Конспект организованной образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный мир театра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гуськова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

Автор:

Гуськова Екатерина Николаевна

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ детский сад "Сказка"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

1.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.

2.Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять представления о театре и театральных профессиях. 

3. Формировать умение использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)

4.Формировать умение с помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения. 

Развивающие:

1.Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

2.Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость,  развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества . 

3.Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к театральной деятельности.

2.Воспитывать  умение взаимодействовать в коллективе. 

Предварительная работа: беседы, «Какие бывают театры», «Театральные профессии». Рассматривание альбома «Театр», разучивание и чтение скороговорок, потешек, стихотворений. 

Материалы и оборудование к занятию: цветик – семицветик, маски – тарелочки, д/и «Кому, что нужно для работы», карточки с изображением, атрибуты к сказке «Муха —  Цокотуха», медальки, мультимедийная презентация «Театр».

Ход ООД

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей) Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную, необычную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? (Ответы детей) Но для того чтобы попасть в театральную страну, нужно произнести волшебные слова вы готовы.

Звучит волшебная музыка.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое театр? (Театр — это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты).

Воспитатель: А какие театры бывают? (Кукольный, драматический, театр оперы и балета)

Воспитатель: правильно. Театры бывают различного назначения (показ слайдов)  В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях – кукловоды управляют куклами и озвучивают их своими голосами.

Воспитатель: Ребята, скажите — без кого в театре не будет спектакля? (Ответы детей)

Воспитатель: (показ слайдов)

По сцене ходит, скачет,

То веселится он, то плачет!

Хоть кого изобразит…

Мастерством всех поразит.

И сложился с давних пор

Вид профессии – актер.

Воспитатель: Кто помогает актерам перевоплощаться в разных героев? (Гримеры, костюмеры, художники).

Проводится игра «Кому, что надо для работы».

(На столе лежат карточки с изображением атрибутов. Дети должны подобрать их к профессиям и объяснить, почему они так сделали)

Воспитатель: Правильно, гример меняет внешность актера с помощью разных специальных материалов: краски, маски, а также используют парики, делают прически и многое другое. Костюмер подбирает такие костюмы актерам, которые будут соответствовать характеру и образу персонажа. Художник рисует и изготавливает декорации по сюжету спектакля.

Воспитатель: А вы хотели бы стать актёрами? (Ответы детей) Как вы думаете, что должен уметь актёр? (Петь, играть роли, быть эмоциональным, иметь хорошую дикцию…)

Воспитатель: Хорошим актёром стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой. Если не боитесь трудностей, этот волшебный цветок поможет вам стать начинающими артистами (показываю Цветик — семицветик).

Воспитатель: Давайте сорвем первый лепесток и узнаем, какой урок нам приготовил цветок?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть, по-моему, вели.


Воспитатель: (отрываю лепесток и читаю задание)

Я смотрю на разные лица:

Тот грустит, а тот веселится,

Кто – то спорит, а кто – то мечтает

Тот всё знает, а этот не знает

Выражение лица нам покажет

То, что сам человек не расскажет.

Для того, что бы выразить характер героя, артисту необходима мимика. Мимика – это выражение лица. Мимика помогает изобразить и гнев, и страх, и радость, и удивление. 

Воспитатель: Кто знает, как называют актёра, выражающего чувство без слов? Мимом (Показ слайда)

Воспитатель: Символом театра являются мимические маски,  выражающие различные характеры (Показ масок — слайд) Какое настроение выражают театральные маски на экране? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а когда у вас бывает радостное настроение? (Купили любимую игрушку, встретились с друзьями, поход в цирк, поездка к бабушке и т. д.). Что может вызвать у человека грусть? (Запретили играть, поругали за шалость и т.д.). Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он интересней зрителю. Лепесток предлагает вам изобразить разные эмоции при помощи мимики. 

         У меня  есть маски – тарелочки. Возьмите по одной тарелочки – пиктограмме, внимательно рассмотрите выражение лица, которое изображено, и попробуйте при помощи мимики показать такое же выражение. Я мы попробуем отгадать вашу эмоцию. (Дети выполняют задание)

Мимическая игра «Покажи эмоции».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы с лёгкостью справились с этим заданием! Давайте посмотрим,  какое задание подготовил нам следующий лепесток. 

Отрывая,  говорим вместе с детьми волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, чтобы передать образ героя, актёру необходимо уметь выразительно двигаться. Как актёры называют выразительное движение?

