Перспективное планирование по развитию речи по Гербовой для детей 5-6 лет
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Перспективное планирование поможет правильно планировать свою ОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | п/п | Образовательная деятельность | Содержание работы(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Литература | ||
Тема образовательной ситуации | Задачи педагогической деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Сентябрь | 1/1 | Мы - воспитанники старшей группы | Продолжать знакомить с речью, как средством общения, поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа о том, что такое диалогическая речь, воспитанность, вежливость. Игровая ситуация «Помогаем малышам». Д/и «Как вести себя старшим дошкольникам по отношению к младшим». Загадки о правилах поведения. | Игра с мячом «Назови вежливое слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.29-30 | |
2/2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, знакомить с разными способами образования слов, помогать детям правильно употреблять существительные в сравнительной степени. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову | Д/и «Угадай сказку». Обсуждение цитаты из сказки. Чтение присказки. Чтение сказки. Беседа по сказке. Рассматривание иллюстрации к сказке. Составление рассказа – описания героя сказки. Продуктивная деятельность «Нарисуй иллюстрацию к сказке». Пересказ сказки «Заяц - хвастун». | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.31 - 33 | ||
3/3 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Закреплять правильное произношение согласных звуков з- с Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Артикуляционная гимнастика «Песенка комара», «Течёт вода». Мимическая гимнастика «Прогоняем комара», «Умываемся». Д/и «Какой звук в слове». Работа по картинкам. Разучивание скороговорки. | Д/и «Правильно, правильно» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.33-34 | ||
4/4 | Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с веселыми произведениями Н.Носова. Развивать умение внимательно слушать рассказывающего. Воспитывать творческую самостоятельность. | Рассматривание иллюстраций к произведениям Н. Носова. Беседа «Рассказы Н.Носова». Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Затейники». | Д/и «Из какой сказки». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.38-39 | ||
5/5 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И. Белоусова «Осень». Развивать выразительную речь детей. Воспитывать интерес к поэтическому творчеству. | Беседа «Осень». Чтение отрывка из стихотворения И.А. Белоусова «Осень». Словарная работа. Чтение еще двух отрывков из стихотворения И. Белоусова «Осень». Заучивание стихотворения. Обсуждение синтаксического строя стихотворения. | Д/и «Когда это бывает». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.36-37 | ||
Октябрь | 1/6 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель». | Обогащать речь детей существительными и прилагательными Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать речь детей. Воспитывать чуткость к художественному слову | Словарная работа. Д/и «Имена существительные». Д/и «Подбери прилагательное». Заочное путешествие по лесу. Чтение стихотворения «Пудель». Беседа по стихотворению. Рисование по содержанию стихотворения. | Д/и «Подбери прилагательное к существительному». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.39 – 40 | |
2/7 | Учимся вежливости. | Продолжать знакомить детей с речью, как средством общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа «Вежливые поступки». Игровая ситуация «Вежливое поведение». Д/и «Хорошие поступки». Беседа «Правила поведения». | И/у «Скажи правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.40 – 42 | ||
3/8 | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Знакомить детей с алгоритмом составления рассказа - описания по плану. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать желание рассказывать о своей кукле. | Рассматривание кукол. Рассказ – описание воспитателем. Рассказ, составленный детьми. С/р игра «Уложи малышей спать». | Д/и «Опиши куклу». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.42 - 43 | ||
4/9 | Звуковая культура речи:дифференциация звуков с – ц. | Закреплять правильное произношение согласных звуков с- ц. Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Д/и «Какой звук?» Д/и «Кто быстрее подберет слова?». Чтение стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром». Беседа по содержанию стихотворения. Д/и «дифференциация звуков». Д/и «Сохрани темп произношения». Отгадывание загадки. | Д/и «Дифферинцируй звуки правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.43-44 | ||
Ноябрь | 1/10 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Познакомить со сложными предложениями. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа. Д/у «Заверши предложение». Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Повторение отрывков из стихотворения. Чтение стихов об осени. | Д/и «Придумай конец». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 48-49 | |
