перспективное планирование по развитию речи в смешанной группе детей среднего и старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Герклотц Ольга салимьяновна

перспективный план разработан на основе казахстанских програм "Бiз мектепке барамыз" и "Зерек бала" для смешанных групп среднего и старшего возраста дошкольных учреждений. содержит темы предложенные в указанных программах и программное содеожание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r-e_rechi_2vozrasta_2015-2016.docx61.1 КБ

Предварительный просмотр:

ҚЫРКУЙЕК  \ СЕНТЯБРЬ  

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 1- 4

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

Слово. Для чего нужна речь. Какая бывает речь?

Беседа о признаках осени. Творческое рассказывание по теме «Осень».

        О.З.  Расширять активный словарный запас по теме «осень» учить детей составлять рассказ по содержанию картинок, используя в речи предложения из   5 –  6 слов. Р.З. Развивать умение детей слушать и понимать речь.  В.З. воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

 О.З. Учить детей составлять повествовательный рассказ по содержанию картинок. Обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными.  Р.З. Развивать  умение составлять описательный рассказ. В.З. воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

2 неделя

«В саду, на огороде» (дидактическая игра с овощами и фруктами)

О.З. Учить детей называть несколько предметов одним обобщающим словом. Обогащать речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов (величину, цвет, форму). Вводить в словарь детей слова, обозначающие обобщающие понятия (овощи, фрукты). Р.З Развивать голосовой и артикуляционный аппараты. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству.

3 неделя

Д/и «Назови, одним словом» (на обобщение). Составление рассказа по теме «Мой друг».

     О.З. Учить детей называть несколько предметов одним обобщающим словом.  учить детей составлять рассказ из личного опыта, пользуясь в речи глаголами, прилагательными. Р.З. Развивать голосовой аппарат. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству.      

О.З. Продолжать учить детей составлять рассказ из личного опыта, пользуясь в речи глаголами, прилагательными, продолжать учить детей называть несколько предметов одним обобщающим словом. Р.З.  Развивать умения детей слушать и понимать речь. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству.

4 неделя

«Кукла в гости к нам пришла» (составление описательных рассказов об игрушке)

О.З. Учить детей придумывать истории по игрушкам. Р.З.  Развивать умение детей составлять описательный рассказ об игрушке по образцу воспитателя. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству

КАЗАН     \  ОКТЯБРЬ  

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

Темы 5 – 8

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

5 «Звуки «з» и «с»

Звуковая культура речи

      О.З. Показать и объяснить детям артикуляцию звуков «з» и «с». Способствовать развитию речевого дыхания и чистоты произношения звуков. Р.З Развивать голосовой и артикуляционный аппараты..  Развивать фонематическое восприятие. В.З. воспитывать звуковую культуру речи

 О.З.  Закрепить умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки Способствовать развитию речевого дыхания и чистоты произношения звуков. Р.З.  Развивать фонематическое восприятие: умение выделить в произношении и услышать в словах заданный звук. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

2 неделя

6 Д/и«У кого что?» Разучивание стиха Музафара Алимбаева «Приметы осени».

О.З. Учить детей читать стихотворения наизусть выразительно, активизировать употребление прилагательных. Р.З. развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;  В.З. воспитывать интерес к художественному слову

3 неделя

7 Звуки [б] – [п]. Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Беседа по содержанию

О.З.  Учить детей пересказывать текст, не нарушая последовательности событий. Обращать внимание детей на звуковую сторону слов, согласование прилагательных и существительных. Р.З.  Развивать умение правильно строить короткие высказывания. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

О.З. Показать детям артикуляцию звуков«б» и «п» изолированных, в слоге и в словах. Учить понимать смысл произведения, оценивать поведение героев, рассказывать о них. Р.З.  Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах заданный звук).  В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

4 неделя

8  «День рождения куклы Айгерим» (составление творческих рассказов)

     О.З. учить детей составлять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя.. Р.З.   Развивать умения детей слушать и понимать речь.  Развивать умение правильно формулировать свои мысли. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству

КАРАША \  НОЯБРЬ  

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 9- 12

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

9 Деление на слоги. Определение ударного звука. Пересказ по ролям русской сказки «Теремок».

