Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Огород.Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Беседа по "Желтой сказке".Закрепление представления о желтом цвете и умения отличать желтый цвет от других цветов. Обучение использованию прилагательного желтый в речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного желтый с существительными в роде, числе, па­деже; употребление имен существительных в форме винительного падежа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи

в средней  компенсирующей группе

Тема «Огород.Овощи» Беседа по «Желтой сказке».

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представления о желтом цвете и умения отличать желтый цвет от других цветов. Обучение использованию прилагательного желтый в речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного желтый с существительными в роде, числе, падеже; употребление имен существительных в форме винительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Большой кусок ткани желтого цвета, контейнер для карточек, карточки с целыми и разрезанными на части изображениями овощей (горизонтальный и вертикальный разрезы, 3-4 части), коврограф, плоскостное изображение девочки, желтого плаща, желтых сапожек, желтой шапочки, нескольких берез

с желтыми листьями, нескольких желтых березовых листьев, желтого солнышка, куста золотых шаров (один из цветков — с личиком), магнитофон, кассета с аудиозаписью пьесы Э. Грига «Бабочка», игрушки — волчонок и слоненок для сопровождения артикуляционной гимнастики, стойка и шнур с привязанными к нему сухими желтыми листьями березы.

Предварительная работа. Знакомство с желтым цветом, упражнения на узнавание и соотнесение основных цветов: «Подбери чашки к блюдцам», «Собери рукавички», «Найди носочки» и т. п., слушание на музыкальном занятии пьесы Э. Грига «Бабочка», разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», повторение подвижного упражнения «Листья».

Ход

Воспитатель: Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вам надо полнить мое задание.

Разрезные картинки. [Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме винительного падежа).]

Воспитатель  ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвертах находятся разрезанные картинки.

Воспитатель: Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

Дети. Репку.

                    - Тыкву.

           -Перец.

         - Кабачок.

Воспитатель: Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Воспитатель: Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Воспитатель  достает картинку с изображением желтой луковицы.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

Дети:

          - Желтая репка.

- Желтая тыква.

- Желтый перец.

- Желтый кабачок.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок — желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В конвертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Воспитатель раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. Если кто-то из детей испытывает затруднения, воспитатель помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все быстро и правильно собрали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в контейнер и убирает его со стола).

Рассказывание воспитателем  «Желтой сказки».

Воспитатель включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига «Бабочка» — 2—3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Воспитатель выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскостных изображений. Таким образом на коврографе появляется «осенняя картинка»: в центре девочка в желтом плаще и желтых сапожках, слева от нее — куст золотых шаров, а справа — березы с желтыми листьями; над девочкой — желтое солнышко. По всему коврографу  разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Желтая сказка

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

— Ты стала большой, поэтому можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,— сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

— Здравствуй,— сказал самый большой и красивый цветок. — Как тебя зовут?

— Аришка. А тебя?

— А мы — золотые шары, осенние цветы,— ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

— Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,— сказала Аришка.

— А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цветем золотой осенью,— сказал цветок.

— Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень — желтое время года, да? — спросила девочка.

— Конечно! Осень — желтое время года, — ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они отправились в магазин по желтому осеннему городу.

Воспитатель закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Воспитатель: Предлагаю тоже отправиться на прогулку по желтому осеннему городу и представим, что собираем желтые осенние листья. Вставайте в круг.

Воспитатель  произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с воспитателем  и договаривают за ним слова и словосочетания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Вновь загибают пальчики, начиная с больших.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Приседают, «шагают» по ковру сред ним и указательным пальцами обеих рук.

Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Воспитатель приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осеннюю картину». Задавая вопросы, воспитатель привлекает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы  побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она называется?

- «Желтая сказка».

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

- В сказке все желтое.

Воспитатель: Как звали девочку из сказки?

- Аришка.

Воспитатель: Куда отправилась Аришка?

- На прогулку. 

Воспитатель: Что она надела?

- Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Воспитатель: Ребята, а кто назовет  все желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

(Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.)

Воспитатель: Как назывались эти цветы?

- Золотые шары.

Воспитатель: Почему они так называются? Как решила Аришка?

- Они похожи на шарики. Они желтые, кажутся золотыми.

Воспитатель: Почему осень — желтое время года, как сказала Аришка?

- Осенью все желтое.

Воспитатель: Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А теперь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

Упражнение «Листья»

Воспитатель: Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся,            Кружатся на месте, расставив руки

                                                                                                           в стороны.

Листья нам под ноги  тихо ложатся           Приседают.

 И под ногами шуршат, шелестят,           Движения руками влево-вправо.

 Будто опять закружиться хотят.           Кружатся на месте на носочках.

 Окончание ОД [Оценка работы детей.]

  Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

  -В «Желтой сказке».

  Воспитатель: Что видели там?

- Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Воспитатель: Что мы делали в сказке? (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"

Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...