2/11 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Моя любимая сказка». Обсуждение присказки к сказке «Хаврошечка». Чтение сказки. Беседа по содержанию сказки. Д/и «Составь диалог». | Д/и «Чтение в лицах». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 50-51 | ||
3/12 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах различать слова со звуками ж,ш Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание. Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру общения | Артикуляционная гимнастика «Песня жука», «Песня змеи». Словарная работа «Книжища, книжица». Чтение стихотворения Р.Х. Фархади «Про ослика». Д/и «Назови слова со звуком ш». Чтение потешки «Пошел ослик на торжок». | Игра «Кто внимательный?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 51-53 | ||
4/13 5/14 | Обучение рассказыванию Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Знакомить с творческим рассказыванием в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Чтение нанайской сказки «Айога». Д/и «Придумай сам». Д/и «Речевой диалог». Обсуждение по сказке. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Словарная работа. Пересказ текста частями несколькими воспитанниками. Кукольный театр для детей младшей группы. | Д/и «Подбери прилагательное». Д/и «Опиши все действия из рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 53-54 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 55-56 | ||
Декабрь | 1/15 | Чтение стихотворений о зиме. | Расширять представление детей о многообразии окружающего мира Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Продолжать знакомить с признаками зимы. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Зима». Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Беседа «Закат». Чтение отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Обсуждение стихотворения. Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». | Д/и «Из какого стихотворения?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 57-59 | |
2/16 | Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе». | Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность. | Беседа «Что такое хоккей?» Н/и «Хоккей». С/р игра «Кафе». Словарная работа (комментатор, репортаж). | Д/и «Правильное употребление слов, обозначающих пространственные отношения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 59-60 | ||
3/17 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Совершенствовать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Продолжать знакомить с книгами Развивать представления детей о многообразии окружающего мир драматизациях. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа – целеполагание. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела». Обсуждение сказки. Д/и «Составь рассказ - описание». Пение «Дразнилка». Пересказ сказки. | Д/и «Узнай сказку по отрывку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 60-62 | ||
4/18 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определении позиции звука в слове. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру речи, активизировать и пополнять словарный запас. | Артикуляционная гимнастика «Шум воды», «Звук змеи». Д/и «Найди звук «с». Словарная работа. Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Жадина». Д/и «В каких словах спрятался звук «ш». Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Д/и «Где спрятался звук «с». Д/у «Позиция звука». Чтение скороговорки. | Д/и «Какой слышим звук?». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 62-63 | ||
5/19 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Формировать представление об элементах волшебных сказок. Развивать связанную речь детей. Воспитывать интерес к творчеству П. Бажова. | Беседа о ранее прочитанных произведениях П. Бажова. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Обсуждение сказки после прочтения. Словарная работа. Рисование по прочитанному произведению П. Бажова «Серебряное копытце». | И/у «Из какой это сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 61-62 | ||
Январь | 1/20 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Закреплять умение целенаправленного рассматривания картины. Развивать умение составлять логичный, эмоциональный рассказ. Воспитывать культуру общения. | Беседа «Зима». Словарная работа (картина написана или нарисована). Демонстрация картины О. Соловьева «Зимние развлечения». Д/и «Подбери название к картине». Беседа по картине О. Соловьева «Зимние развлечения». Чтение стихотворения С. Черного «Волк». | Д/и «Придумай свою концовку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 69-71 | |
2/21 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру общения. | Артикуляционная гимнастика «Полет жука», «песенка комара». Словарная работа (знойно, жонглёр). Игра м/п «Какой ряд победит?» Д/и «Хлопни в ладоши». Чтение стихотворения Н. Венгерова «Застукалка». Беседа по стихотворению. Д/и «Позиция звука в слове». Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ель на ежика похожа». | Д/и «Какая позиция звука в слове?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 72-73 | ||
3/22 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к восприятию поэтических произведений. | Беседа «Зима». Чтение стихотворений о зиме: А.С. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Поет зима - аукает». Беседа по стихотворениям. Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство». Обсуждение стихотворения. Словарная работа «над бедой» весело хохочут. | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 73-74 | ||
