НОД Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Соколова

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель

Соколова И.А.

стаж в данной должности: 24 года

имеющаяся категория: первая

г. Туймазы, 2022 г.

Цель: формировать у детей умение связано пересказывать литературный текст.

Задачи.

Образовательные: 

1. Формировать умение пересказывать рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка» по заданному плану, по цепочке, индивидуально, используя авторские выразительные средства.

2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые  высказывания о содержании произведения, полно и точно выражать свои мысли.

3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи; познакомить с метафорой.

Развивающие: 

1.Развивать творческое воображение, умение классифицировать рыб по месту обитания.

2. Продолжать развивать умение слушать собеседника.

3. Развивать интерес и любовь к книге.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к старшим, желание помогать им.

Интегрированные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря: морской конек, акула, кит, щука, карась, ерш; речные и морские рыбы; первая рыбка; улов, навариста, навар.

Предварительная работа: рассматривание альбома рыб; классификация рыб по среде обитания; рисование рыб; чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Средства реализации.

Демонстрационный материал: картинки с изображением морских (кит, акула, морской конек) и  речных рыб (карась, ерш, щука); схема рассказа (смайлик, машина едет по дороге, костер с ухой); портрет Е.Пермяка.

Методические приемы: беседа, чтение рассказа, рассматривание сюжетных картин; рассматривание портрета писателя; пересказ детей по частям, по цепочке, целиком; физминутка, словарная работа с новыми словами; игровое упражнение синонимы - антонимы, метафора.

Ход занятия.

1.Организационный  момент. Настрой на занятие.

2. Введение в тему. Беседа:

- Каких рыб мы знаем? Кто это рыбы? 

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские) (кит, акула, морской конек)

- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные) (карась, щука, ёрш)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Кто такие мальки? (рыбкины детки)

- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

- Как называется суп из рыбы? (уха)

- Как называется человек, который ловит  рыбу? (рыболов, рыбак)

  1. Речевая разминка.

Чистоговорка:  «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).

4.   Знакомство с произведением.

–  Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка».

– Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушайте меня внимательно, и постарайтесь ответить на вопрос, почему этот рассказ назвали так?

Евгений Пермяк «Первая рыбка».

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

– Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа?  (почему так назвали?)

– Кто запомнил автора этого рассказа? (Евгений Пермяк).

– В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.)

– Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю).

– Сколько рыбы поймал Юра?

– -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).

– Послушайте ещё раз, как об этом говорится в рассказе: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

– Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?  (ответы детей)

– Правильно, ребята, потому что когда взрослые шутили, они хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ёрш, а «ершище». А Юра понял их шутку, он понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

5.Дид/игра «Скажи по-другому»

Крохотный – маленький, малюсенький…

Ершище – большой …(огромный, громадный…)

6.Дид/игра «Скажи наоборот»

Ершище -… ершишка

Большущий - … крохотный

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?  А что бывает большущим?

7.  Объяснение новых слов.

– Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова. Объясните ему значения непонятных слов:

1) уха (суп из рыбы),

2) вокруг (около, возле, рядом),

3) нахваливать (много хвалить),

4) ершище (большая рыба),

5) жирна, да навариста;  навар (это вода в ухе (бульон) с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

8. Физминутка.  Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

9.  Чтение рассказа (второе). Выставление мнемотаблицы.

– Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье).

– Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить).

– Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы).

– Как он написал про свой улов? (Я тоже одну рыбку поймал – Ерша).

– Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали).

– Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху).

– Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась).

– Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна да навариста).

– Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

– Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).

10. Пересказ детей.

– Ребята, рассказывать будете по этому плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).

– Следующее задание будет сложнее. Нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают).

– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ?

11. Дид/игра «Метафора»

У рыб острые плавники. Почему? Как понимаете «острый плавник»?

А может быть – острый суп…,острый язык…,острый ум…,острое зрение…?

А что значит острослов? (тот, кто любит шутить)

А остроумный?  (человек, который  красочно, интересно  и в шутливой форме находит ответы на вопросы)  Остроумие – изощренность мысли, изобретательность в нахождении удачных, ярких, красочных или смешных выражений, а также удачных решений, действий.  Чувство юмора, остроумие — способность человека понимать юмор и шутить самому.

12. Итог.

– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа?

– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?

– В какую игру играли с вами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Пересказ рассказа Е. Пермяка«Первая рыбка»...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"

Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказыва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ...

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...