Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Клуб знатоков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем: «Животный мир наших лесов», «Животный мир жарких стран», «Животный мир холодных стран».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktorina_zhivotnye.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
на тему:
«Клуб знатоков»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
составил: Прохорова Н. П.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
2018 г.
г. Сатка
тема: «Клуб знатоков»
Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа
Тип деятельности:
- Усвоение новых знаний
- Закрепление и систематизация ранее приобретённых знаний
Вид деятельности
- Занятие – викторина
Форма:
- Фронтальная
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем: «Животный мир наших лесов», «Животный мир жарких стран», «Животный мир холодных стран».
Задачи:
- Образовательные: обогащать, уточнять и актуализировать знания детей о разных природных зонах, их флоре и фауне. Формировать естественнонаучные знания о природе.
- Развивающие: Развивать умение находить признаки сходства и различия между предметами; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать партнёрские взаимоотношения между детьми, навыки взаимопомощи. Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- обучающие задачи: Продолжать учить классифицировать и дифференцировать предметы и явления по заданным признакам;
- развивающие задачи: Развивать зрительное внимание (путём распознавания наложенных изображений);
Речевое развитие:
- образовательные задачи: Учить образовывать сложные слова путём сложения двух слов (основ слов); закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и существительные с суффиксами –онок-, -ёнок-,
-ат-, -ят-. Продолжать учить составлять развёрнутые простые и сложные предложения. Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов, умение подбирать слово к звуковой схеме. Совершенствовать навык составления описательного рассказа (с опорой на мнемотаблицу)
- развивающие задачи: Совершенствовать чёткость дикции, продолжать учить изменять голос по силе, высоте, тембру. Развивать слуховое внимание, навыки самоконтроля за своим произношением.
Социально-коммуникативное развитие:
- образовательные задачи: Продолжать учить составлять полный и краткий ответ на вопрос, поддерживать диалог.
- воспитательные задачи: Совершенствовать умение слушать взрослого и своих товарищей. Создать эмоционально-положительный настрой на занятии.
Физическое развитие:
- развивающие задачи: Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение согласовывать речь с движениями.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций разных природных зон; дидактическая игра «Зоологическое лото», чтение художественной литературы по теме.
Словарная работа: сложные слова (двугорбый, растительноядный, земноводное, близорукий и т.п.; гиппопотам; слова-омонимы, притяжательные прилагательные).
Индивидуальная работа: контроль за правильным произношением звуков детьми (индивидуально для каждого ребёнка).
Методы и приёмы: дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто спрятался?», эстафета, вопросы педагога, индивидуальные ответы детей, физминутка, мнемотаблица, составление мнемодорожки, индивидуальная помощь.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
Мультимедийный экран, проектор; три мольберта или наборных полотна, магнитные крепления для картинок, столы, стулья по количеству детей; картины с изображением природных зон («Саванна», «Тундра», «Лес»). Слайдовая презентация (Картинная схема рассказа о природной зоне. Картинки животных для игры «Четвёртый лишний» (пантера, тигр, жираф, лев; белый медведь, тюлень, морж, северный олень; лиса, волк, рысь, ёж), картины для развития зрительного внимания), схема предложения.
Раздаточный материал:
Предметные картинки с изображением животных разных климатических зон (по количеству детей или по две картинки для каждого ребёнка), карточки-фишки, карточки со знаком вопроса, «медали» по количеству детей.
