Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_office_word.docx | 247.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70 «Солнечный город»
630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 209-04-22,
e-mail: s_gorod@mail.ru
________________________________________________________________________
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № от «___»_______________201__ г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ д/с № 70 ____________Е.А. Кондратьева приказ №___________ от «___»____________201__ г. |
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70
«Волшебный мир театра»
Авторы - составители:
Котова Т.В. воспитатель группы «Капитаны»
Деревенец С.Ю. воспитатель группы «Капитаны»
Новосибирск, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста | 5 |
1.2 Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
2 Содержательный раздел | 6 |
2.1 Описание образовательной деятельности | 6 |
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 9 |
3 Организационный раздел | 12 |
3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды | 12 |
3.2 Кадровый потенциал | 13 |
3.2 Материально – техническое обеспечение Программы | 14 |
3.4 Планирование образовательной деятельности | 14 |
3.5 Методические материалы и средства обучения | 21 |
Приложение 1 | 22 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70 «Волшебный мир театра» (далее Программа) разработана на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр - творчество - дети», в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с №70, а также в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
- Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Новизна Программы заключается в том, что:
- в театрализованные игры включены беседы об истории театра, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т.д.;
- дети знакомятся с более новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на стаканчиках и др.;
- репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
- родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи Программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основу программы заложены следующие принципы:
1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Характеристика детей от 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Формируются начальные представления о видах театра и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми авторами произведений, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Характеристика детей от 6 до 7 лет
В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В ходе освоения Программы ребенок:
— разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
— знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.
— имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности.
Программа является комплексной, с приоритетным направлением социально – личностного развития детей. В Программе предусмотрена интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
- «Познавательное развитие». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о его истории, театральных профессиях и т.д.
- «Речевое развитие». Развивается чёткая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
- «Художественно- эстетическое развитие». Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Содержание программы включает четыре основных блока:
1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.
2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
3. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)
4.«Работа с родителями».Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.
Образовательные технологии, применяемые в программе:
- игровая технология;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- проектная технология.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основные принципы проведения театрализованной деятельности:
Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:
- Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
- Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
- Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
- Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
- Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
- Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.
Направления деятельности:
- 1. Театрализованные игры.
- 2. Рассказы воспитателя о театре.
- 3. Организация спектаклей.
- 4. Беседы-диалоги.
- 5.Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- 6. Чтение литературы.
- 7. Оформление альбома о театре.
- 8. Показ представлений.
Методические приемы:
- Беседы проводятся с целью освоения нового материала
- Театрализованные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
- Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
- Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
- Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основные формы работы с родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Шестой год жизни
Месяц | Содержание образовательной работы | Задачи |
Октябрь | Оформление родительского уголка. Консультация «Посещение театра всей семьёй». | Создать у родителей интерес к театральной деятельности. |
Ноябрь | Оформление родительского уголка- консультация «Домашний театр». | Научить использовать разные виды театра в домашних условиях. |
Декабрь | Оформление родительского уголка- консультация «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений». | Познакомить родителей с театрализованными играми, помогающими в преодолении речевых нарушений. |
Январь | Конкурс на лучшую афишу для нашего спектакля. | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках. |
Февраль | Совместная работа с родителями над костюмами для театрального уголка. | Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе. |
Март | Мастер- класс «Кукольный театр своими руками» | Рассказать о способах изготовления театра. |
Апрель | Выставка « Лучший кукольный театр своими руками» | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках |
Май | Работа (совместно с родителями) над альбомом «Всё о театре» Рекомендации родителям на летний период. | 1.учить детей обобщать полученный опыт; 2.развивать эстетический вкус в оформлении альбомов. |
Седьмой год жизни
Октябрь | Оформление родительского уголка – консультация «Театр и дети». | Продолжать создавать у родителей интерес к театрально – игровой деятельности. |
Ноябрь | Совместная работа с родителями над костюмами для сказки. | Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе. |
Декабрь | Конкурс рисунков «Волшебный мир театра» | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках. |
Январь | Оформление родительского уголка - Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру». | Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка. |
Февраль | Оформление родительского уголка - консультация для родителей: «Чтобы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего театра. | Повышать компетентность родителей. |
Март | Оформление родительского уголка- познакомиться с афишами новосибирских театров, в репертуаре которых есть детские спектакли. Организовать совместно с родителями праздник «День театра». | Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам. |
Апрель | Оформление родительского уголка – папкой - передвижкой «Кукольный театр своими руками». | 1. воспитывать любовь к творческой деятельности. |
Май | Совместное с родителями изготовление стенда «Поговорим о театре»(стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей – рисунки, аппликации, советы, памятки о поведении в театре и т.д.) Рекомендации родителям на летний период. | 1.учить детей обобщать полученный опыт; 2.развивать эстетический вкус в оформлении стендов. |
3. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Обязательным условием развития творческих способностей дошкольников является самостоятельная деятельность в театрализованной деятельности.