Дети.  «Жест». Это характерное движение головой, либо руками, либо телом. 

Воспитатель: Лепесток предлагает вам пообщаться жестами. 

Да-да!

Я вам слово говорю

В ответ от вас я жестов жду.

Игра «Расскажи стихи руками»

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. 

Дети садятся на стулья.

Отрываю следующий лепесток и  вместе с детьми говорю волшебные слова.

Воспитатель: Чаще всего  актёры пользуется и жестом, и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима, т. е. без слов выполняется действие – изображение. И зритель понимает, что хотел сказать или изобразить актер. 

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять — 

Ещё хотите поиграть?

Тогда скажите мне, ребята,

Как можно изменить себя?

Чтоб, например,  быть похожим на лису?

Или на волка? Или на козу? (Ответы   детей)

Воспитатель:  А без костюма можно, дети,

Превратиться в какого-нибудь героя?

Или в бабочку, птичку или медведя?

Что поможет здесь, друзья? (Пантомимика).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение». Я буду читать ситуацию, а вы показывайте настроение мимикой и жестами.

С каким настроением ты: встречаешь маму; идёшь по парку; гладишь кошку; упал в лужу; рисуешь в альбоме; идёшь к зубному врачу; разговариваешь с другом; смотришь на свою испачканную одежду; читаешь книгу; танцуешь на празднике; любуешься природой; мажешь зелёнкой разбитую коленку; покупаешь мороженое. Какие молодцы! Как интересно у вас получается! 

Воспитатель: Посмотрим, какое задание приготовил нам цветок (произносим волшебные слова)

Воспитатель: Артист должен иметь хорошую дикцию (четкое произнесение звуков), правильную речь. Ребята, а кто знает, что нам помогает в работе над правильным произношением звуков, слов?  (Скороговорки).

Воспитатель: (отрываю и читаю)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Дети произносят скороговорки (передовая лепесток)

Воспитатель. Молодцы, у вас здорово получается! Пора отрывать следующий лепесток.

Отрываю следующий лепесток и  вместе с детьми говорю волшебные слова.

Воспитатель: А знаете, с чего начинается профессия актёра? (С дыхания).

Воспитатель: Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.  Давайте попробуем сделать дыхательную гимнастику, как это делают настоящие актёры. 

Дыхательная гимнастика.

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: У вас всё прекрасно получается.

Отрываю следующий лепесток и  вместе с детьми говорю волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, оказывается, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? (Ответы детей) По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем проговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами»  с разными чувствами и интонацией. Ребята, вам нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании.

Игра «Расскажи по-разному»

(Карточка с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой – медленно)

Карточки педагог меняет на каждого ребёнка.

Воспитатель: Молодцы! Ау нас остался последний волшебный лепесток. Какой спрятал он урок?

Отрываю последний  лепесток со словами.

Воспитатель: Ребята, а вы сможем, как настоящие артисты, показать спектакль. Вы готовы? (Да).

Дети стоят в кругу.

- И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света  и радости, счастья. 

Выходит ребенок вперёд и объявляет.

Тише, гости, вы сидите!                

                 И сюрприз наш не спугните!

Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем.

Чтоб в актёров превратиться,

Надо нам принарядиться.

Дети идут переодеваться.

Ребёнок: В детском саду существует много видов театра, и сегодня вашему вниманию мы покажем некоторые из них, в театральной постановке «Муха Цокотуха».

Музыкальная заставка (на экране появляется афиша)

Показ  музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» (по мотивам сказки К.И.Чуковского)

Воспитатель:  Ребята, понравилось вам быть актерами? (Да)

Воспитатель: Я предлагаю вам произнести актёрскую клятву. Согласны? Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,

И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:

Дети: «Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»

Воспитатель: Все артистами сегодня побывали. Все старались, молодцы!

Похлопаем, друг другу от души (звучит музыка)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие? (Да)

Тогда давай те с вами произнесём волшебные слова. 

Снова мы глаза закроем 

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Мир волшебный не забудем.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Ну, вот мы снова в детском саду. Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).

Воспитатель: Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось. А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны с изображением мимики лица. Подходите, выбирайте, какой медальон больше подходит вашему настроению. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими актёрами.

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ ИДЕМ В ТЕАТР!»

Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.                                  ...

Краткосрочный проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир театра»

Информационно-творческий проект в старшей группе    Тема проекта: «Волшебный мир театра».Тип проекта: краткосрочный, групповой дети 5-6 лет, коллективный.Вид проекта: и...