      О.З. Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности,  применяя приемы интонационной выразительности для передачи образа героев.  Р.З.  Развивать желание участвовать в играх – драматизациях В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству   

Учить  драматизировать знакомую по содержанию сказку. Р.З.  Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных. В.З. Воспитывать устойчивый интерес детей к речевому творчеству.  

2 неделя

10 «Айгерим накрывает на стол» (дидактическая игра)

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. Показать образование слов при помощи суффиксов  (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, молочник). Способствовать употреблению детьми простых и сложных предложений, совершенствовать структуру простого предложения. Р.З. Развивать грамматический строй речи.  В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

     

3 неделя

11 Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Верблюд» (из серии «На нашем дворе»).

О.З.  Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности. Обращать внимание детей на звуковую сторону слов, согласование прилагательных и существительных. Р.З. Развивать умение детей слушать и понимать речь.  В.З. воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

О.З. Дать понятие о согласных звуках. Учить различать твёрдые и мягкие по звучанию согласные звуки. Р.З. Развивать  умение составлять описательный рассказ. Развивать фонематическое восприятие В.З. воспитывать интерес к природе, любовь и бережное отношение к ней, воспитывать культуру речи.    

4 неделя

 12 «Магазин игрушек»

(составление рассказов об игрушках из дерева, стекла, пластмассы)

      О.З.  Учить составлять описательные рассказы по схеме, группировать предметы по одному признаку, употребляя в речи слова    деревянный, стеклянный, пластмассовый. Р.З. Развивать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

 ЖЕЛТОКСАН \ ДЕКАБРЬ 

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 13-16

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

13   Звуки [г] – [к]. Д/и «Назови слово на заданный звук». Чтение русской сказки «У страха глаза велики». Беседа по содержанию

   О.З. Показать детям артикуляцию звуков «г» и «к». Знакомить детей с миром человеческих взаимоотноше-ний посредством детской художественной литературы. . Р.З.  Развивать фонематическое восприятие.  В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

Учить понимать смысл произведения, оценивать поведение героев, рассказывать о них, давать характеристику. Р.З.  Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах заданный звук). В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

2 неделя

14   «У нас в гостях медвежонок»

 (игра – инсценировка)

    О.З. Учить детей читать наизусть небольшие потешки, применяя приемы интонационной выразительности для передачи образа героев, следить за темпом речи. Р.З. Развивать интонационную  выразительность. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

3 неделя

15   Звуковой анализ слова «зима». Беседа о признаках зимы. Творческое рассказывание по теме «Зимние радости».

О.З. учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по заданной теме. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. Продолжать учить детей составлять рассказ из личного опыта, пользуясь в речи глаголами, прилагательными. Упражнять детей в подборе синонимов, определений. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

4неделя

16  «Лисичка со скалочкой» (драматизация сказки)

     О.З. Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности,  применяя приемы интонационной выразительности для передачи образа героев. Р.З.  Развивать желание участвовать в играх – драматизациях, применяя приемы выразительности речи (интонация, мимика, жесты, темп речи, сила голоса). В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

КАНТАР \  ЯНВАРЬ

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 17-20

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

17 «Как мы встречали Деда Мороза» (составление рассказов из личного опыта)

  О.З. Учить составлять рассказы, основываясь на личном опыте, активизировать в речи употребление однокоренных слов, прилагательных. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. продолжать чить составлять рассказы, основываясь на личном опыте, активизировать в речи употребление однокоренных слов, прилагательных. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

2 неделя

18 «Ждем гостей»

(дидактическая игра)

  О.З. Учить детей описывать группы предметов (посуда    чайная, столовая, кухонная); Р.З.  Развивать активный словарь новыми словами, объясняя их назначение. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

3неделя

19 Слово. Слог. Ударные и безударные звуки. Чтение рассказа Ибрая  Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка». Беседа по содержанию

     О.З. учить понимать значение слов «слог, слово», дать представление об ударных и безударных звуках. Р.З.  Развивать речевое дыхание, умение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорить медленно или быстро, громко или тихо. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

     О.З. продолжать формировать  представление об ударных и безударных звуках закреплять  понятия слов «слог, слово».  Р.З.  Развивать речевое дыхание, умение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорить медленно или быстро, громко или тихо. В.З. воспитывать учебные навыки.