Февраль | 1/23 | Беседа на тему: «О друзьях и дружбе». | Совершенствовать диалогическую форму речи, Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову | Беседа «Мои лучшие друзья». Словарная работа «дружба». Рассказывание истории «Медвежонок Ушастик». Рассказывание педагогом случая из жизни. Рассказывание истории «Про мальчика Юру». Д/и «Закончи историю сам». Д/и «Противоположности». | И/у «Правильно-неправильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 78-79 | |
2/24 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться разнообразными впечатлениями. Прививать интерес к чтению. Развивать умение поддерживать беседу иллюстраций. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Чтение присказки «У лукоморья дуб зелёный». Беседа «Русские народные сказки». Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка». Обсуждение содержания сказки. Слушание аудиозаписи со сказкой. | Д/и «Назови сказку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 79-80 | ||
3/25 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Упражнять детей в правильном произнесении звука щи дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонематический слух детей; слуховое внимание, связную речь; Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи | Артикуляционная гимнастика «Движение паровоза», «Распиливание дров». Д/и «Назови слова, начинающиеся на ч». Словарная работа. Цитаты из сказки К. Чуковского «Федорино горе». Чтение скороговорки. Работа со скороговоркой. Д/и «Определи позицию звука». Отгадывание загадки. | Д/и «Назови слово» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 80-81 | ||
4/26 | Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж» | Прививать умение у детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку; отрабатывать интонационную выразительность речи. Прививать интерес к чтению. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Мотивация. Чтение сказки А.Н. Толстого «ЕЖ». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа. Элементы театрализации сказки. | Д/и «Назови слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 81-82 | ||
Март | 1/27 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому. Развивать связанную речь, умение составлять рассказ. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Беседа «Самое лучшее слово на свете – мама!» Рассказ детей «Моя мама». Беседа «Как вести себя со старшими». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по стихотворению. Чтение стихотворения А.Барто «Перед сном». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Назови ласково». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 87-88 | |
2/28 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». | Знакомить с работой по картинкам. Развивать умение составлять рассказ в определенной последовательности. Воспитывать интерес к художественному слову. | Выставка картин на доске. Д/и «Придумай название каждой картинке». Рассказ по картинкам. Рефлексия. | Д/и «Опиши картину». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 88-89 | ||
3/29 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба – бах». | Помочь в умении дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Определи звук». Игровое упражнение «Определи позицию звука в слове». Чтение отрывка из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная». Словарная работа. Беседа «Что такое рифма?» Чтение скороговорки. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба - бах». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Какой звук спрятался?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 91-93 | ||
4/30 | Чтение сказки «Сивка - Бурка». | Помочь детям запомнить содержание волшебной сказки. Развивать внимательность при слушании сказки. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Что такое волшебные сказки». Словарная работа. Чтение сказки «Сивка - Бурка». Беседа по сказке. Словарная работа. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93 | ||
5/31 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать связанную речь, память, мышление Воспитывать интерес к литературным произведениям. | Загадывание загадки о пингвине. Рассматривание иллюстрации с пингвинами. Беседа о пингвинах. Чтение глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж», «Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки». Обсуждение по прочитанным главам. Д/и «Закончи предложение». | Д/ и «Составь сложные предложения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.90 | ||
Апрель | 1/32 2/33 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи. Развивать умение слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Воспитывать навыки коммуникативной грамотности. Приобщать детей к поэзии. Развивать умение задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Воспитывать интерес к художественному слову. | Беседа «Очень сложный звук «р». Артикуляционная гимнастика. Отгадывание загадки. Д/и «Какой звук спрятался». Заучивание скороговорки. Беседа «Весна». Чтение стихотворения Ивана Белоусова «Осень». Чтение стихотворений Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», С. Есенин «Черемуха». Обсуждение содержания стихотворений. Д/и «Отгадай слово». | Д/и «Определи звук». Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93-94 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.95-96 | |
