Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_pervaya_rybka.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
ФИО: Белявская Анастасия Викторовна Должность: Воспитатель |
Санкт-Петербург
Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
- формировать умение оценивать словосочетания по смыслу.
Развивающие:
- развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
- развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
- воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе.
Ход
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка?
Дети: Это ловля рыбы на удочку.
Воспитатель: Верно. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов): уха (суп из рыбы), вокруг (около, возле, рядом), нахваливать (много хвалить), ершище (большая рыба), навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Вопросы к тексту:
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
Воспитатель: В какой семье жил Юра?
Дети: Юра жил в большой и дружной семье.
Воспитатель: Куда отправилась Юрина семья?
Дети: Рыбу ловить и уху варить.
Воспитатель: Как иначе можно сказать об этом?
Дети: На рыбалку, на рыбную ловлю.
Воспитатель: Сколько рыбы поймал Юра? Какими словами назван в рассказе Юрин улов?
Дети: Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка
Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?
Дети: Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.
Воспитатель: Чему радовался Юра?
А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.
Координация речи с движением «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу.
Дети: Маленький, малюсенький.
Воспитатель: Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
Воспитатель: Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя?
Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.
А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.
Воспитатель: Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?
Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую вы представили, когда слушали этот рассказ.
Дети рисуют рыб, в конце проводится анализ детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)
В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""
На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.
Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному ...
НОД Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада....
Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"
Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...
Конспект ООД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: способствовать формированию навыков подробного пересказа текста.Задачи:1. Познакомить с новым произведением Е. Пермяка "Первая рыбка".2. Совершенствовать грамматический ...