Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа. Развивать связную речь ребенка, память, внимание. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком. Материал и оборудование: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки. Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков. Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ! Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток): «У меня стряслась беда, Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер Все разрушил, разбросал, Части все заколдовал, Чтобы замок вновь собрать, Нужно знанья показать. Справиться с любой задачей, И постигнет вас удача. С делом справитесь иль нет, Вам подскажет мой секрет». Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей). Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К). Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К'). - Скажите, легко ли вам произносить этот звук? Дети: Нет, трдно. Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»? Дети: Свободно. Воспитатель: А язык? Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба. Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К». Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой. Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов). (Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно). Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель. Воспитатель: К озеру мы подойдем Часть от замка в нем найдем. - Добавьте недостающий звук «К». Что получится? Вол(к), а много (волки) Рыба(к), а много (рыбаки) Моря(к), а много (моряки) Като(к), а много (катки) Завтра(к), а много (завтраки). - Придумайте слова, чтобы в них был звук «К». (Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).
Воспитатель: Выйдем на полянку Сядем все в кружок И найдем от замка Следующий кусок.
- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К». (Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит). (Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь). Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше. Звери грустные стоят В дом попасть они хотят Но не знают – как? Куда? Помогите, детвора. - Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова. Дети выбирают животных и расселяют по этажам: 1 - коза, корова, кабан, 2 - собака, белка, 3 - волк, барсук, хорек. Физкультурная минутка Ветер снова закружил (дети кружатся), С головою нас накрыл (закрывают голову руками), Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой), Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками), Сядем дружно все в кружок (подходят в круг), Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками), (пауза) Ветер стих (выставляют правую руку из круга), И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги). По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху. Воспитатель: Тут дорога впереди Может нам туда пойти Вот еще одна стена Не от замка ли она? - Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.) - Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение. - Какое предложение получилось? Дима: Катя кушает конфету. Вера: Катя кушает конфету. Вова: Катя кушает конфету. Гоша: Катя кушает конфету. Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету. - «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка). Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету. - Сколько слов у тебя Коля? Коля: В этом предложении три слова. А у тебя Матвей? Матвей: В этом предложении три слова.
Какое первое слово в этом предложении, Маргарита? Маргарита: Первое слово в предложении Катя. Какое второе слово, Вова? Вова: второе слова в этом предложении кушает. Какое третье слово, Илья? Илья: Третье слово конфету. (Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену). Воспитатель: Замок вновь почти отстроен. Крыша, флигель, дверь, стена. Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос) Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха! Зря вы спорите со мной, Я могучий ветер, злой. Но давайте по порядку, Загадаю вам загадку, Где отыщите ее, Будет там вам и окно. А не справитесь, тогда, Вновь разрушу замок я! Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер. Ветер: Серая по лужку она важно бродит, Из воды сухой выходит. Дети: Это утка. Воспитатель: Мы к бассейну подойдем Может, утку там найдем. Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА. Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА. - Какой первый звук: Утка? Дети: звук У. - Какой это звук? Дети: гласный, обозначается красным цветом. - Какой второй звук в слове УТКА? Дети: звук Т. - Это какой звук? Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом. - Какой третий звук в слове УТКА? Дети: звук К. - Какой это звук? Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом. - Какой последний звук в слове УТКА? Дети: звук А. - Какой это звук? Дети: гласный, обозначается красным цветом. - Сколько гласных звуков в этом слове? Андрей: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А». - Сколько в слове согласных звуков? Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К». - Сколько в этом слове звуков? Илья: В этом слове всего 4 звука. - Сколько в этом слове слогов? Вероника: В этом слове всего 2 слога.
Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало. Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков. Король: Вот спасибо, помогли, От беды меня спасли. Вам я очень благодарен, Вы, ребята, молодцы!!! - Я хочу познакомить Вас с буквой К. На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит, Буквой «К» на нас глядит. Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов. Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян) Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К». Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д
|