Сценарный план тематического занятия в старшей группе. «Краски осени в музыке, литературе, живописи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кругликова Татьяна Николаевна

Сценарный план

тематического занятия в старшей группе.

«Краски осени в музыке, литературе, живописи»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарный план

тематического занятия в старшей группе.

«Краски осени в музыке, литературе, живописи»

Воспитатель : Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск

Цель: обобщение знаний об осени.

Задачи:

Образовательная

- познакомить с музыкальными произведениями, картинами художников и стихами русских поэтов, отображающими осень

- обогащать и активизировать словарный запас детей

Развивающая

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к искусству

- развивать память, мышление, умение связно передавать свои чувства словами

- развивать воображение, опираясь на представления об окружающем мире

Воспитательная

- воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть ее красоту

- воспитывать интерес к классической музыке, живописи и поэзии.

Музыкальный репертуар:

«Осенняя песня» П. Чайковский,  «Осень» А.Вивальди, «Осенний сон» А. Джойс, «Дождик» Г.Свиридов, романс «Отговорила роща золотая»

Поэзия:

«Унылая пора, очей очарованье» А.Пушкин, «Скучная картина. Тучи без конца» А.Плещеев,

«Нивы сжаты, рощи голы» С.Есенин

Живопись:

«Золотая осень» И.Левитан, «Золотая осень»В.Поленов, «Осеннее настроение» Д.Левин,      «Осень» И.Шишкин

Ход занятия.

Дети входят в зал, садятся на стульчики перед экраном.

Ведущий 1.  Сегодня мы с вами будем вести разговор об уходящем времени года-осени.

Многим осень кажется скучной, и унылой. На многих она навевает грусть. Ну на самом ли деле это так? Вот сегодня мы это и выясним, а помогут нам композиторы, поэты и художники. Ну, конечно, не сами, а их произведения, в которых они воспевали это время года.

Читает стихотворение А.С. Пушкина.         (слайд 2)                        Арсения

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

и мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1.Ребята,давайте порассуждаем какие изменения в природе происходят в осенний период.

Ответы детей.

Ведущий 2.

-Ребята,давайте вспомним как начиналась осень. Об этом нам расскажет Штелле Матвей.                                            Слайд 3

Осенние задания

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода,
Сверкают паутинки.

Звенят звонки:
- Внимание! Внимание! 
Прослушайте 
Осенние задания!
- Алло, медведь! 
Вы слышите?
- Да, да!
- Уже не за горами 
Холода!

Пока зима не подошла 
К порогу, 
Вам нужно срочно 
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей -
От верхних
И до нижних этажей:
- Проверьте поскорей
Свои кладовки -
Хватает ли припасов;
Для зимовки?

Звенят звонки У старого болота:
- У цапель все готово 
Для отлета?
- К отлету все готово!
- В добрый час! 
В апреле снова 
Ожидаем вас!
- Алло, зайчата! - 
Слышится из трубки. - 
Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена:
- Алло, скажите, 
Кто у телефона?
- Алло, у телефона 
Муравьи.
- Закройте 
Муравейники свои.
- Скажите, это речка?
- Речка, речка!
- А почему для раков
Нет местечка?
И речка отвечает:
- Это враки!
Я покажу вам, 
Где зимуют раки! 

- Алло, ребята! 
Добрый день, ребята! 
На улице уже холодновато! 
Пора для птиц 
Вывешивать кормушки - 
На окнах, на балконах, 
На опушке! Ведь птицы - 
Наши добрые друзья, 
А про друзей нам 
Забывать нельзя!

Муз.рук.

Осень, с ее неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества, и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание композитора П.И. Чайковского. (слайд 4) Послушайте музыку из цикла «Времена года», которая называется «Осенняя песня».

Звучит «Осенняя песня »П.И. Чайковского  

Муз. рук. В певучей мелодии Чайковского явно слышится грусть от расставания с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.

А сейчас посмотрите на картину художника Левина. (слайд 5) Что на ней изображено? Какими словами можно передать настроение этого пейзажа? Как бы вы ее назвали?