Ход НОД:
Часть, задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Вводная. Развитие зрительного внимания, деление на команды | Педагог приглашает детей к экрану (наборному полотну), на котором картины с наложенными изображениями диких животных наших лесов, жарких стран и холодных стран. - Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в клуб знатоков. Сегодня в нашем клубе собрались любители животных. Вы любите животных? Но они от вас спрятались. Найдите их. (Логопед даёт ребёнку за угаданное животное фишку соответствующего цвета: холодные страны – синюю, жаркие страны – красную, леса – зелёную). - У каждого из вас есть фишка. На столах лежат конверты такого же цвета. Присаживайтесь за стол с цветом вашей карточки. (Таким образом дети делятся на команды). - Правила нашей игры: 1. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая больше жетонов. 2. Ответ на вопрос обдумывает вся команда, но отвечать будет тот игрок, у которого в данный момент находится карточка с вопросом. (Педагог даёт карточку сидящему слева игроку). После ответа игрок передаёт «вопрос» своему соседу справа от себя. Поднимите правую руку и положите её на плечо соседа справа. Посмотрите на него – ему передадите «вопрос». Крайний правый игрок передаёт карточку снова первому игроку. 3. За выкрики, перебивание друг друга, нарушения правил будет штраф – жетоны я буду забирать обратно. | - Да! Дети на картинах узнают заштрихованные или наложенные изображения, за которые получают карточку одного из трёх цветов, соответствующих животным определённой природной зоны. Дети рассаживаются за столы с конвертами соответствующих цветов. Дети определяют правую и левую сторону. |
Для того, чтобы начать игру, нужно придумать названия командам. Посмотрите на картины на обратной стороне конверта. Я предлагаю вам определить природную зону и назвать так свою команду. Отвечает первый игрок. | Дети переворачивают конверты, придумывают название команды. Примерные названия: «Африка», «Север», «Лес». | |
2. Основная часть. а) составление описательного рассказа по схеме (слайд) | - Логопед: первое задание: расскажите о природе своей природной зоны с помощью плана на экране: - название, - какая погода в разные времена года, - какие выпадают осадки, - какие растения своей природной зоны вы знаете. Отвечает второй игрок. | Дети составляют описание сюжетной картинки по плану-схеме на экране, тот ребёнок, у которого в данный момент карточка-вопрос, рассказывает. |
б) эстафета (систематизация знаний об окружающем мире) | - Следующее задание – выбрать картинки с изображением животных и птиц вашей природной зоны. Строимся в три колонны. По сигналу начинается эстафета: первый игрок добегает до стола, берёт картинку и возвращается к мольберту. Бежит следующий, и так до тех пор, пока все картинки не окажутся на своих местах. РАЗ, ДВА, ТРИ, - начни. (фишки за скорость и правильность). | Дети строятся в три колонны. По сигналу участники выбирают соответствующие картинки и помещают их на мольберты или наборное полотно. |
в) игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления, объяснительной речи) | - Следующее задание: найти «лишнюю» картинку и объяснить, почему вы так решили. Команде «Лес»: БЕЛКА, БАРСУК, РЫСЬ, ЁЖ. Команде «Север»: БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ТЮЛЕНЬ, МОРЖ, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ. Команде «Африка»: ГЕПАРД, ЛЕВ, ЖИРАФ, ПАНТЕРА. | Игроки каждой команды исключают одного животного по каким-либо признакам. |
г) викторина (систематизация знаний, формирование межпредметных компетенций), развитие монологической речи. | - Каждой команде я задам по три вопроса. Отвечать будет тот игрок, у которого находится знак вопроса. Команде «Лес» - Назовите хищных животных наших лесов. - Как животные приспособились к смене времён года? - Какие животные впадают в спячку и почему? Команде «Африка» - Почему в тропических лесах и саванне так много животных? - Как животные приспособились к жаре? - Зачем верблюду горб? Команде «Север» - Как животные приспособились к холоду? - Почему белый медведь не впадает в спячку? - Почему пингвин не может летать? Общий вопрос всем командам: - Почему все дикие животные нуждаются в охране? | Дети отвечают на вопросы. Примерные ответы: - Волк, лиса, медведь. - Линяют, делают запасы, норы, впадают в спячку. - Медведь, ёж, барсук. Потому что не могут зимой найти корм. - В жарких странах нет зимы, всегда много травы, есть еда. - У животных короткая шерсть. - В горбе запас воды и питания. - У животных теплый мех, слой жира. - Белый медведь питается рыбой, может найти её и зимой, и летом. - У пингвина толстый слой жира для защиты от холода, он стал тяжёлым. - Люди охотятся на животных, могут их всех истребить. |
д) «Прятки» (упражнение в образовании притяжательных прилагательных, развитие зрительного внимания) | - Животные отлично умеют прятаться. Они играют с вами в прятки. Мы видим только части их тела. Какие части тела вы видите? Чьи они? Ответ полным предложением! Я ВИЖУ … Слайд переключать после ответов. | Дети находят на слайдах части тела «спрятавшихся» животных и называют их: «Я вижу … беличий хвост. Я вижу … заячьи уши. И т.п. |