4 неделя

20 «Два жадных медвежонка» (драматизация сказки)

         О.З.   учить детей участвовать в драматизации знакомых литературных  произведений, Р.З.  развивать и совершенствовать выразительность речи для передачи образов героев. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

АҚПАН  \ ФЕВРАЛЬ

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

тема 21-24

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

Звуковой анализ слова «лиса». Чтение русской сказки «Лиса и заяц». Беседа по содержанию.

О.З. учить проводить звуковой анализ слова «лиса». Учить понимать смысл произведения, оценивать поведение героев, рассказывать о них, давать характеристику.  Р.З.  Развивать умения детей слушать и понимать речь. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова «лиса». Учить понимать смысл произведения, оценивать поведение героев, рассказывать о них, давать характеристику некоторым нравственным качествам. Р.З.  Развивать умения детей слушать и понимать речь. В.З. воспитывать учебные навыки.  

2неделя

«Мой Ушастик самый красивый».

(составление рассказа о зайце по модели)

    О.З. Учить составлять последовательный рассказ описательного характера по модели. Р.З.  Развивать умение правильно строить короткие высказывания. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

3 неделя

Звуки [д] – [т]. Составление описательных рассказов по теме «Моя любимая игрушка».

     О.З. Показать детям артикуляцию звуков «Д» и «Т», Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя. Р.З.  Развивать умение правильно строить короткие высказывания, используя в речи повествовательные предложения. В.З. воспитывать звуковую культуру речи.

     О.З. подводить к усвоению правильного произношения звуков «Д» и «Т», Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя. Р.З.  Развивать умение правильно строить короткие высказывания, используя в речи повествовательные предложения. В.З. воспитывать учебные навыки.

4 неделя

 «Расскажи…»

(составление описательного рассказа)

      О.З. Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы по двум игрушкам, используя в речи простые и сложные. Р.З.  Развивать умение правильно строить короткие высказывания, предложения. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

НАУРЫЗ / МАРТ

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

тема 25 -28

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

Звуковой анализ слова «мама». Составление описательного рассказа «Моя мамочка». Д/и «Подарок маме».

     О.З. учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Р.З. Развивать умение составлять рассказ, слушать и понимать речь, поддерживать разговор. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

 О.З. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мама». Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы о маме, употребляя в речи прилагательные в превосходной степени. Р.З. Развивать фонематическое восприятие. В.З. воспитывать учебные навыки.

2 неделя

«Мое любимое домашнее животное!»

(составление рассказов из личного опыта)

  О .З. Продолжать учить детей составлять рассказ из личного опыта, пользуясь в речи глаголами, прилагательными. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

3 неделя

Д/и «Назови, одним словом». Творческое рассказывание «Праздник весны – Наурыз!».

            О.З. Учить детей называть несколько предметов одним обобщающим словом. Р.З. Развивать умение составлять рассказ из личного опыта.  Побуждать употреблять в речи существительные с прилагательными, согласуя в роде, числе, падеже. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. Продолжать знакомить детей с традициями и  обычаями казахского народа, посредством художественной литературы. Р.З. Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах заданный звук). В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

4 неделя

       «Угадай сказку!»

(пересказ по модели)

    О.З.    Закрепить умение пересказывать русские народные сказки по модели. Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями, используя в речи строки из сказок. . Р.З. Развивать умение составлять рассказ. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

                               СƏУIР / АПРЕЛЬ

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 29-32

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

Звуки [ж] – [ш]. Знакомство со стихотворением Кабдыкарима Идрисова «На джайляу». Беседа о домашних животных

О.З. Показать детям артикуляцию звуков «Ж» и «Ш», подводить к усвоению правильного произношения шипящих звуков. Р.З. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Закрепить умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки. В.З. Воспитывать интерес детей к художественному слову.