Ответы детей.

Послушайте, как описывает дождливую картину в своем стихотворении поэт  Алексей Плещеев.(слайд 6)

Скучная картина! Тучи без конца.                      Сергей     слайд 7

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном,

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

Муз.рук.А вот как передает картину дождя композитор Г. Свиридов.

Звучит произведение Г. Свиридова «Дождь» (слайд 7)

Ведущий 2.

Ребята,дождь закончился,давайте поиграем.

Игра «Подбери действие».

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос. (Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

За осенью идёт… (Зима)

А после зимы... (Весна)

После весны идёт... (Лето)

А за летом наступает…(Осень)

Потом всё повторяется в природе.

Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Ребята вы большие молодцы!

Ведущий 1. Если поэты передавали свои чувства словами, композиторы звуками музыки, то насколько проще передать свое впечатление художнику. Ведь в его распоряжении целая палитра ярких красок. Давайте посмотрим на картину И.Левитана «Золотая осень» (слайд 8, 9). Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы.

Описание картины. Дети отвечают на вопросы.

Муз.рук.

Осенняя музыка – это не только грустные и тоскливые мотивы. Композитор А. Вивальди передает буйство красок яркими, торжественными звуками в своем музыкальном произведении «Осень»

Звучит «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди (слайд 10)

Ведущий 2. Пейзаж с изображением поздней осени подарил поклонникам живописи другой выдающийся мастер кисти …………..(слайд 11).

Дети описывают картину.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами, и не перестают радовать нас.

Ведущий 2.

Очень красочно в своих стихах описывал осень русский поэт Сергей Есенин. Вот одно из них.

                      Нивы сжаты, рощи голы,                Егор

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Муз. рук. Стихи некоторых поэтов вдохновляли композиторов на создание песен и романсов. Ребята, как вы думаете, какое явление характеризует осень  ярче всего? Верно – листопад. Давайте исполним с вами ………..Поможет нам музыка композитора Арчибальда Джонса «Осенний сон»

Дети выбирают себе музыкальный инструмент.

 «Осенний вальс» А. Джойс

Ведущий 1

Ребята ,мы с вами сегодня рассмотрели многогранность осени,она бывает ранняя,золотая,потом становится унылой,увядающей.

Дети сравнивают 3 осенних картины.

Муз. рук. Каждый осенний пейзаж – живописный, поэтический или музыкальный – это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного. Мы с вами прожили разную осень, звучала музыка, стихи, перед нами представали замечательные картины художников. Я думаю, что вы не остались безразличны к услышанному. В ваших сердцах осталась частичка прекрасного.

Ведущий 2

Уважаемые гости а  теперь наслаждайтесь  прекрасными осенними видами под звуки обворожительной мелодии. Шопен «Осенний вальс».обратив внимание на выставку картин наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое и музыкальное Открытое занятие для старшей группы «Краски Осени»

Цель занятия: Формирование устойчивого интереса ко всем видам художественно-эстетической и музыкальной деятельности.Задачи занятия: Закрепление знаний об изменениях в природе с наступлением осени. Вос...

Музыкальное занятие в старшей группе "Образ лебедя в музыке живописи и литературе"

Цель:Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить детей с фрагментами из сюиты Ж. К. Сен- Санса  « Карнавал животных»Развивающие задачи:1. Формировать музыкальный вк...

Проект "Осень в музыке, литературе, живописи"

Данный проект проводится в старшей группе. Может быть адаптирован для группы средней....

Проект "Осень в музыке, литературе, живописи"

Это творческий, межгрупповой проект, направленный на формирование у детей представлений об осени через продукты художественной деятельности....

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Осень в музыке, поэзии, живописи".

Представленное интегрированное занятие-одно из составляющих проекта для старших дошкольников "Что нам осень принесла!" Тема осени раскрывается перед детьми в музыкальных произведениях, поэзии и живопи...

Перспективный план тематических занятий в старшей группе.

Перспективный план тематических занятий в старшей группе....