Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД по развитию речи | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по развитию речи в средней компенсирующей группе
Тема «Осень. Названия деревьев»
Рассматривание картины «Ранняя осень»
и беседа по ней
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года»[1], коврограф, картина «Ранняя осень»[2].
Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».
Ход ОД
Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]
Тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю посмотреть в окно, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Воспитатель. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Воспитатель. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Дерево) Вы знаете, как оно называется?
Дети. Береза.
Воспитатель. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?
Дети. Белая кора.
Воспитатель. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?
Дети. Зеленые и желтые.
Воспитатель. На березе уже много желтых листьев. Почему?
Дети. Наступила осень.
Воспитатель. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе.
Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.
[Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?
Дети. Детей.
Воспитатель. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?
Дети. В лес.
Воспитатель. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?
Дети. Ежика.
Воспитатель. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?
Дети. На белочку.
Воспитатель. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?
Дети. Листья, ветки.
Воспитатель. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?
Дети. Корзинка.
Воспитатель. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.
Подвижное упражнение «Дождик»
[Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]
Воспитатель. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.
Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за воспитателм.
«Дождик»
Капля раз, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Капля два, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Очень медленно сперва. | 4 прыжка на носочках, руки на поясе. |
А потом, потом, потом | 8 прыжков на носочках, руки на поясе. |
Все бегом, бегом, бегом. | |
Мы зонты свои раскрыли, | Развести руки в стороны. |
От дождя себя укрыли. | Сомкнуть руки над головой полукругом. |
Рассказ воспитателя по картине. [Развитие речевого слуха.] Воспитатель предлагает детям вернуться к картине и выразительно рассказывает.
Рассказ по картине «Ранняя осень»
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-
ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
Воспитатель. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Дети. Понравилась.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Ответы детей.
-Они увидели белочку.
-А еще — ежика.
- Они набрали много грибов.
- А девочки собрали красивый букет.
Воспитатель. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу.
Игра «Что перепутал художник?»
[Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]
Воспитатель приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картину, которую составил медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?
Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а воспитатель убирает эти изображения с наборного полотна.
1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.
2-й ребенок. Осенью нет клубники.
3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.
4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.
Воспитатель. Вы нашли все ошибки, которые допустил медвежонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.
Окончание ОД. [Оценка работы детей.]
Воспитатель. А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались ?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"
Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"
Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"
Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"
Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"
В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....