Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи в средней  компенсирующей группе

Тема «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый). Совершенствование навыков чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Птицы прилетели».

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», разучивание подвижной игры «Ласточка».

Ход

Воспитатель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнем разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.

На этой неделе грачи прилетели.

Хоть трудна была дорога,

Старший грач прикрикнул строго:

«За работу! Дела много!

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему:

Наши черные грачи

Птицы работящие!»

Беседа по картине «Птицы прилетели».

Воспитатель  помещает на мольберт перед детьми картину «Птицы прилетели».

Воспитатель. О каких птицах я прочитала вам стихотворение?

Дети. О грачах.

Воспитатель. Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?

Дети. Грачи черные. Они работящие. У них была трудная дорога.

Воспитатель. Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на картину. На ней мы видим перелетных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую стаю грачей. Что они делают?

Дети. Они ходят по огороду, ищут червей.

Воспитатель. На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них?

Дети. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель. Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают строить гнезда, чтобы вывести и  выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей?

Дети. Птенцы маленькие, голые.

Воспитатель. Еще их называют желторотыми, потому что у них желтые клювы. Что делают птенцы?

Дети. Они раскрыли клювики.

Воспитатель. И громко кричат. Они просят есть. Папа и мама носят им червячков. На дереве мы видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие, как грачи, или поменьше?

Дети. Они небольшие.

Воспитатель. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. Что делает мама-скворчиха?

Дети. Она несет травинку в скворечник.

Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и гнезда у них тоже небольшие. Что делает папа-скворец?

Дети. Он сидит на ветке и поет песенку.

Воспитатель. Мы видим на картине еще и ласточек. Они только что прилетели с юга. Какие они?

Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда.

Воспитатель. Мы рассмотрели картину, я рассказала вам о птицах, изображенных на ней, а теперь хочу объяснить, почему их называют перелетными. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.

Воспитатель. А теперь превратитесь в ласточек и полетайте по группе.

В течение минуты дети свободно бегают по группе , взмахивая руками как крыльями.

Игра «Кто лишний?»

 

Воспитатель. Игра «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.

Воспитатель. Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.

Воспитатель. Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.

Воспитатель. Правильно. Молодцы!

Окончание занятия.

Воспитатель  предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

- О ком мы говорили сегодня?

Дети. О перелетных птицах.

- Почему их так назвали?

Дети. Они улетают от нас осенью и прилетают к нам весной.

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грача, скворца, ласточку.

- Что делают птицы весной?

Дети. Они строят гнезда и выводят птенцов. Весной птицы поют песни.

- Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"

Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"

В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....