"Пересказ сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

САФРОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "Лиса и журавль"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

«ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Подготовила:

воспитатель МКДОУ

«Детский сад «Солнышко»

города Сухиничи

Сафронова Е.В.

2019 год

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и журавль». 

Задачи:

1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.

2. Учить инсценировать сказку по ролям.

3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

6. Воспитывать умение внимательно слушать других.

7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.


Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Воспитатель: - Вы, ребята, проходите.

                         Друг на друга посмотрите.

                         Поздоровайтесь ладошками,

                         Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!

Воспитатель:  - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Воспитатель:  -  Правильно, в сказку.

- А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие в народе услышит, какие - сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.

- Ребята, а вы сказки любите?

- Как люди передавали сказки друг другу? 

(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», то есть на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Воспитатель: 

- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть, кто изображён, и какие черты характера человека показывают животные в сказках:

- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

-заяц (трусливый, слабый).

- Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …

Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку:   Рыжая красавица

                                       Идет по лесу – хвалится

                                      Я красива и умна,

                                      И пушиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки. 

(«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса» …)

Воспитатель: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».

  1. Основной этап:

Воспитатель: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Воспитатель: - В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и журавль». И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)

(Разбор новых слов и словосочетаний)

Воспитатель: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила пищу;

Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Воспитатель: 

- Назовите героев сказки?

- Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)

- Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)

- Кто первым решил пригласить в гости?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).

- Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

- Осталась ли лиса довольна? (Нет)

- Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).

- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).

Воспитатель: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

                   Физкультминутка «Журавль»

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

  1. Пересказ сказки «Лиса и журавль»  (1-2 человека)
  2. Инсценировка  сказки «Лиса и журавль» по ролям.

Воспитатель: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).

 -Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети надевают шапочки животных, и начинают показ).

-  Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: - Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». 

- Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?

- Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).

- Придумайте, как подружить лису с журавлём? (Если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).

- Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).

  1. Итог совместной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте вспомним, как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?

- Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и  вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

Воспитатель: - Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЛОГОПУНКТЕ (подготовительная группа, 6-7 лет, ФНР, ФФНР)...

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...

Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И.Соколова-Микитова

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому  развитию детей подготовительной группыТема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»по И.Соколова-Микитова Цель: ра...