О.З. познакомить детей с традициями и обычаями казахского народа, посредством художественной литературы. Учить детей читать наизусть стихотворения. Р.З. развивать интонационную выразительность.  следить за темпом речи. упражнять в подборе определений, метафор В.З. Воспитывать интерес детей к художественному слову.

2 неделя

«В гостях у сказки»

(рассказывание по иллюстрациям

к знакомым сказкам).

 О.З. Продолжать учить детей коротко передавать содержание знакомой сказки, узнавая ее по картинкам. Активировать в речи словарный запас. Р.З. Развивать умение детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

3 неделя

Д/и «Назови слово на заданный звук» Пересказ рассказа Валентины Осеевой «Хорошее».

О.З. Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах заданный звук). . Р.З.. Развивать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании существительного и прилагательного. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности,  применяя приемы интонационной выразительности для передачи образа героев.  . Р.З.. Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. В.З. воспитывать учебные навыки.

4 неделя

       «Угадай по описанию!» (дидактическая игра)

    О.З.   Продолжать учить детей составлять рассказы описательного характера Обогатить словарь детей названиями национальных предметов   сундук-«әбдіре», шапка-«тымақ», веер, парик, «тенге», объяснять назначение предметов. Р.З.. Развивать речевое дыхание, умение произвольно изменять темп речи и силу голоса.  В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

МАМЫР \  МАЙ

Бiлiм беру саласы «Катаныс» Болiмдерi «Тiл дамысу» 

Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи»

темы 32-36

Программное содержание

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

1 неделя

«Кто построил новый дом»

(составление творческих рассказов)

       О.З. Привлекать детей к сочинению историй. Побуждать использовать в речи простые и сложные предложения, соблюдая логику в развитии сюжета. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы

и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

О.З. Побуждать использовать в речи простые и сложные предложения, соблюдая логику в развитии сюжета. Привлекать детей к сочинению историй. Р.З. Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы

и спрашивать. В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

2 неделя

«Кто сказал мяу?»(пересказ сказки В. Сутеева)

      О.З. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, последовательно, передавая в речи выразительно диалоги персонажей. Р.З. Развивать умение правильно строить короткие высказывания. В.З. Воспитывать звуковую культуру речи.

3 неделя

Звуковой анализ слова «лето». Творческое рассказывание на тему «Лето – веселая пора».

     О.З.  Продолжать учить детей придумывать сказку на заданную тему, использовать описание и диалоги, как средство выразительности речи. Р.З.. Развивать речевое дыхание, умение произвольно изменять темп речи и силу голоса.  В.З. воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

О.З. Продолжать учить детей составлять рассказ из личного опыта, пользуясь в речи глаголами, прилагательными по теме «Лето – веселая пора». Р.З. Развивать речевое дыхание, умение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорить медленно или быстро, громко или тихо. В.З. воспитывать учебные навыки.

4 неделя

Д/и «Угадай какое предложение?» Пересказ рассказа Виталия Бианки «Лис и мышонок».

О.З. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова «лиса». Развивать умения детей слушать и понимать речь. Учить понимать смысл произведения, оценивать поведение героев, рассказывать о них, давать характеристику некоторым нравственным качествам. Р.З. Развивать умение детей слушать и понимать речь.  В.З. Воспитывать интерес детей к речевому творчеству.

Итого:

36 занятий

18 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Образовательная деятельность по ОБЖ для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данное содержание работы с детьми может реализоваться в формах бесед с рассматриванием иллюстраций, экскурсий, дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр, рассказов из личного опыта, решения про...

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описывается эффективность использования метода проектов для развития инициативности и самостоятельности дошкольников...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Опыт работы об эффективности использоывания проектного метода в работе с дошкольниками по развитию  их инициативы и самостоятельности...