Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Гласная буква «У»» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема НОД: «Гласная буква «У»».

Ведущая образовательная область: «Развитие речи».

Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал по обучению детей грамоте, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- познакомить с гласной буквой «У»;

- формировать умение составлять предложения из трёх слов с соединительным союзом «И»;

- закрепить умение называть слова с заданным ударным гласным звукам.

 

Развивающие:

- развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память.

 

Воспитательные:
- создавать хорошее настроение, воспитывать умение выполнять игровые правила;

- желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, игры «Будь внимательным», «Назови слова», игры с заданиями.

Оборудование:

Демонстрационный для воспитателя: картинки с изображением предметов; красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы у и У, указка, разноцветные фишки.

Раздаточный: для детей: красные, синие, чёрные фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы у и У.

Предварительная работа: беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Воспитатель собирает детей возле себя

Воспитатель: Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Замечательно! Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

 

Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Молодцы ребята!

 

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о звуках и буквах?Чем они тличаются друг от друга?

 

 

Какими бывают звуки?

 

 

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Какими бывают гласные звуки?

Какими бывают согласные звуки и каким цветом мы их обозначаем?
 

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня есть карточки, выберете себе по одной. София, какого цвета у тебя карточка?

Какой звук обозначает этот цвет?

Как ты думаешь за каким столом ты будешь сегодня заниматься?

 

Данил, какого цвета карточку выбрал ты?

Какой звук обозначает эта карточка?

 

Догадайся за каким столом сегодня ты будешь занимаешься?

 

 

Ребята, пройдите за столы согласно вашим карточкам.

 

 

 

I. Работа над предложением.

Воспитатель вызывает к доске двоих детей и предлагает остальным детям сказать, кто стоит у доски. (Полина и София.) Говорит и показывает: «Это Полина, это София. Полина, София — они стоят рядом. Девочки, возьмитесь за руки. Чтобы сказать,что у доски две девочки, мы произносим короткое слово и, оно соединяет девочек: Полина и София, посмотрите, как я нарисую предложение. Сначала нарисую чёрточку - это слово Полина, потом нарисую вторую чёрточку — это слово и, нарисую третью чёрточку — это слово София (---.) Сколько слов в предложении

Полина и София? (Три.) Назовите 1-е слово (Полина), 2-е слово (и), 3-е слово (София).

После этого воспитатель вызывает к доске ещё 2 пары. По такой «живой модели» составляются и зарисовываются чёрточками предложения, называется 1-е, 2-е, 3-е слово в каждом предложении.

II. Звуковой анализ слов груша и сумка. Воспитатель показывает картинки с изображением груши и сумки. Затем в такой же последовательности под словом груша разбирается слово сумка.

Воспросы к детям: «Сколько звуков в словах груша и сумка? (Пять.) Сколько согласных звуков в этих словах? (Три.) Сколько гласных в словах? (Два.) Какой звук в слове груша всегда твёрдый согласный?([ш].) Какие одинаковые гласные звуки в этих словах? ([у], [а].) После какого согласного звука в слове груша слышится звук [у]? (После согласного звука [с].)» Воспитатель показывает букву у, дети рассматривают букву и заменяют красные фишки звука [у] буквами у.

III.Игра с заданиями.

1. Воспитатель вызывает к доске 4 детей - «звуки» слова луна — и раздает им фишки согласных звуков и буквы: [л],у, н, [а]. Дети «строят» слово «луна». Затем аналогично строятся слова «шуба» и «урок»

 

IV. Игра «Будь внимательным».

Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям сказать, какте гласные буквы пишутся после твёрдых согласных. Выставляет эти буквы после синей фишки (а,о,у). Далее под синей фишкой ставит зелёную, и дети называют гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного (я, ё). Воспитатель ставит после зелёной фишки эти буквы. Затем дети по команде воспитателя закрывают глаза, он стирает одну букву или меняет буквы местами, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось, и исправляют ошибку.

V. Игра «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям назвать сначала слова с ударным гласным звуком [у], затем с ударным гласным [и]. В конце игры определяется победитель.

 

Рефлексия.
Воспитатель:

- Что узнали нового?

- Чем большего всего вам понравилось заниматься?

- Где вам пригодятся новые знания?

 

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети: Дети становятся в круг.

 

 

 

 

 

Ответы детей: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и

пишем.

Ответы детей: звуки

бывают гласные и

согласные.

Красным

Ударными и безударными

Твёрдые звуки — синим

Мягкие звуки - зелёным

 

Ответ ребенка: красный

 

 

Ответ ребенка: гласный

Ребёнок садится за стол, обозначенный красной карточкой.

Ответ ребенка:синию

Ответ ребенка: Согласный, твёрдый

Ребёнок садится за стол, обозначенный синй и

зелёной карточками.

 

Дети: выполняют задание и проходят за столы.





 

Дети выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски работают два

ребёнка по очереди

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы
 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задания

 

 

 

 

Ответы детей

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание. Выбирается победитель.

 

 

 

Ответы детей


 

Список литературы

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: издательский дом «Цветной мир», 2016. – 336 с.

  2. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - УМК «Обучение дошкольников грамоте».- М.: Школьная Книга, 2021. - 192 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Конспект

непрерывной образовательной

деятельности по теме:

«Гласная буква «У»»

(подготовительная группа)

 

                                                                         Воспитатель:
                                                                  Тутушкина
                                                                                 Марина  Валерьевна

                                                                   

                                                                   

г. Энгельс

 2021 г.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема НОД: «Гласная буква «У»».

