Конспект итогового занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель- закрепить и обобщить знания детей, создание условий для выявления уровня знаний детей по итогам года.
Задачи
Образовательные:
- составление описательного рассказа по картине «Поздняя весна»;
- активизация словаря, сложноподчиненных предложений, упражнение в словообразовании;
- умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; грамматически правильно составлять предложения;
- закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слово», «предложение», различать гласные звуки и согласные звуки, определять твердость и мягкость, умение делить на слоги двух-, трехслоговые слова, интонационно выделять ударный звук.
Развивающие: развитие связной речи (монологической) детей, мышления, памяти, воображения; общей и мелкой моторики рук, закрепить прием раскрашивания, штриховку.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость у детей, доброту по отношению друг к другу; любовь к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия
(ОО «Речевое развитие»/ ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Разделы «Развитие речи», «Рисование»)
«Волшебное дерево»
Цель- закрепить и обобщить знания детей, создание условий для выявления уровня знаний детей по итогам года.
Задачи
Образовательные:
- составление описательного рассказа по картине «Поздняя весна»;
- активизация словаря, сложноподчиненных предложений, упражнение в словообразовании;
- умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; грамматически правильно составлять предложения;
- закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слово», «предложение», различать гласные звуки и согласные звуки, определять твердость и мягкость, умение делить на слоги двух-, трехслоговые слова, интонационно выделять ударный звук.
Развивающие: развитие связной речи (монологической) детей, мышления, памяти, воображения; общей и мелкой моторики рук, закрепить прием раскрашивания, штриховку.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость у детей, доброту по отношению друг к другу; любовь к живой природе.
Методы и приемы.
Словесный: беседа, вопросы-ответы,составление описательного рассказа, художественное слово- приветствие, поощрение, анализ детских рассказов (дети оценивают друг друга).
Наглядный:картина, опорная схема.
Игровой: дидактическая игра, сюрпризный момент.
Практический: физкультминутка, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Материалы и оборудование: «Волшебное дерево» с 3 конвертами, магнитная доска-2шт., набор магнитов, музыкальная шкатулка, волшебная палочка, конверт с письмом, карточки-слоги («счасть», «е»), коробочка под сюрприз, опорная схема, картина «Поздняя весна», бабочки, раскраска с заданиями, цветные карандаши.
Словарная работа: обогащение активного словаря - подбирать точные слова для выражения мысли.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке, беседа о весне, ее характерных признаках, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, дидактические игры: «Времена года. Весна», «Четвертый лишний», «Я начну, а ты продолжи…», «Опиши, я угадаю…», заучивание загадок и стихотворений о весне. Рисование весеннего пейзажа. Чтение рассказов М.Пришвина, В.Сутеева, чтение стихотворений А.С. Пушкина.
Ход ООД:
Организационный момент.
Приветствие гостей и друг друга.
Художественное слово «Здравствуй, небо….» (дети стоят в кругу)
Выполнение артикуляционной гимнастики.
- Я знаю, что вы любите разные чудеса. Хотите- верьте, хотите – нет, сегодня я встретила настоящего волшебника. Он вырастил необычную, загадочную березу. Вот она. (Показывает макет.) Как вы думаете, а что в ней необычного? (Вместо сережек березы на ветках висят конверты.)
- А еще, дети, он передал вам музыкальную шкатулку. (Открывает ее и достает конверт с письмом и волшебную палочку.)
(Зачитывает письмо.)
- «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Посылаю вам в подарок волшебную палочку. Она поможет вам разгадать секрет волшебной березы».
Ваш друг Волшебник.
(Взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова:
«Я хочу тебе помочь,
Раз, два, три, ты за мною повтори:
Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре»)
- Теперь вы легко разгадаете секрет волшебного дерева. Мальчики представят себя в роле волшебника, а девочки - в роли волшебниц.
- Дети, присаживайтесь на стулья. (Один из детей, по просьбе воспитателя, напоминает о правилах поведения на занятии, об осанке).
- Заглянем в первый конверт.
- Вот конверт не простой – тайну нам свою открой: «Ребята, составьте рассказ по картине» (Поворачивает доску, на которой уже вывешена картина «Поздняя весна» с опорной схемой для составления описательного рассказа.)
-Ребята, прежде, чем мы начнем составлять рассказ по картине, предлагаю сыграть в игру «Игра в один- два слова» (каждый ребенок говорит по одному слову или словосочетанию на тему «Весна»)
Далее рассматривают картину, затем педагог вместе с детьми выполняет гимнастику для глаз. Воспитательпредлагает составить описательный рассказ по картине (2-3 ребенка). Дети и педагог оценивают рассказы. Выполнив это задание, дети узнают тайну 1го конверта- это слог «счасть»
Физкультминутка.
