Конспект НОД для детей старшей группы по пересказу сказки " Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД по пересказу по сказке
«Лиса и журавль» для старшей группы.
Цель: учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
Оборудование: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В.Лосина).
Вводная беседа и словарная работа: уточняются значения слов званый пир, окрошка, стряпать, потчевать, кум, кума.
Ход занятия:
Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали - еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей называли кум, кума.
Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
Первое чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.
- Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.
- Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
- Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)
Поел и говорит:
- Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
4. После эмоциональной паузы логопед спрашивает:
- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? Как сказано в сказке? Словарная работа: врозь(разошлись, дружба кончилась и т.п.).
Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием дополнения детьми отдельных слов и выражений, содержащие персонажи, важные смысловые моменты, особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).
Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.
Воспитатель вновь обращает внимание на картинки.
- Кто подружился? (иллюстрация)
- Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
- А какая лиса? Какой у нее нос?
- Для чего Лиса пригласила Журавля? (иллюстрация)
- Она действительно хотела его угостить?
- Куда положила Лиса кашу?
- Почему Журавль не мог есть кашу?
- Как ела кашу Лиса?
- Для чего Журавль пригласил Лису? (иллюстрация)
- Что наготовил Журавль?
- Во что он налил окрошку?
- Какой был кувшин?
- Почему Лиса не могла есть окрошку?
- Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
- Можно сказать, что они были друзьями?
- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (иллюстрация)
- Почему закончилась их дружба?
Динамическая пауза.
Дети изображают, как Лиса варит кашу, помешивает её, лижет, а Журавль стучит носом по тарелке. Журавль режет овощи для окрошки.
Языковой разбор текста сказки.
Упражнение-игра «Кто лучше запомнил?» на сравнение внешнего вида героев, припоминание эпитетов, образных выражений и других языковых средств сказки:
- У журавля какие ноги? А у лисы?
- У журавля какой клюв? А у лисы какой нос?
- Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
- А лиса? (лижет)
- Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
- Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)
На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)
- Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
- Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)
Заключительная беседа
Почему дружба у журавля и лисы с тех пор врозь?
В народе говорится: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу?
Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?
Итоги. Поощряется сохранение выражений из текста сказки, точность и выразительность передачи диалогов, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку»
Данное занятие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального и сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений....
Конспект занятия для детей старшей группы Тема « Пересказ сказки «Козлята и Волк»
Конспект занятия для детей старшей группыТема « Пересказ сказки «Козлята и Волк»...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимая сказка «Лиса и журавль»
Речевое развитие в старшей группе детского сада...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
Цель: Обучать детей пересказу сказки при помощи мнемотаблицы....
Конспект НОД с использованием ИКТ на тему «Пересказ сказки «Лиса и журавль»
Конспект занятия с использованием ИКТ...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козёл»»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. На тему: "Пересказ сказки "Лиса и козел""....