Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД по развитию речи 19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи в средней  компенсирующей группе

Тема «Осень. Названия деревьев»

Рассматривание картины «Ранняя осень»

 и беседа по ней

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года»[1], коврограф,  картина «Ранняя осень»[2].

Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».

Ход ОД

Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]

Тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю  посмотреть в окно, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети. Солнечная.

Воспитатель. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

Дети. Нет. Тепло.

Воспитатель. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Дерево) Вы знаете, как оно называется?

Дети. Береза.

Воспитатель. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети. Белая кора.

Воспитатель. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?

Дети. Зеленые и желтые.

Воспитатель. На березе уже много желтых листьев. Почему?

Дети. Наступила осень.

Воспитатель. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе.

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

 [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?

Дети. Детей.

Воспитатель. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

Дети. В лес.

Воспитатель. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

Дети. Ежика.

Воспитатель. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

Дети. На белочку.

Воспитатель. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

Дети. Листья, ветки.

Воспитатель. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

Дети. Корзинка.

Воспитатель. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.

Подвижное упражнение «Дождик»

[Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Воспитатель. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.

Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за воспитателм.

«Дождик»

Капля раз,

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два,

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

А потом, потом, потом

8 прыжков на носочках, руки на поясе.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли.

Сомкнуть руки над головой полукругом.

Рассказ воспитателя по картине. [Развитие речевого слуха.] Воспитатель предлагает детям вернуться к картине и выразительно рассказывает.

Рассказ по картине «Ранняя осень»

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-

ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

Воспитатель. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?

Дети. Понравилась.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Ответы детей. 

-Они увидели белочку.

-А еще — ежика.

- Они набрали много грибов.

- А девочки собрали красивый букет.

Воспитатель. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу.

Игра «Что перепутал художник?»

[Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]

Воспитатель  приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картину, которую составил  медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а воспитатель  убирает эти изображения с наборного полотна.

1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.

2-й ребенок. Осенью нет клубники.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.

Воспитатель. Вы нашли все ошибки, которые допустил медвежонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

Окончание ОД. [Оценка работы детей.]

Воспитатель. А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались ?

(Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"

Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"

В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....