е) физминутка (развитие общей моторики, координации движений; закрепление в речи названий детёнышей животных) | НА ВОДОПОЙ Жарким днём - спокойно идут по кругу лесной тропой друг за другом Звери шли на водопой. За мамой-лосихой - идут, громко топая Топал лосёнок, За мамой-лисицей - крадутся на носочках Крался лисёнок. За мамой-ежихой - приседают, медленно Катился ежонок, двигаются вперёд За мамой-медведицей - идут вперевалку Шёл медвежонок. За мамою-белкой - скачут вприсядку Скакали бельчата, За мамой-зайчихой – - скачут на Косые зайчата. выпрямленных ногах Волчица вела - идут на четвереньках За собою волчат… Все мамы и дети - лицом в круг, «лакают» Напиться хотят. | Дети выполняют движения по тексту |
ж) образование сложных слов путём сложения основ. | - Мы показывали повадки животных. У многих из них есть характерные особенности. Вспомним, какими бывают животные. У медведя косые лапы – он какой? У верблюда два горба – У тюленя вместо ног ласты – У зайца косые глаза – У горного барана винтом рога – У пингвина белая грудь – У жирафа длинная шея – У бегемота толстая кожа – У рыси короткий хвост – У ежа короткие ноги – У слона большие уши – Крокодил живёт на земле и в воде – Бурундук ест растения – У совы нос крючком – У песца белые лапы – У носорога плохое зрение, он видит только то, что близко – на расстоянии руки – | Дети садятся на колени в кругу. Косолапый Двугорбый Ластоногий Косоглазый Винторогий Белогрудый Длинношеий Толстокожий Короткохвостая Коротконогий Большеухий Земноводный Растительноядный Крючконосая Белолапый Близорукий |
з) обогащение словарного запаса словами- омонимами. | - А вы знаете, что у некоторых животных не одно, а несколько названий. Например: Осёл – ишак. Пума – кугуар Пантера – чёрный леопард Кенгуру – валлаби. Снежный барс – ирбис. Кит – кашалот. И у него тоже: Это бегемот – педагог помещает на наборное полотно картинку бегемота. Но его можно назвать и … гиппопотамом. – ещё одна картинка бегемота. | Дети рассматривают картинки животных, повторяют за логопедом двойные названия. - гиппопотам |
и) заучивание скороговорки с помощью мнемодорожки. (развитие просодических компонентов речи, интонационной выразительности, связной речи, слухового внимания и памяти). | Педагог размещает картинки бегемотов так, чтобы они как бы «шли» друг за другом. – как идут бегемот и гиппопотам? (перед картинками бегемотов педагог помещает схему предлога «ЗА») - Гиппопотамы очень тяжелые, когда идут, громко топают. Встаньте около стульев, потопайте, как бегемоты. А теперь протопайте слово «бегемот» - сколько раз топнули? Теперь слово «гиппопотам» - сколько раз? (Педагог помещает криптограмму слова «топает»). Что получилось? - Слушай мою команду: - Налево – раз, два. Вперед шагом марш – раз, два, раз, два. Стой, раз, два. Направо – раз, два! - как вы шли? А я говорю – «Вы шли по пятам друг друга» - я правильно говорю? - Что значит «по пятам?» Педагог помещает криптограмму слов «ПО» и «пятки». Вот и За бегемотом гиппопотам топает по пятам. Это скороговорка. Её можно говорить громко, тихо, шёпотом, весело, грустно, петь, на ухо соседу, медленно, быстро. | - За бегемотом гиппопотам Дети встают возле стульев, «топают» сначала 3 раза, затем 4 раза. Дети по схеме называют слова: - За бегемотом гиппопотам топает… Дети выполняют команды педагога. Дети: друг за другом. Дети: по пяткам, за пятками впереди идущего. Дети по схеме называют предложение. Дети проговаривают скороговорку с изменением силы, высоты, темпа голоса по указанию педагога. |
к) конкурс чтецов (работа над чёткостью дикции). | - Присаживайтесь за столы своей команды. Выберите одного представителя от каждой команды. Ему нужно рассказать эту скороговорку как можно быстрее и правильнее. Педагог оценивает чёткость дикции и правильность. | Дети выбирают одного из членов команды. Ребёнок проговаривает скороговорку с максимальной скоростью и чёткостью. |
3. Итог. | - Вот и подошла к концу наша сегодняшняя викторина. - Какие задания вам понравилось выполнять? - А какие задания были сложными? Вы справились со всеми трудными заданиями потому что были дружными, помогали друг другу, поддерживали друг друга, были одной командой. Спасибо! Пора подводить итоги. - Посчитайте количество жетонов. Победила сегодня команда … (по количеству жетонов). Они получают золотые медали за первое место. Поаплодируйте им. На втором месте команда …. . Они получают серебряные медали. Молодцы. И на третьем месте – команда … . У них сегодня – бронзовые медали. Поздравляем их. Животные очень довольны тем, сколько вы о них знаете и передали вам вкусные подарки. Угощайтесь. До свидания, ребята! | Дети припоминают и анализируют свою деятельность в ходе НОД. Дети подсчитывают количество призовых жетонов. По итогам получают «медали». Педагог передаёт детям сладкий приз (печенье в виде фигурок зверей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»
- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении для людей, о правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."
В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Определена ц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные задачи: 1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по социально-коммуникативному развитию Тема: «Зайка в школу собирался»
конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии...