Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по развитию речи в средней компенсирующей группе
Тема «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый). Совершенствование навыков чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Картина «Птицы прилетели».
Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», разучивание подвижной игры «Ласточка».
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнем разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи
Птицы работящие!»
Беседа по картине «Птицы прилетели».
Воспитатель помещает на мольберт перед детьми картину «Птицы прилетели».
Воспитатель. О каких птицах я прочитала вам стихотворение?
Дети. О грачах.
Воспитатель. Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?
Дети. Грачи черные. Они работящие. У них была трудная дорога.
Воспитатель. Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на картину. На ней мы видим перелетных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую стаю грачей. Что они делают?
Дети. Они ходят по огороду, ищут червей.
Воспитатель. На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них?
Дети. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель. Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей?
Дети. Птенцы маленькие, голые.
Воспитатель. Еще их называют желторотыми, потому что у них желтые клювы. Что делают птенцы?
Дети. Они раскрыли клювики.
Воспитатель. И громко кричат. Они просят есть. Папа и мама носят им червячков. На дереве мы видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие, как грачи, или поменьше?
Дети. Они небольшие.
Воспитатель. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. Что делает мама-скворчиха?
Дети. Она несет травинку в скворечник.
Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и гнезда у них тоже небольшие. Что делает папа-скворец?
Дети. Он сидит на ветке и поет песенку.
Воспитатель. Мы видим на картине еще и ласточек. Они только что прилетели с юга. Какие они?
Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда.
Воспитатель. Мы рассмотрели картину, я рассказала вам о птицах, изображенных на ней, а теперь хочу объяснить, почему их называют перелетными. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? — За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну-красну. | На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных. |
Воспитатель. А теперь превратитесь в ласточек и полетайте по группе.
В течение минуты дети свободно бегают по группе , взмахивая руками как крыльями.
Игра «Кто лишний?»
Воспитатель. Игра «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.
Воспитатель. Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.
Воспитатель. Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.
Воспитатель. Правильно. Молодцы!
Окончание занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
- О ком мы говорили сегодня?
Дети. О перелетных птицах.
- Почему их так назвали?
Дети. Они улетают от нас осенью и прилетают к нам весной.
- Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Грача, скворца, ласточку.
- Что делают птицы весной?
Дети. Они строят гнезда и выводят птенцов. Весной птицы поют песни.
- Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"
Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"
Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"
Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"
Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"
В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....