассказов о животных по опорной схеме

Чтение сказки Р. Киплинг “Маугли” (отрывки)

Рисование леса с использованием нетрадиционных методов (изонить)

Чтение сказки Киплинга “Рикки – тикки – тави” Чтение сказки Р. Киплинга “Отчего у верблюда горб”

Чтение сказки Р. Киплинга “Слоненок”

Вечер загадок “животные Африки”

Рассматривание иллюстраций с пейзажами саванны, её обитателями, охотой хищников

Ребята усаживайтесь по удобнее и послушайте какое красивое  стихотворение про Африку написал поэт.

 Воспитатель:   Африка, Африка – волшебный континент,

На всей большой планете земли прекрасней нет.

Львы и обезьяны, зебры и слоны,

Верблюды, бегемоты – жители страны.

Когда же в зоопарке животные гостят,

В Африку вернуться все они хотят.

 Я предлагаю отправиться в путешествие по Африке.  Приготовьте свои пальчики, отправляемся.

Я по Африке гулял и зверей там повидал:

Ходим по столу указательным и средним пальцами обеих рук

Длинношеего Жирафа

(Высотою аж в три шкафа),

Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх

Черепаху, тигра, льва

И огромного слона.

Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинцем

Мы с жирафом поиграли:

Ананасы доставали

Складываем из пальцев жирафа. На второй строчке поднимаем руки вверх.

С ЧЕРЕПАХОЙ У РЕКИ

ПОБЕЖАЛИ ВЗАПУСКИ

Складываем из пальцев черепаху. Бежим по столу указательными и средними пальцами обеих рук.

Мы со львом не отдыхали,

Складываем из пальцев льва

Тигра полосы считали:

Энергично сжимаем разжимает кулаки

Раз, два, три, четыре, пять…

Раз, два, три, четыре, пять…

Загибаем пальцы сначала на одной руке, потом на другой, начаная с мизинцев

Всех полос не сосчитать!

Разводим руками встороны

Со слоном играли в прятки:

Складываем из пальцев слона

Он нашелся все в порядке!

Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх

Я катался на слоне..

Жаль, что было все во сне

Попеременно ударяем кулаками по столу

Давайте  вспомним на  какие зоны делится Африка.

Дети: саванна, тропики, пустыня

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Дети: В пустыне очень жарко - это царство песков, здесь жарко круглый год. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало.

Дети: саванна – это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев.

Дети: Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему.

Воспитатель: молодцы. В  Африке наступает ночь и многие звери отдыхают, закрывайте глаза – ночь.  Но вот на небе появляются первые лучи солнца и джунгли просыпаются.

Воспитатель: открывайте глаза. (слайд 1)Посмотрите внимательно, какое разнообразие животных в Африке.(слайд 2) Вот гордо лежит царь зверей лев. А чем лев отличается от всех других зверей Африки?

Дети: у льва густая грива.

Воспитатель: (слайд 4, 5) Днем львы отдыхают, спрятавшись от палящих лучей солнца. На охоту отправляются только ночью. Охотятся львицы. Но первым к добыче подходит лев. А львица с львятами стоят в стороне и ждут, пока он насытится.

Воспитатель: мы с Лизой приготовили для вас загадку послушайте внимательно и отгадайте кто это.

Дети: это животное. Живет в жарких странах. Он большой и тяжелый. Туловище у него похоже на овал, ноги мощные и толстые. На голове у зверя длинный нос и большие уши. Питается травой, ветками и корой деревьев, травой.

Дети: это слон.

Воспитатель: (слайд  6.7.8.9.) Существует два вида слонов: африканские – самые крупные животные.  Индийские – поменьше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Слоны живут семьями.  Возглавляет семью старая слониха. Матери заботятся о детях до 10 – 15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день съедают до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды. Слон – очень умное животное. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места перетаскивать.

Воспитатель: кто еще хочет составить свою загадку про животного? (носорог)

Дети: это животное. Живет в жарких странах, он большой. У него есть мощное туловище и на голове рог. Питается носорог травой, листвой. Живет на суше.

Воспитатель: (слайд 10) это носорог верно.

Посмотрите на картинку и назовите следующее животное, которое появилось на нашем пути. (слайд 11)(бегемот)

Сравните носорога и бегемота, чем они различаются, а в чем сходны. (слайд 12)

Дети: Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью. Различия: у носорога есть рог, а у бегемота – нет. Окрас у носорога  черный или белый, а у  бегемота коричневый.   Бегемот любит полежать в воде, а носорог на суше.

Воспитатель:  молодцы, вы правильно назвали и сходства и различия. А теперь мы с вами превратимся в диких зверей. Будьте внимательны, выполняйте движения вместе со мной.

Физминутка

Инструкция воспитателя        Выполняемые движения

1. Развитие общей моторики

Это лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней.        Дети идут по кругу неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

        Останавливаются, ставят ноги на ширину плеч и, согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, выполняют пружинку.

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон.

        Пальцы рук прижаты к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед — вправо, вперед влево.

Леопард так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

 Зебра головой качает,

К себе в гости приглашает.

        Выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону.

Вот удав меня пугает

И к себе не подпускает.        Руки вытянуты вперед перед собой. Дети выполняют руками волнообразные движения.(выполняется 2-3 раза темп с каждым разом возрастает)

 Воспитатель: Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете повадки животных, если их сравнивать с людьми. Я буду вам говорить повадки животных, а вы угадывать про кого идет речь.

топает, как…

слон

Длинношее

жираф

Выносливый, как..

верблюд

Здоровый, как…

бык

Толстый, как…

бегемот

Кривляется, как…

обезьяна

Лохматый, гордый  как…

лев

Воспитатель: ребята, со всеми заданиями вы справились успешно.

Воспитатель: молодцы, посмотрите у меня на столе какие то письма лежат интересно от кого это? Посмотрю что внутри.

Задание: здесь нарисованы животные Африки, попробуйте  сложить разрезные картинки (работа в парах), и составить загадку про зверя который появился на вашей картинке.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу и мы отправляемся домой. Закрывайте глаза, полетели. Вот мы и дома.

Воспитатель: Попробуйте  сами оценить свои ответы на занятии . Дети оценивают себя карточками (солнце – все хорошо; солнце заходит за тучу – не все получилось;)

Прошу детей, взявших тучку объяснить свой выбор, предлагаю помощь в затруднительной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.Задачи:1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весна»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Закрепление умения детей составлять описательные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:1. Образовательные. - закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предм...