3/34 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». | Продолжать формировать представление у детей пересказывать. Развивать умение правильно восстанавливать события в рассказе. Воспитывать интерес к художественному слову. | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». Обсуждение рассказа. Словарная работа. Беседа «Рассказ или сказка». | Д/и «Перескажи любой отрывок». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.99-100 | ||
4/35 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Помочь активизировать словарь детей. Развивать речь детей. Воспитывать бережное отношение к слову. | Д/и «Что получиться, то и получится». Беседа «Что такое небылицы?» Чтение небылиц. Д/и «Составь небылицу». Д/и «Угадай слово». И/у «Чепуха». | Д/и «Угадай слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.100 | ||
Май | 1/36 | Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать объяснять детям жанровые особенности рассказа Прививать интерес к чтению рассказов. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Мой любимый рассказ». Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз наискосок». Обсуждение рассказа. Краткий экскурс «Народы земли». Словарная работа (индианка). Описание персонажей рассказа. | Д/и «Из какого это рассказа?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.102 - 103 | |
2/37 | Звуковая культура речи. | Формировать умение различать звуки и четко и правильно их произносить. Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Назови звуки». Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки». Д/и «Назови звуки в словах». И/у «Посчитай звуки». Чтение и заучивание скороговорок. | Д/и «Какой звук?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 – 105 | ||
3/38 | Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол» | Продолжать знакомить детей с основными чертами народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Беседа «Народная сказка». Чтение сказки «Финист – Ясный сокол». Обсуждение сказки. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 | ||
4/39 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | Продолжать формировать умение составлять логичные рассказы на темы из личного опыта. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественному слову. | Рассказ детей из своей жизни. Обсуждения понравившихся историй. | Д/и «Назови последовательность составления рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.105 | ||
5/40 | Лексические упражнения. | Формировать словарный запас детей. Развивать активный словарь детей, их мышление. Воспитывать бережное отношение к слову. | Беседа «Что такое словарь?» Д/и «Вопрос - ответ». И/у «Мой успешный диалог». Чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха». | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр 103-104 |
Перспективный комплексно-тематический план
Образовательной деятельности в общеразвивающей группе для детей 5-6 лет
(образовательная область «Речевое развитие», образовательная деятельность «Развитие речи»)
Основные цели и задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательном (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычка сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии.
Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ №69
________________ С.З. Султангалиева
приказ от
«___» __________ 2022г. №
Перспективное планирование
на 2022- 2023 учебный год
группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №3
образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели:
Воронина Ю.А.
Штыкова Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы по программе «Детство»
Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы по программе «Детство»...

перспективное планирование по развитию речи в смешанной группе детей среднего и старшего дошкольного возраста
перспективный план разработан на основе казахстанских програм "Бiз мектепке барамыз" и "Зерек бала" для смешанных групп среднего и старшего возраста дошкольных учреждений. содержит темы предложенные в...

Перспективное планирование по развитию речи детей 6-7 лет с ЗПРР (декабрь-февраль).
Перспективное планирование по развитию речи детей 6-7 лет с ЗПРР (декабрь-февраль)...

Перспективное планирование по развитию речи для детей с ЗПР 6-7 лет март-май
Перспективное планирование по развитию речи для детей с ЗПР 6-7 лет (март-май)....

Перспективное планирование по развитию речи детей 3-4 лет
Перспективное планирование образовательной деятельности направленное на речевое развитие детей 3-4 лет. Представлен примерный план работы на учебный год, который включает в себя дидактическ...
Перспективное планирование по развитию речи у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, посредством словесных, дидактических игр, логоритмики, пальчиковой гимнастики""
Актуальность:«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»К.С АксаковСложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста на...