Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.
Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствует умению анализировать текст - сказки, воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eltsova_i_v_tehnologicheskaya_karta.docx | 2.33 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_zanyatiya.docx | 55.66 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте НОД
образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Речевое развитие. Художественная литература»
в старшей группе. Название: «Игры с волшебником «Наоборот» Сказка «Лисичка со скалочкой»
составила: воспитатель Ельцова И.В.
- Диагностичность целей и конкретность задач
Технологическая карта занятия составлена для детей старшей группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.
Цель НОД предполагает формирование у детей умение анализировать текст - сказки.
- Место НОД в системе занятий
Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие. Художественная литература» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот» Сказка «Лисичка со скалочкой, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
- Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование); демонстрационный и раздаточный материал:
- для дидактической игры «Где прячутся противоположности в объекте» были использованы: объекты - 2 книги разные по признакам, признаки объектов «Познавайкин мир»;
- для игры «Литературная игра «Да – нет» использовался «таинственный» текст и мяч.
- для «Анализа сказки» «Лисичка со скалочкой», помогала таблица: дети на ней рисовали главных героев сказки, иллюстрации пословиц: «Хочешь себе добра, никому не делай зла», «Кто чужого желает, скоро свое потеряет», «Не всякому верь, запирай крепче дверь».
- Совет герою или жизненное правило. В этом помогла игра «Ромашка мудрости» (пословицы): были использованы иллюстрации для игры пословицы на лепестках ромашки: начало пословицы, и продолжение пословицы отдельно.
- В ходе занятия, использовался следующий игровой момент: волшебник «Наоборот» прислал книги и иллюстрации одной нам известной сказки. Выставлялась на подставки иллюстрацию к сказке «Лисичка со скалочкой» и книги к этой сказке.
- Для мотивации деятельности использовались посылка от волшебника «Наоборот», в ней конверты с письмом от него, и задания – игры волшебника «Наоборот», которые дети должны выполнить.
- Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия использовалось в организационном моменте, что способствовало созданию эмоционально – положительного климата в группе детей.
- Актуализировать знания детей мы можем увидеть в ходе дидактической игры : «Где прячутся противоположности в объекте», что позволяет обобщить умение воспитанников и продолжает учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснить их наличие, формирует у детей чувствительности к противоречиям, закрепляет знакомство с приемом разрешения противоречий «наоборот», развивает речевую активность, совершенствует навыки речевой творческой деятельности
- Литературная игра «Да – нет» (с мячом) дает возможность продолжать учить детей, сужению поле поиска путем выяснения признаков объектов, учит умению задавать вопросы; развивает у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость; совершенствует навыки речевой творческой деятельности; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, развивать координацию движений.
- Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Анализ сказки» по таблице, оно позволяет учить выделять и называть героев сказки; определять свойства их характера, определять цель героя сказки, его действия; определять
причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки, давать совет литературному герою, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к художественной литературе.
- Для того, чтобы дать совет герою или жизненное правило была проведена игра «Ромашка мудрости» (пословицы). Она помогла детям дать совет литературному герою, построению полных и выразительных ответов по содержанию сказки, используя средства образной выразительности - пословицы. Занятие прививает и воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре.
- Заключительная часть (рефлексия). На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью самооценки – рефлексии «Цветочная поляна». Данная часть даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.
- Логичность в структуре:
Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:
- организационный этап – Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия - 1 мин.;
- актуализация – дидактические игра «Где прячутся противоположности в объекте» -
3 мин.;
- расширение имеющихся представлений - дидактическая игра: Литературная игра «Да – нет» - 4 мин.;
- практическая работа - «Анализ сказки «Лисичка со скалочкой», с помощью таблицы - 9 мин.
1 часть - герой «Лиса»
динамическая пауза: «Инсценирование «Что делал герой» (Лиса) 1 мин.
2 часть – герой «Мужик»;
динамическая пауза: «Инсценирование «Что делал герой» (Мужик).
3 часть - Совет герою или жизненное правило игра «Ромашка мудрости» (пословицы)
- заключительный этап (рефлексия) 2 мин.
