Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по развитию речи в средней компенсирующей группе
Тема «Зима»
Составление рассказа по серии картинок
«Находка»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Оборудование. Предметные картинки с изображением признаков осени и зимы (снеговик, сугроб, дерево с желтыми листьями, туча с дождем), серия картинок из 3-х сюжетов «Находка»[1], комочки паты, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, 4 меховых медвежонка.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок».
Ход
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинки. На них на рисованы признаки осени и зимы. Поднимите руку те, у кого на картинках нарисованы признаки зимы, а потом те, у кого — признаки осени.
Дети определяют время года на своих картинках и садятся.
Рассматривание серии картинок «Находка»
Воспитатель помещает на мольберт картинки из серии «Находка».
Воспитатель. Посмотрите на картинки и подумайте, как разложить их по порядку. Какая картинка будет первой, какая — второй, какая — третьей.
Дети подходят к мольберту и расставляют картинки по порядку.
Воспитатель. Вы правильно расставили картинки. Молодцы. Эта серия картинок называется «Находка». Сегодня мы попробуем составить рассказ по ней. Посмотрите на первую картинку. Кого вы видите на первом плане? Что она делает?
Воспитатель использует указку, чтобы привлечь внимание детей к нужной части картины.
- Девочка везет на санках мишку.
Воспитатель. Правильно. Кого вы видите вдалеке? Что он делает?
- Мальчик едет на лыжах с горки.
Воспитатель. Ребята, расскажите о природе на картинке. Какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как одеты дети?
- Наступила зима. Кругом лежит снег.
-Деревья голые. В воздухе кружатся снежинки.
- Дети оделись тепло.
Воспитатель.Теперь давайте рассмотрим вторую картинку. Кого вы видите на переднем плане? Что он делает?
-Мальчик съехал с горки.
- Он увидел на снегу мишку.
Воспитатель. А что делает девочка?
- Девочка везет санки. Она не видит, что мишка упал.
Воспитатель.Правильно. Расскажем о том, что изображено на последней картинке. Что делают дети?
- Мальчик догнал девочку.
- Он отдает ей мишку.
Воспитатель. Что говорит девочка мальчику?
- «Спасибо!»
Воспитатель. Хорошо. Теперь нужно повторить рассказ. Я напомню вам, как вы будете рассказывать. Кира по первой картинке расскажет, какое время года наступило, как он об этом догадался. Потом расскажет, куда пошли дети и что они делают. Даша по второй картинке расскажет о том, что произошло с мишкой. Вова расскажет по третьей картинке, чем закончилась история. А сейчас я дам одну минуту для того, чтобы вы подготовились к рассказу.
(Дети продолжают рассматривать картину, обдумывая свой рассказ).
- Наступила зима. Выпало много снега. Дети оделись тепло и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался на лыжах с горки.
- Мальчик съехал с горки и увидел мишку. Мишка лежал на снегу. А девочка везла пустые санки.
- Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»
Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы. Все правильно рассказали. Теперь …… повторит рассказ целиком.
Ребенок повторяет рассказ. Воспитатель оценивает работу каждого ребенка, убирает картинки, а потом приглашает детей на ковер и предлагает поиграть.
Подвижная игра «Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома | Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком. |
Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот, | «Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького. |
Никто не проедет, никто не пройдет, | Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой. |
Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» | Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга. |
И.Демьянов
Упражнение «Что лишнее?»
Воспитатель предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Воспитатель. А теперь я проверю, как вы умеете внимательно слушать. Давайте поиграем в игру «Что лишнее?» Слушайте внимательно. Снежинка, огонь, сугроб, сосулька. Что лишнее?
Дети. Огонь.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он горячий.
Воспитатель. А все остальное?
Дети. Холодное.
Воспитатель. Правильно. Слушайте. Суп, пюре, мороженое, котлета. Что лишнее?
Дети. Мороженое.
Воспитатель. Почему?
Дети. Оно холодное.
Воспитатель. Правильно, а остальная пища, которую я назвала, должна быть теплой, когда ее едят. А почему еще можно сказать, что мороженое лишнее? Вспомните о вкусе.
Дети. Оно сладкое.
Воспитатель. А остальная пища?
Дети. Не сладкая.
Воспитатель. Верно. Молодцы!
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальники, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | «Лепят», меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз — подбросим, | Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. |
Два — поймаем, | Приседают, ловят воображаемый снежок. |
Три — уроним | Встают, роняют воображаемый снежок. |
И... сломаем. | Топают. |
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы делали на занятии, в какие игры играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"
Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"
Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"
Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"
В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....