Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Фоминова Елена Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Заняте по обучению грамоте

В подготовительной группе

На тему:

« Буква Е»

Воспитатель: Фоминова Е.Ю.

Программное содержание.

Познакомить с гласной буквой Е(е);  Упражнять в звуковом анализе слов. Формировать активный словарь в соответствии   с лексической темой «Новый год». Учить образовывать множественное число существительных и уменьшительно-ласкательные формы существительных в именительном падеже единственного числа, согласовывать существительные с числительными. Развивать речь детей, фонематический слух и общую и мелкую моторику.

Словарная работа.

Одна  - новогодняя игрушка; две новогодние игрушки; три  новогодние игрушки и.т.д.

 Костюм- костюмчик;  подарок – подарочек; праздник – праздничек  и т.д.

Предварительная работа.

Проведение Новогоднего праздника, загадывание загадок, проведение физминуток для развитий общей и мелкой моторики.

Материал.

Карточка с буквой «Е». Картинки с изображением ежа, ели, енота, счётные палочки, фишки (зелёного, синего, и красного цвета) на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Дети стоят по кругу.

Предлагаю детям отгадать загадки: Что это будет. Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета. Подарки. Мерцанье цветных огоньков. Звёзды. Снежинки. Гирлянды флажков. (Новогодний праздник.)

Я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году. (Новогодняя ёлка.)

Наше занятие посвящено новогоднему празднику. Давайте представим, что мы собрались около ёлочки, и выполним упражнения.

Упражнение для мышечного расслабления.

Наши мышцы напрягаем:

Руки вверх мы поднимаем

Спокойно ими покачаем.

Сели, руки на колени,

Исчезает напряженье.

Наступает расслабленье

Опять руки поднимаем

Спокойно ими покачаем.

Кладём руки на колени

И опять немного лени.

Всем становится понятно:

Расслабление приятно!

Упражнение на развитие общей моторики.

С  Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дед мороз!

(Стоят кивают головой – «здороваются».)

Он из леса мимоходом

Ёлку нам принёс,

(Шагают на месте  «несут» ёлку на плече.)

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

(Останавливаются, поднимают руки вверх.)

Самым ярким

(Опускают руки.)

Жарким светом

(Поднимают руки вверх.)

Лучезарная звезда.

(Изображают звезду  - прямые руки в стороны, ноги на ширине плеч, голова запрокинута.)

Проводится «Мимическая гимнастика».

(Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики.)

Встали дети все в кружок, встали и примолкли:

(Ожидание, интерес.)

Дед мороз огни зажёг на высокой ёлке.

(Удивление.)

Наверху звезда, бусы в два ряда.

(Восторг.)

Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

(Радость.)

Проводится «Артикулярная гимнастика».

Для челюсти: рот открываем – закрываем (3-4 р.)

Двигаем нижней челюсти вправо – влево (6р.)

Для губ: вытягиваем «хоботком» (5-6р.

Растягиваем в улыбке (3-4р.)

Вытягиваем «трубочкой» (3-4р. По 10 сек.) чередуем движения: улыбка- «трубочка», улыбка- «хоботок».

Для языка: покусываем кончик языка, покусываем левую боковую часть языка, покусываем весь язык, начиная с кончика. Теперь поработаем над дыханием. Делаем глубокий длительный вдох носом. На выдохе пропеваем разной силой гласный звук и указательным пальцем рисуем в воздухе ниточку- продолжение звука.

(Называю один за другим гласные звуки, дети их поют)

Теперь по разному произнесём слова, сделайте глубокий вдох и на длительном выдохе произнесите тихо «снегурочка», шёпотом «мороз», громко «ель».

(Дети выполняют задание. Затем предлагаю детям сесть за столы.)

Сегодня на занятии мы познакомимся с необычной буквой. (Вывешиваю на доску карточку с буквой «Е».) На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

Ежи делали причёски –

Поломали все расчёски,

А ежиха так старалась

Лишь три зубчика осталось.

Е – книжная пока –

Кричит всем вдогонку:

- друзья, не спешите,

Ко мне положите.

(Предлагаю детям показать букву «Е» в разрезных азбуках и выложить её из счетных палочек у себя на столе.)

Дети поочерёдно произносят звук «Е». Скажите, сколько звуков вы слышите? (Ответы детей.) Я уже говорила, что «Е» необычная буква. При её произнесении в начале слова или после гласной слышится два звука – (й) и (э). Если буква «Е» стоит после согласного звука, то она указывает на его мягкость и при этом  слышится звук (э). (Дети выполняют звуковой анализ слова «лес», «ели», «ежи».)

Дети выполняют работу в прописях.

Провожу: массаж кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика.

Дед мороз принёс подарки:

(«Шагают» пальцами по столу.)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугаев и пингвинов,

Шоколадок помешка.

(Поочерёдно загибают пальцы на правой и на левой руке.)

И пушистого щенка.

(Изображают с помощью пальцев правой руки мордочку собаки)

Гав! Гав!

(Раздвигают – сдвигают пальцы.)

Физминутка.

Мы на ёлке веселились

(Ритмично хлопают в ладоши.)

И плясали, и резвились.

(Ритмично ударяют кулаками по бёдрам.

А потом Дед Мороз

Нам подарки приподнёс.

(Шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Разноцветные пакеты

А в них вкусные предметы –

(Рисуют в воздухе обеими руками несколько раз большой круг.)

Конфеты в бумажках синих,

(Прыгают на месте на правой ноге.)

Орешки рядом сними,

(Прыгают на месте на левой ноге.)

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Прыгают на месте на двух ногах, хлопают над головой.)

Игра «Сосчитай».

Называю один предмет, дети повторяют его наименование во множественном числе.

- Одна новогодняя игрушка, две новогодние игрушки, три новогодние игрушки и.т.д.

- Одна пушистая ёлочка, две пушистые ёлочки, три пушистые ёлочки и.т.д.

- Одна нарядная девочка, две нарядные  девочки ,

- Три нарядные девочки и т.д.

Игра «Общие слова».

Произношу три слова, дети называют их одним (словосочетанием.)

- Ёлка, подарки, Дед мороз – это … Новый год.

- Туфли, ботинки, сапоги – это … обувь.

- Молоток, пила, топор – это … инструменты.

- Сосна, берёза, ель – это … деревья.

- Машинка, кукла, пирамидка – эта … игрушки.

Игра «Большой – маленький».

Произношу слово, дети называют его в уменьшительно – ласкательной форме.

Костюм – костюмчик,

Подарок – подарочек,

Конфета – конфеточка,

 праздник – праздничек и т.д.

В конце занятия спрашиваю какому празднику оно было посвящено, с какой буквой дети познакомились, на что похожа эта буква и какие звуки она обозначает. Затем даю положительную оценку работе каждого ребёнка и вручаю детям бумажные медали с буквой «Е».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

непосредственно-образовательная деятельность конспект итогового занятия по обучению грамоте в поготовительной к школе группе "Тропинка знаний"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. На этом занятии дети проявляют все свои знания и умения по грамоте. Так как в нашем садике уделяется много времени гра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...

Конспект занятия по обучению грамоте "По следам Буквоежки", подготовительная группа

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста, решающее следующие задачи:Коррекционно – образовательные:·     уточнить произношение звука [а];·...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...