Конспект занятия пересказ сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Борозенец Татьяна Васильевна

конспкт занятия по речевому развитию  в подготовительной группе "пересказ сказки Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvtie_rechi_pereskaz_skazki_lisa_i_zhuravl.docx23.5 КБ
Файл razv_rechi.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию «Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цель:

- Закреплять умения детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,

- активизировать употребление глаголов (из текста сказки,

- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,

- воспитывать умение понимать смысл пословиц,

-совершенствовать умения делить предложения на слова и составлять его из слов.

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Воспитатель: Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок у нас стало светлее.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да) 

- Чему  нас учат сказки?

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Какие черты характера человека показывают  животные: Например волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый); медведь (сильный, добродушный, неуклюжий); лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка); заяц трусливый, слабый).

Дети садятся на стулья

Сегодня мы прочитаем  русскую народную сказку. А вот о ком она, скажите сами, когда отгадаете загадки. 

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

хвост пушистый - краса!

А зовут её. (Лиса)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек.

                                 (Журавль)

О ком будет наша сказка? ( Дети: «Сказка будет о лисе и журавле»)

- Лиса – это кто? (Дети: Лиса – это дикое животное)

- Где она живёт? ( Дети: Лиса живет в лесу.)

- Какие еще животные есть в лесу? (Дети:  Волк, медведь, заяц, еж, кабан и т.д.).

- А журавль – это кто? (Дети: Журавль – это птица.)

- Какая птица? (Дети: Перелетная.)

- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Дети:  Утка, гуси, жаворонок, грач и т.д.)

Воспитатель:  Какие сказки о лисе вы  знаете еще?  

 (Дети: Колобок,  Теремок, Кот, петух и лис, Заюшкина избушка,   Лиса и козел, Лисичка со скалочкой). 

Чистоговорки

Са-са-са: на столе оса в клетке спит лиса
Су-су-су: боимся мы осу смотрим на лису

Сы-сы-сы: жало у осы хвост пушистый у лисы
Се-се-се: кисель дадим осе знаем сказку о лисе

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели)
Отдохнем немножко.

Воспитатель:  Сказка, с которой мы сегодня познакомимся, называется «Лиса и Журавль».

Когда я была маленькой девочкой, мне прочитали сказку про лису и журавля. Она мне очень понравилась! И я хочу теперь вам прочитать эту сказку. Слушайте внимательно.

Воспитатель читает сказку,

Читает детям сложные слова. Далее объясняет их.

Что значит:  «не обессудь» - не суди, не отнесись строго;

                       «несолоно хлебавши» - остался ни с чем.

                      «Стряпала» - готовила

Как вы понимаете выражение 

Не солоно хлебавши - это значит не наевшись, голодная.

 Потчует   Угощает, 

Почему говорят? «как аукнется, так и откликнется»(Как Лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней).

 Беседа по содержанию

- Назовите героев сказки.

- Как называли друг друга лиса и журавль?

- Кто первым решил устроить званый пир?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?  (…)

- Как принимала угощение журавля лиса? (…)

-  Осталась ли кума довольна? (…)

- Почему лиса перестала дружить с журавлем? (…)

 - Как поступили оба? Какой вывод можно сделать? (…).

- Обратите внимание на начало сказки: “Подружились Лиса с Журавлем”, так ли это? (…)

- Можно ли назвать их настоящими друзьями?  (…)

- Как бы поступили настоящие друзья? (…)

- Была ли это настоящая дружба? (…)

Кто нибудь знает пословицы о дружбе?

Верный друг лучше сотни слуг
Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Из-за нового приятеля не теряй старого

Назвался другом — помогай в беде.

Артикуляционная гимнастика

 Воспитатель: Давайте мы с вами разомнем наш язычок, и сделаем гимнастику.

«Лягушка», «Иголочка» , «Вкусное варенье»

Воспитатель: Давайте попробуем пересказать эту сказку.

Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Дети: Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадными и т.д.)

– А как бы вы поступили на месте журавля?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в игру «Живые слова».

Воспитатель(вызывает троих детей) Ребята, вы превращаетесь в слова. Но слов у нас только два. Третье потерялось. Его нужно найти, т. е. угадать, чтобы получилось предложение. (воспитатель называет слова лиса, рыжая)

Дети: предлагают свои варианты слов: угощает, варит, потчует и т. д.

Воспитатель: добавляет нужное слово. Дети строятся и называют свои слова, получается предложение: Рыжая лиса угощает. Получилось предложение?

Дети: Да, получилось!

Воспитатель: А теперь слова поменяйтесь местами. Что получилось дети?

Дети: Угощает рыжая лиса!

Воспитатель: Какие вы молодцы. Спасибо вам ребята, можете разойтись на свои места. Итак, мы видим с вами, что все предложения состоят из слов.

«Вкусные слова»

 Предложите ребенку перечислить такие сладости.

 Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар.

Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.

Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.

Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились сегодня. Встаньте в круг.

«Придумай предложение»

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит:  «Я  живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой   его предлагает загадывающий. Так по очереди   (по  кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? Какие задания выполняли?

Дети: Мы сегодня пересказывали сказку, отгадывали загадки, играли в «живые слова»

Воспитатель: Молодцы! Ребятки, вы сегодня хорошо потрудились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Слайд 2

Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Справа друг и слева друг, Улыбнемся всем вокруг!

Слайд 3

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут её.

Слайд 4

О ком будет наша сказка? Лиса – это кто Где она живёт? Какие еще животные есть в лесу? А журавль – это кто?

Слайд 5

Са-са-са : в клетке спит лиса Су-су-су : смотрим на лису Сы-сы-сы : хвост пушистый у лисы Се-се-се : знаем сказку о лисе Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи. Жа-жа-жа,жа-жа-ж а подо мной два этажа. Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Слайд 6

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок . (Наклоны туловища вправо .) Наклонился левый бок. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели) Отдохнем немножко.

Слайд 9

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Пересказ сказки Цыферова Г. «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок и презентации"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР...

Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...

Презентация к конспекту занятия "Пересказ сказки Заяц-Хваста"

презентация к конспекту занятия "Пересказ сказки Заяц-Хваста"...

Конспект занятий "Пересказ по опорным картинкам"

Учить детей последовательно пересказывать текст из 4 – 5 предложений. Развивать память, внимание, логическое мышление....

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» с использованием опорных схем»

Цель:Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.Основные задачи:1. Формирование ц...