Технологическая карта занятия по познавательно - речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алексеева Наталья Михайловна

Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.

Программные задачи

Образовательные:

- систематизировать знания детей о весне;

- обобщить у детей знания о жизни диких животных  и птиц в весенний период;

- употреблять в речи существительные уменьшительно-ласкательные;

Развивающие:

- развивать умение использовать в беседе накопленные знания;

- формировать эмоциональную отзывчивость;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по познавательно - речевому развитию

Занятие провела: воспитатель первой категории Алексеева Наталья Михайловна. 

 Тема: «Приход Весны»

Старшая группа.

Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.

Программные задачи

Образовательные:

- систематизировать знания детей о весне;

- обобщить у детей знания о жизни диких животных  и птиц в весенний период;

- употреблять в речи существительные уменьшительно-ласкательные;

Развивающие:

- развивать умение использовать в беседе накопленные знания;

- формировать эмоциональную отзывчивость;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: запись «Голоса птиц весной», оборудование для эксперимента « «Растопи снег», фигурки диких животных, набор геометрических фигур на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.

Планируемый результат:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх;

- ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок обладает развитым воображением;

- ребенок может следовать социальным нормам и правилам в различных видах деятельности;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы в соответствии с возрастными нормами.

Интеграция:
«Познавательное развитие
», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» (конструирование)

«Физическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.

Подготовительная работа (предварительная работа): чтение, рассматривание картинок, наблюдение в природе, рисование по теме, лепка, аппликация.

Формы организации:  фронтальная, в группе.

Планируемый результат занятия: обогащение  знаниями детей о весне, признаках весны, жизни животных, птиц, растений ранней весной.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

(вводная часть)

3 мин.

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-вызвать положительные эмоции.

Организационный момент:

Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг.

Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Звучит музыка (пробуждение весны)

Вос. Ребята, какая весна? Давайте придумаем красивые слова о весне.

Воспитатель: Что случилось, что происходит?

 (Вносит воздушный шарик - солнышко с письмом)

- Ребята это красавица Весна прислала нам сообщение .

«Дорогие ребята, я посылаю к вам  своего друга и помощника, ласковое весеннее Солнышко. Помогите найти картинку, которая разлетелась на части, когда подул ветер».

- Ребята, нам придется отправиться в весенний лес, там мы и сможем найти детали нашего пазла.

Воспитатель: Весной вся природа просыпается, оживает. Весной в лесу очень интересно. Чтобы попасть в весенний лес, нужно назвать приметы весны.

 Воспитатель предлагает каждому ребенку картинку с признаком весны.

Игра «Составь предложение» 

(Каждое предложение должно начинаться со слова «весной»)

Вос. Ребята, а на чем можно поехать в лес?

Вос. Я предлагаю отправиться в лес на поезде. Я буду паровоз, а вы - вагончики. Расскажите, как нужно себя вести в лесу? (не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки)

Мы едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи-

Счастливые друзья.

Дети повторяют.

Дети отгадывают загадку.

Словарная работа детей.

Добрая, зеленая, веселая, ласковая, громкая, красивая и т. д.

Составление детьми предложений. Весной…

Весной тает снег. Весной появляются ручейки. Весной набухают почки, Весной появляется зелёная травка. Весной солнышко греет теплее. Весной прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду. Весной на деревьях появляются зелёные листочки. Весной появляются первые цветы и т. д.

2.

Основной этап

18 мин.

Решить поставленные задачи

2.1.

Этап

постановки проблемы

-настроить детей на предстоящую деятельность;

-активизировать мыслительную деятельность

 - А вот и наша первая остановка «Ласковая весна». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

Я скажу солнце, а вы ласково - солнышко,

ветка - веточка,

лист - листочек,

ручей - ручеек,

лужа - лужица,

цветок - цветочек,

туча - тучка,

дерево - деревце,

облако - облачко,

вода - водичка            

- Молодцы. Ребята. А вот и первая часть нашей картинки.                  

2.2.

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Этап  восприятия материала

 Остановка вторая.  «Лесная проталинка».

- Ребята, в лесу очень много снега. Наши первые весенние цветы не смогут пробиться сквозь него. Я предлагаю вам провести эксперимент и ответить на вопрос, «КАК В ЛЕСУ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОТАЛИНКИ?»

Как только мы растопили снег, сразу нашли вторую часть.

Остановка третья.

Как только растаял снег, появляется зеленая травка и первые весенние цветы.

Дыхательная гимнастика 

«Аромат цветов» 

-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?

Дети: Подснежники.

Прорастает сквозь снежок

К солнечным лучам цветок

Маленький и нежный

Беленький подснежник

- Ребята, давайте составим этот стих с помощью картинок – моделей, чтоб он лучше запомнился.

Вос.: Молодцы, ребята, вы выучили стих про подснежник, и нашлась третья часть нашей картины.

Вос.  А что еще растет в лесу?

Вос.: Какие изменения происходят с деревьями весной?

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Остановка четвертая.  «Животные весной». Каких диких животных вы знаете?

- А почему они называются дикими?

 - Что с животными происходит весной?

 - Какие звери меняют шубку весной?

 - Шубка у зайца зимой  какого цвета? А весной?

 - А какие из этих зверей зимой спят, а весной просыпаются?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Мама и детеныш». Берите по одной картинке и ищите пары.

 (Белка — Бельчонок, Медведь — Медвежонок, Заяц — Зайчонок, Лиса — лисенок, волк - волчонок).

Молодцы, справились с заданием. Вот наша четвертая часть.

Остановка пятая: «Птицы весной».

 - Какие бывают птицы?

 - А каких вы знаете перелетных птиц?

 - Чем занимаются птицы весной? (строят гнёзда).

Пальчиковая гимнастика. «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Воспитатель: На доске - домик, выложенный из геометрических фигур. Кто может жить в этом домике? (Скворцы)

  - Как  называется домик для птиц? (Скворечник).

 - Ребята, посмотрите на скворечник и скажите, какие геометрические нужно взять, чтобы смастерить скворечник.

Игра «Строим скворечник»

Мы снова справились с заданием. Нашелся пятый элемент картинки.

 

Воспитатель с детьми проводит эксперимент по таянию снега. (Взаимодействие снега с водой, с горячим воздухом).

Дети выбирают из набора картинки и выкладывают их по тексту стихотворения.

Дети рассказывают стих.

Из набора картинок дети находят животных, которые спали зимой. Объясняют, почему они впадают в спячку.

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Одни дети выкладывают скворечник из квадрата, круга и треугольника, другие из 4 прямоугольников, треугольника и круга.

2.4.

Этап практического решения проблемы

Дети самостоятельно складывают картинку «Приход весны»

3.

Заключительный этап

4 мин.

-показать результат всего занятия.

-формировать умения анализировать свою деятельность.

- Ребята, вы выполнили все задания. А теперь  нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашей группе очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Ответы детей.

Дети получают от солнышка картинки с приметами весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

Технологическая карта НОД по познавательно- речевому развитию "Подарки доброй овечки" младшая группа

НОД по познавательному и речевому развитию формирует представление дошкольников о том, откуда берутся шерстяные вещи....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

Технологическая карта занятия  Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

       Технологическая картаОбразовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...