Пересказ сказки от своего лица "Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наумова Екатерина Владимировна

Конспект открытого занятия по развитию речи и презентация к нему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Лиса и журавль

Слайд 9

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 г. Пудожа Республики Карелия

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

для детей подготовительной группы

 

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» от своего лица»

Подготовила:

учитель-логопед

Наумова Е.В.

2022 г.

Цель: совершенствовать умение пересказывать сказку от своего лица.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей пересказывать сказку «Лиса и журавль» от своего лица.

2. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие:

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

3. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать других детей.

7. Воспитывать способность отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстрации к сказке.


Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Учитель-логопед:

 - Я к тебе обращаюсь, друг.

Ты вставай скорее в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо.

Учитель-логопед: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!

Учитель-логопед:  - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Учитель-логопед:  -  Правильно, в сказку.

Но перед тем как отправиться в сказку, мы сделаем сами себе массаж.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем их за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке, клювики потянем.

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Язычком мы вправо-влево потанцуем.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручейком стекаем.

- А теперь скажем волшебные слова и окажемся в сказке!

Жи- жи- жи - сказку расскажи.

 Ша-ша-ша - сказка хороша.

 Ву-ву-ву - сказка наяву.

 Ра-ра-ра - нам читать пора.

- Ребята, а вы сказки любите?

- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Ребята, сейчас на экране появятся волшебные картинки с животными, а вы мне будете называть, кто изображён, и какие черты характера человека показывают животные в сказках:

- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

-заяц (трусливый, слабый). Слайд №1

Учитель-логопед: - Ребята, хотите узнать, с какой сказкой мы познакомимся сегодня? Отгадайте-ка загадку:

Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится:

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра (Лиса) Слайд №2

Учитель-логопед: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки. Лиса – это кто? Где она живет?

Отгадайте еще одну загадку:

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек. (Журавль) Слайд №2

Учитель-логопед: Правильно, журавль! Журавль – это кто? Догадались, как называется сказка? («Лиса и журавль»). Мы сегодня с вами будем учиться пересказывать русскую народную сказку «Лиса и журавль».

  1. Основной этап:

Учитель-логопед: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Чтение сказки с иллюстрациями. (показ слайдов)

Учитель-логопед: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, логопед помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила пищу;

Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Учитель-логопед: 

- Назовите героев сказки?

- Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)

- Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)

- Кто первым решил пригласить в гости?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).

- Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

- Осталась ли лиса довольна? (Нет)

- Какая лиса в этой сказе? (хитрая)

- Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).

Учитель-логопед: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

                 

 Физкультминутка «Лиса»

У лисицы острый нос, (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост (показать «хвост»)

Шубка рыжая лисы

Несказанной красоты (поглаживание себя по плечам).

Лиса важно похаживает (повертеться вокруг себя),

Шубку рыжую наглаживает (поглаживание себя по плечам).

Я – охотница за птицей (хватательное движение перед грудью),

Кур ловить я мастерица.

Как увижу – подкрадусь (руку поставить «козырьком» ко лбу)

И тихонько притаюсь (присесть на корточки).

После прыгну и схвачу (подпрыгнуть),

Деткам в домик унесу (сесть на стульчик).

Игра «Наоборот» (подбор прилагательных-антонимов).

У лисы ноги короткие, а у журавля …

У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка …

Кувшин глубокий, а тарелка …

Чтение сказки второй раз.

Пересказ сказки «Лиса и журавль» от своего лица (2-3 человека)

Учитель-логопед: - Ребята, вы устали? Давайте немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «Журавль».

Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, а могли бы лиса и журавль подружиться? Попробуйте рассказать сказку так, чтобы лиса и журавль стали настоящими друзьями! Придумайте, как подружить лису с журавлём?

  1. Заключительная часть.

Учитель-логопед: - Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». 

- Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?

- Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).

- Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).

          4.        Итог совместной деятельности.

Учитель-логопед: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте вспомним, как называлась сказка, которую мы читали и  пересказывали?

- Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и  вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

- Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?

Учитель-логопед: - Наше занятие завершается, со сказкой мы прощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

НОД по развитию речи в старшей группе пересказ сказки "Лиса и журавль"

Конспект НОД по развитию речи в старшей  группе пересказ сказки «Лиса и журавль». Воспитатель: Посполитаки А.М. МКДОУ "Д/С №35"Программное содержание:1)  учить дет...

"Пересказ сказки "Лиса и журавль"

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "Лиса и журавль"...

Конспект занятия пересказ сказки "Лиса и журавль"

конспкт занятия по речевому развитию  в подготовительной группе "пересказ сказки Лиса и журавль"...