Ведущая образовательная область: «Развитие речи».

          Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал по обучению детей грамоте, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Образовательные:

           - закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

           - познакомить с гласной буквой «У»;

- формировать умение составлять предложения из трёх слов с соединительным союзом «И»;

- закрепить умение называть слова с заданным ударным гласным звукам.

          Развивающие:

-  развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитательные:
          -   создавать хорошее настроение, воспитывать умение выполнять игровые правила;

 - желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

          Виды деятельности: игровая,  речевая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, игры «Будь внимательным», «Назови слова», игры с заданиями.

          Оборудование:         

 Демонстрационный для воспитателя: картинки с изображением предметов; красные, синие, зелёные, чёрные фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы у и У, указка, разноцветные фишки.

        Раздаточный: для детей: красные, синие, чёрные фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы у и У.

  Предварительная работа: беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.


Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Воспитатель собирает детей возле себя

Воспитатель: Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Замечательно! Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о звуках и буквах?Чем они тличаются друг от друга?

Какими бывают звуки?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Какими бывают гласные звуки?

Какими бывают согласные звуки и каким цветом мы их обозначаем?

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня есть карточки, выберете себе по одной. София, какого цвета у тебя карточка?

Какой звук обозначает этот цвет?

Как ты думаешь за каким столом ты будешь сегодня заниматься?

Данил, какого цвета карточку выбрал ты?

Какой звук обозначает эта карточка?

Догадайся за каким столом сегодня ты будешь занимаешься?

Ребята, пройдите за столы согласно вашим карточкам.

I. Работа над предложением.

Воспитатель вызывает к доске двоих детей и предлагает остальным детям сказать, кто стоит у доски. (Полина и София.) Говорит и показывает: «Это Полина, это София. Полина, София — они стоят рядом. Девочки, возьмитесь за руки. Чтобы сказать,что у доски две девочки, мы произносим короткое слово и, оно соединяет девочек: Полина и София, посмотрите, как я нарисую предложение. Сначала нарисую чёрточку - это слово Полина, потом нарисую вторую чёрточку — это слово и, нарисую третью чёрточку — это слово София (---.) Сколько слов в предложении    

Полина и София? (Три.) Назовите 1-е слово (Полина), 2-е слово (и), 3-е слово (София).

После этого воспитатель вызывает к доске ещё 2 пары. По такой «живой модели» составляются и зарисовываются чёрточками предложения, называется 1-е, 2-е, 3-е слово в каждом предложении.

II. Звуковой анализ слов груша и сумка. Воспитатель показывает картинки с изображением груши и сумки. Затем в такой же последовательности под словом груша разбирается слово сумка.

Воспросы к детям: «Сколько звуков в словах груша и сумка? (Пять.) Сколько согласных звуков в этих словах? (Три.) Сколько гласных в словах? (Два.) Какой звук в слове груша всегда твёрдый согласный?([ш].) Какие одинаковые гласные звуки в этих словах? ([у], [а].) После какого согласного звука в слове груша слышится звук [у]? (После согласного звука [с].)» Воспитатель показывает букву у, дети рассматривают букву и заменяют красные фишки звука [у] буквами у.

III.Игра с заданиями.

1. Воспитатель вызывает к доске 4 детей - «звуки» слова луна — и раздает им фишки согласных звуков и буквы: [л],у, н, [а]. Дети «строят» слово «луна». Затем аналогично строятся слова «шуба» и «урок»

IV. Игра «Будь внимательным».

Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям сказать, какте гласные буквы пишутся после твёрдых согласных. Выставляет эти буквы после синей фишки (а,о,у). Далее под синей фишкой ставит зелёную, и дети называют гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного (я, ё). Воспитатель ставит после зелёной фишки эти буквы. Затем дети по команде воспитателя закрывают глаза, он стирает одну  букву или меняет буквы местами, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось, и исправляют ошибку.

V. Игра «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям назвать сначала слова с ударным гласным звуком [у], затем с ударным гласным [и]. В конце игры определяется победитель.

                                   Рефлексия.
Воспитатель: 

- Что узнали нового?

- Чем большего всего вам понравилось заниматься?

- Где вам пригодятся новые знания?

Ответы детей.

Ответы детей
. 

Дети: Дети становятся в круг.

Ответы детей: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и 

пишем.

Ответы детей: звуки

бывают гласные и

согласные.

Красным

Ударными и безударными

Твёрдые звуки — синим

Мягкие звуки - зелёным

Ответ ребенка: красный

Ответ ребенка: гласный

Ребёнок садится за стол, обозначенный красной карточкой.

Ответ ребенка:синию

Ответ ребенка: Согласный, твёрдый

Ребёнок садится за стол, обозначенный синй и

зелёной карточками.

Дети: выполняют задание и проходят за столы.





Дети выполняют задания

 

 

У доски работают два

ребёнка по очереди

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют задания

Ответы детей


Дети выполняют задание. Выбирается победитель.

Ответы детей

Список литературы

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: издательский дом «Цветной мир», 2016. – 336 с.
  2. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - УМК «Обучение дошкольников грамоте».- М.: Школьная Книга, 2021. - 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)

Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...

Тема «Гласная двузначная буква Ё»

Тема «Гласная двузначная буква Ё»Возрастная группа: ПодготовительнаяКлассификация занятия: Получение новых знанийФорма организации: групповая...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Гласные звуки. Буквы А,О,И,У,Э,Ы» (обобщающее)

Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Познакомить детей с новым словом «артикуляция».Продолжать развивать умение опред...