-Заглянем во второй конверт: «Дети, скажите, что такое «звук, буква, слово, предложение»(ответы детей).
-Ребята, чтоб продолжить выполнять это задание, нам нужно сесть за рабочие столы. (Один из детей напоминает, как нужно правильно нести стулья, ставить их, а также напоминает о посадке за столы)
-Дети, вам сейчас необходимо раскрасить березу. (Один из детей говорит, что нужен зеленый карандаш, желтый и черный).
-Ребята, чтоб размять пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
Далее дети делят слово «береза» на слоги, раскрашивая столько квадратов на схеме, сколько слогов (3) (Один из детей напоминает прием штриховки)
-Ребята, определите 1й звук в слове «береза» (Ответы детей). Значит, какого цвета карандаш берем? (зеленый -согл, мяг.)
Выполнив это задание, дети узнают тайну 2го конверта- это слог «е»
Дети, соединив слоги, узнают слово «счастье» (пожелание волшебника детям и их родителям, засекреченное в волшебном дереве)
- Но, дети, посмотрите, у нас остался еще один конверт!Заглянем в третий конверт.Он пока пустой. В него положим добрые пожелания. Пожелания должны начинаться с такой фразы: «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей), то…». (Если бы я был настоящим волшебником, то сделал бы всех людей счастливыми. Если бы я была настоящей волшебницей, то превратила бы наш город в сказочный город и т. д.)
-Дети, пожелания у вас действительно добрые и они обязательно сбудутся.
- Вот мы и выполнили все три задания, и разгадали секрет волшебного дерева.
Подведение итога и релаксация.
- Ребята,что мы делали на занятии?Сколько конвертов висело на дереве? Что предлагалось в первом, втором и третьем конвертах? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что показалось сложным? и т.д.
- Ребята, я хотела бы присоединиться к пожеланию волшебника, и сказать, что «счастье» подобно «бабочке». Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет рядом. (Педагог открывает коробочку, и дарит детям красивые бабочки)
-Дети, посмотрите, у каждого из вас «маленькое счастье в ладошках».
-А еще хочу поблагодарить вас всех за вашу работу на занятии, усердие, терпение и внимание. Спасибо вам всем.Вы - молодцы! (Дети благодарят гостей, прощаются с ними и уходят отдыхать). Воспитатель дарит бабочки гостям и присутствующим родителям.
Приложение.
1.Используемая литература.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100», под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014 год;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» -Москва.-2012год;
- О.С. Ушакова «Придумай слово» -Москва.-, 2014год;
- В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»-Москва-, 2011год.
2.Приветствие. «Здравствуй, небо,
здравствуй, солнце,
здравствуй, земля,
здравствуй, планета земля,
здравствуй, наша большая семья»
(дети поднимают руки дружно вверх)
3.Физкультминутка.
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки)
4.Гимнастика для глаз. «Подняли глаза вверх, опустили вниз, вправо, влево» (дети выполняют 2-3 раза)
5. Артикуляционная гимнастика. «Заборчик»- улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10., «Часики»- улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз., «Лошадка»- улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)., «Гармошка»- улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
6. Пальчиковая гимнастика. «Птички полетели, хвостиком махали, на деревья сели, вместе отдыхали»
7. Сюрпризный момент. «Ребята, я хотела бы присоединиться к пожеланию волшебника, и сказать, что «счастье» подобно «бабочке». Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет рядом. (Педагог открывает коробочку, и дарит детям красивые бабочки)
-Дети, посмотрите, у каждого из вас «маленькое счастье в ладошках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе....
Конспект итогового занятия по речевому развитию в I младшей группе Тема: «Прогулка на весеннюю полянку»
Тема“Прогулка на внесению полянку ”Программа«От рождения до школы»ВозрастПервая младшая группаОсновная образ. область«Речевое развитие»Интеграция с др. областями«Познавательное развитие», “художествен...

Конспект итогового занятия по речевому развитию на тему «Игрушки» (для детей младшего дошкольного возраста)
Конспект итогового занятия по речевому развитию на тему "Игрушки" (для детей младшего дошкольного возраста)...

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Кошка Мурка в гостях у ребят»
Цель: Познакомить детей с пальчиковыми играми.Задачи:Формировать умение запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.Развивать умение подражать воспитателю.Развивать твор...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе развития «Поможем вернуть посуду бабушке Федоре»
Образовательные области в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическ...
Конспект итогового занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию(лепке) в 1 младшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект итогового занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию(лепке) в 1 младшей группе «Путешествие в сказку»...