- При оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности.
- Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материал.
- Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть:
театрально-игровое оборудование:
- большая складная ширма,
- маленькая ширма для настольного театра,
- фланелеграф,
- простейшие декорации,
- стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
Разные виды кукольного театра:
- театр картинок,
- театр игрушки,
- театр масок,
- пальчиковый,
- перчаточный,
- театр Би-ба-бо,
- театр марионеток,
- теневой театр фигур,
- тростевые куклы,
- куклы с живой рукой и др.
Технические средства обучения:
- аудиозаписи музыкальных произведений,
- записи звукошумовых эффектов,
- музыкальные игрушки,
- видео-фонотеки литературных произведений.
Для развития у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента);
- волшебный колпачок(обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
- волшебная дудочка(играет – все танцуют, не могут остановиться);
- волшебная палочка(для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек(из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
- волшебный стаканчик(в нем может быть любой напиток – обыгрывание этюдов на память физических действий, развитие мимики);
- волшебная маска(превращение в любого героя, действие от его имени);
- волшебное зеркальце(ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии, воображения;
- волшебная скатерть(дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
- волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).
Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из любого вида театра. Это, своего рода, кукла-зазывалка.
3.2Кадровый потенциал
Воспитатели: убежденность в целесообразности театрализованной деятельности в детском саду; компетентность в реализации парциальной программы; совершенствование в театрализованной деятельности.
Заведующий организует предметно-развивающую среду; старший воспитатель обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.
3.3 Материально- техническое обеспечение программы
Оснащение МАДОУ д/с № 70 для организации театрально- игровой деятельности.
Помещение | Оснащение | Кол- во |
Группа «Капитаны» | -большая складная ширма -маленькая ширма для настольного театра -фланелеграф -стойка- вешалка для костюмов -костюмы, парики, атрибуты для постановки сказок -театр картинок -театр игрушек -театр масок -пальчиковый театр -теневой театр -театр марионеток -театр Би-ба-бо -аудиозаписи музыкальных произведений -видео- фонотека литературных произведений -музыкальные игрушки -музыкальный центр | - 1шт. -1 шт. - 1 шт. -1 шт. -для 3сказок -5 шт. -4 шт. -8 шт. -3 шт. -2 шт. -1шт. -4 шт. -15 дисков -12 дисков -1шт. |
3.4 Планирование образовательной деятельности
1. Групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.
2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.
Содержание образовательной деятельности по возрастам.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Месяц | Блок | Содержание образовательной работы | Задачи |
сентябрь | Знакомство с детьми, наблюдение, оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей. | Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности. | |
Составление плана работы. | Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты. | ||
октябрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа-диалог «Мы идём в театр» и посещение театра | 1. активизировать творческие проявления детей; 2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового. |
«Театральная игра» | Создание «Центра театрального искусства» | пополнить его различными костюмами, масками, атрибутами для драматизаций и т.д. | |
«Основы кукольного театра» | Знакомство с ширмой | рассказать об устройстве и назначении театральной ширмы. | |
ноябрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа с детьми «Рождение спектакля» | 1.активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; 2.познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. 3.воспитывать желание узнать новое. |
«Театральная игра» | Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Театральный центр пополняется словарём театральных терминов. | 1.развивать у детей умение пользоваться жестами; 2.развивать двигательные способности детей; 3.побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). | |
«Основы кукольного театра» | Этюды - «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» и т. д. | формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра. | |
декабрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему «Удивительный мир кукол» | познакомить с видами кукол и способами действия с ними. |
«Театральная игра» | Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д. Отгадывание загадок, с изображением их героев | развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение. отработка показа образов животных с помощью выразительных движений; развивать творчество, воображение и фантазию. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «В гости к Маше», «Собака и медведь» и др. | обучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра. | |
январь | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему « Театр снаружи и изнутри» (фото, иллюстрации с изображением театров) | 1.познакомить детей с устройством театрального здания; 2.обогащать словарь детей. |
«Театральная игра» | Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка»: Распределение ролей | учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию. 1.учить детей дружно и согласованно договариваться; 2.воспитывать чувство коллективного творчества. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Дед и репа», «Две мышки» и др. | познакомить детей с приёмами вождения верховых кукол. | |
февраль | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему: «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.) | Познакомить детей с новыми, неординарными видами театров. |
«Театральная игра» | Репетиции сказки «Заюшкина избушка» | 1.отработать диалоги, выразительность и интонацию; 2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» и др. | продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме. | |
март | «Основы театральной азбуки» | Экскурсия в кукольный театр. | Закрепить полученные знания о театре и правилах поведения в нём. |
«Театральная игра» | Показ сказки «Заюшкина избушка» | 1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением детям и воспитателям. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» и др. | обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). | |
апрель | «Основы театральной азбуки» | Просмотр отрывков видео спектаклей разных видов театров. | Приобщение детей к миру театра. |