5. Описание предварителной работы
Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в рассматривание иллюстраций, проводились игры: «Теремок» (герои сказок) с целью тренировки аналитического мышления, учить выделять общие признаки;
дидактическая игра «Скажи наоборот» (черты характера), дети перечисляют положительные и отрицательные свойства характера выбранного героя, дидактическая «Угадай героя сказки» (по описанию), игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманных героев сказки), игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки). Беседы на тему «Смысл пословиц». Предлагалось рисование героев сказки, разыгрывание эпизодов сказки по ролям.
- Формы организации деятельности
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную, подгрупповую и индивидуальную форму работы.
- Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
задачи | формы и методы работы |
Создать эмоционально-положительный климат в группе детей. | Приветствие гостей детьми. Сообщение детям темы занятия |
Продолжать учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснить их наличие Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий «наоборот». Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Активизировать словарный запас путем использования антонимов. | Игра «Где прячутся противоположности в объекте» (ТРИЗ) |
Продолжать учить детей, сужать поле поиска путем выяснения признаков объектов, учить задавать вопросы; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки речевой творческой деятельности; развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, развивать координацию движений. | Литературная игра «Да – нет» (с мячом) (ТРИЗ) |
Учить выделять и называть героев сказки; определять свойства их характера, определять цель героя сказки, его действия; определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Анализ сказки «Лисичка со скалочкой»- таблица. (ТРИЗ) |
Снять эмоциональное напряжение. Развивать координацию движений. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость | Инсценирование действий героя (лисы и мужика) |
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. | Игра с мячом. Дети называют свойства характера лисы мужика |
Обучать детей давать совет литературному герою, построению полных и выразительных ответов по содержанию сказки, используя средства образной выразительности пословицы. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре | Игра «Ромашка мудрости» (пословицы). |
Формировать ощущение собственной значимости. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, воспитывать любовь к художественной литературе. | Рефлексия «Цветочная поляна» |
- Способы привлечения внимания детей
Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:
- слайды, которые сообщали, что будем делать на занятии; посылка, которая пришла в детский сад от волшебника «Наоборот». В ней герой отправил письмо для детей и предлагает выполнить его задания игры.
- смена видов деятельности (приветствие гостей детьми, сообщение детям темы занятия; литературная игра «Да – нет» (с мячом), дидактическая игра, анализ сказки, динамическая пауза, игра «Ромашка мудрости» (пословицы).
- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
- сопровождение речи мимикой и жестами.
- Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:
- во время игры «Где прячутся противоположности в объекте» детям даётся возможность найти в одном объекте два противоположных свойства и (значений признака) и объяснять их наличие
- В литературная игре «Да – нет» (с мячом) дети учатся находить заданный объект, сужая поле поиска и задавая наименьшее количество вопросов, добывают информацию через самостоятельную поисковую деятельность; умение воспитанников самостоятельно задавать вопросы, что для застенчивых детей зачастую является проблемой.
- при анализе сказки «Лисичка со скалочкой», дети используют таблицу. При анализе сказки дети самостоятельно называют и рисуют героев сказки; определять свойства их характера, определяют цель героя сказки, его действия.
- играя в игру: «Игра «Ромашка мудрости» (пословицы) дети дают совет литературному герою, строят полные и выразительные ответы по содержанию сказки, используя средства образной выразительности пословицы, совершенствуют навыки речевой творческой деятельности.
- Рефлексия «Цветочная поляна» Дети самостоятельно оценивают себя.
Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию речевой активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка иллюстрациями и книгами на тему «Русские народные сказки», помогает прививать основе уважение к традициям народной культуры и любовь художественной литературе. Игры в группе: «Противоположности», «Решение противоречий в сказках» - помогают формированию у детей чувствительности к противоречиям. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления. Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамические паузы позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
- Рефлексия
На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Цветочная поляна» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме НОД.
- Вывод
НОД на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствует умению анализировать текст - сказки, воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Где прячутся противоположности»
Волшебник «Наоборот»
Детский сад «Снегурочка» Корпус №2.
Литературная игра « Да – нет »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».
Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....
Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»
Цель: формирование патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»
Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...
Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению....
Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...