«Театральная игра» | Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем» | 1.создать положительный эмоциональный настрой; 2.упражнять детей в подборе рифм к словам; 3.поощрять совместное стихосложение. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «К нам пришёл зайчик», «Кот и петушок» и др. | закреплять навыки кукловождения пальчикового театра. | |
май | «Основы театральной азбуки» | Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале. | |
«Театральная игра» | Театральные игры по выбору детей. | 1. развитие творческих способностей детей. 2. развитие инициативы, самостоятельности. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «К нам в гости пришёл клоун», «Танец Алёнушки» и др. | познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток. |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Месяц | Блок | Содержание образовательной работы | Задачи |
сентябрь | Оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей. | Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности. | |
Составление плана работы. | Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты. | ||
октябрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа-диалог «Кто придумал театр» и посещение театра | 1. активизировать творческие проявления детей; 2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового. |
«Театральная игра» | Знакомство детей со сказками «Золушка», «Симбад-Мореход», «Соловей-разбойник» и др. Распределение ролей | учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию. 1.учить детей дружно и согласованно договариваться; 2.воспитывать чувство коллективного творчества. | |
«Основы кукольного театра» | Продолжать знакомство с ширмой | пополнять знания об устройстве и назначении театральной ширмы. | |
ноябрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа с детьми «Знакомство с музыкальными театрами» | 1.дать представление о разнообразных жанрах музыкального театр, таких как «опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка»; 2.воспитывать желание узнать новое. |
«Театральная игра» | Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» | 1.развивать у детей умение пользоваться жестами; 2.развивать двигательные способности детей; | |
«Основы кукольного театра» | Этюды - «А Коток, Коток, Коток», «Гусёнок пропал» и т. д. Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки» | продолжатьформировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра. 1.отработать диалоги, выразительность и интонацию; 2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений. | |
декабрь | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему «Театры нашего города» | познакомитьс театрами Новосибирска. |
«Театральная игра» | Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.: Показ музыкальной сказки «В гостях у сказки» родителям | развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение. 1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Жадина», «Дырки в сыре» и др. | продолжатьобучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра. | |
январь | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров) | 1.познакомить детей с театрами разных стран, обратить внимание на неординарность архитектуры; 2.обогащать словарь детей. |
«Театральная игра» | Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”. | Совершенствовать диалогическую форму речи. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Медвежонок - невежа», «Котик» и др. | продолжатьзнакомить детей с приёмами вождения верховых кукол. | |
февраль | «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему: «Зрительская культура» | закреплять правила поведения в театре,формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил. |
«Театральная игра» | "Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра. | побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «У бабушки козёл», «Слонёнок пошёл учиться» и др. Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки. | продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме. развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. | |
март | «Основы театральной азбуки» | Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др. | приобщение детей к миру музыкального искусства. |
«Театральная игра» | Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”. | учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Кот- бездельник», «Чудаки» и др. | обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок( стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). | |
апрель | «Основы театральной азбуки» | Памятка в родительский уголок «Театр- помощник в воспитании ребенка» | Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка. |
«Театральная игра» | Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк». | развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга. | |
«Основы кукольного театра» | Этюды «Где ты брат Иван?», «Летел соколок» и др. | закреплять навыки кукловождения пальчикового театра. | |
май | «Основы театральной азбуки» | Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале. | |
«Театральная игра» | Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»: | 1.создать положительный эмоциональный настрой; 2.упражнять детей в подборе рифм к словам; 3.поощрять совместное стихосложение. | |
«Основы кукольного театра» | Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. | совершенствовать приёмы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем. |
3.5. Методические материалы и средства обучения.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.
8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети»
9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
11. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
Приложение 1
При анализе результативности работы по данной Программе используются следующие методика:
«Критерии оценки театрально- игровой деятельности» Н. Д. Сорокина
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).
- Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
- Желание участвовать в играх-драматизациях;
- Умение общаться с партнёром;
- Способность импровизировать при создании образа.
- Этюды с куклами
- Желание играть с куклой;
- Умение управлять ею;
- Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
- Желание участвовать в спектаклях;
- Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
- Способность создавать образ с помощью кукол театра.
Оценка знаний, умений и навыков детей | |||||||||||||||
0 - отлично | Х - хорошо | У-удовлетворительно | Н - неудовлетворительно | ||||||||||||
Группа | Этюдный тренаж | Игры-драматизации | Этюды с куклами | Кукольные спектакли | Общая оценка | ||||||||||
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»
ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок» Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы Паспорт программы Пояснительная запискаЭтапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОСХарактеристика особенностей развития детейКомплекс...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Изумрудный город»...