Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Большакова Елена Алексеевна

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №34» ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА

(МБДОУ детский сад №34)

155801, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Аристарха Макарова, д.1 б, тел. 5-69-50

e – mail: kindetsad34@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия по познавательно-речевому развитию

у детей с задержкой психического развития

Тема занятия: «Как коза место для домика искала»

Группа: младшая  коррекционно-развивающая группа (дети 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью).

Должность и ФИО педагога:  учитель – логопед Большакова Елена Алексеевна

Цель: Формирование представлений о деревьях и их отличительных особенностях, развитие речевой активности.

Задачи:

Обучающие:

-  Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

 - Обучать детей  отличать деревья от других объектов флоры по внешним признакам с опорой на наглядную схему.

-  Закреплять названия деревьев, их строение, внешние признаки (яблоня,дуб,береза,ель).

-  Обогащать пассивный словарь по теме, побуждать к речевым высказываниям с использованием новых слов.

-  Развивать звуковую культуру речи , умение воспроизводить заданный  гласный звук с опорой на схему артикуляции.

- Формировать точные движения органов артикуляционного аппарата.

 - Развивать умение понимать вопросы проблемного характера и отвечать на них.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в наглядной схеме .

- Развивать умение понимать вопросы проблемного характера и отвечать на них.

- Развивать  мелкую и  общую моторику, умение переключать внимание.

- Способствовать развитию зрительного восприятия.

 -Закреплять приемы самомассажа с использованием нестандартного материала;        

Воспитательные:

-Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в процессе достижения цели.

 -Воспитывать желание оказывать помощь персонажам.

 -Воспитывать бережное отношение детей к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» - формирование представлений об окружающем

«Речевое развитие» - активизация словаря по теме «Деревья», развитие умения вступать в диалог.

«Социально-коммуникативное развитие» - воспитание сочувствия к персонажу, желания помогать; побуждение к оказанию помощи друг другу.

«Физическое развитие» - развитие мелкой и общей моторики , артикуляторного праксиса.

Предварительная работа: совместная деятельность с воспитателем группы по теме «Лес», подготовка  декораций и атрибутов для «сказочного леса».

Оборудование. 

Демонстрационный материал: деревья (яблоня, дуб, ель, береза),схема дерева, схемы артикуляции гласных звуков, карточки для артикуляционной гимнастики.

Раздаточный материал: схемы: дерево с корнями, желуди, зеркала, раскраски с изображением деревьев, маски козлят.

ТСО: аудиопроигрыватель.

Методы и приемы:

Наглядный метод

Рассматривание предметов.

Зрительное выделение определенных качеств предметов.

Использование модели (схема дерева).

Выполнение детьми  действий по показу педагога.

Словесный метод

Беседа с детьми

Введение слов «ствол, ветки, корни»

Инструкция

Поощрение

Практический метод

Определение принадлежности к «деревьям» с помощью схемы.

Тактильное исследование.

Сравнение предметов по характерным признакам.

Выполнение массажных движений .

Упражнения на координацию речи с движением.

Артикуляционные упражнения.

Этапы НОД, продолжительность

Вид деятельности

Содержание деятельности на каждом этапе

Прогнозируемый результат.

Примечание.

Педагог

Дети

Введение в игровую ситуацию в группе

(5 мин)

Коммуникативная

Здравствуйте, мои друзья.

Вас очень рада видеть я!

Влево - вправо повернемся,

И друг другу улыбнемся.

(дети: Здравствуйте,  Елена Алексеевна!)

А я сегодня не Елена Алексеевна.

Кто же я, узнайте сами,

Не корова, а с рогами (логопед надевает маску козы)

Травку свежую люблю,

Деткам молоко даю. Меее!

Правильно, коза. А вы, (надевает ободки на детей) – мои маленькие козлятки.

Давайте поиграем: если услышите, что я зову вас - меее, кричите в ответ меее тоненькими голосочками, да ко мне бегите. Только будьте внимательны, на чужой голос не отзывайтесь. (мяу, ко-ко, му, мее)

Молодцы, сразу свою маму услышали.

Листья желтые летят,(руки опускают сверху вниз)шу-шу-шу

 Капельки, дождинки. (пальчиком по ладошке )кап-кап-кап

Оказались мы в лесу (наклон, показывают «тропинку»)ах-ах-ах

На сказочной тропинке.топ-топ-топ

По тропинке мы пойдем,

Сразу в сказку попадем.(идут в кабинет логопеда)

Дети здороваются, надевают маски козлят, отгадывают загадку, выполняют упражнение: «Узнай по голосу», по показу выполняют движения, согласуя их с проговариванием коротких слов.

Будет установлен контакт с детьми.

Дети осознают себя в роли сказочных персонажей.

Основной этап

(13 мин)

Актуализация имеющихся знаний, введение новых понятий.

Рассматривание яблони и схемы дерева с корнями

Как красиво кругом, сразу видно наступила …(осень) Только стало что-то …(холодно) Где же можно укрыться от холода? (в доме) Нужно нам смастерить домик теплый и уютный. Давайте поищем место, где бы его построить. Вот, кажется, отличное местечко. Садитесь рядышком. (На столе макет – поляна-яблоня)

Какой красивый грибок, правда? (это не грибок) А что же? (дерево)

Вы думаете, дерево? Сейчас проверим. Что есть у каждого дерева? (На мольберте схематичное изображение: корень, ствол, ветви, листья. У детей индивидуальные карточки) А здесь  есть ствол? (покажи, Юра)

А где ветви, листья? А где же корешок? (в земле)

А это что кругленькое, да яркое? (яблочко) Как много здесь яблок.

Вы догадались, козлятки, как это дерево называется? (яблоня)

Дети определяют время года, отвечают на вопросы проблемного характера, анализируют схему дерева, проговаривают название частей дерева.

Дети заинтересуются  определением принадлежности изучаемого объекта к «деревьям», познакомятся с названием частей дерева.

Дыхательное упражнение

Здравствуй, яблоня:  Поздоровайтесь, ребятки. Позволь нам возле тебя домик выстроить.

Яблоня: Я бы рада, да налетит ветер, яблоки с меня упадут, ушибут твоих  козляток.

Козлятки, давайте проверим. Подуем на яблоньку. Сначала тихо, а теперь сильно.

Щечки вы не надувайте,

Дуйте и не уставайте. (яблоки падают)

И правда, яблочки упали.

Дуют на яблочки.

Дети  развивают речевой выдох.

Упражнение: «Музыкальные яблочки»

Смотрите, козлятки, а яблочки не простые, а музыкальные. Какую песенку поет это яблочко? (А-а-а) А это? (о-о-о)Спойте с этим яблочком у-у-у, и-и-и, э-э-э.

На какое яблочко покажу, ту песенку вы и пропойте. (музыкальная  распевка )

Что ж, спасибо, тебе, яблонька, поищем мы другое место для дома. До свидания, яблонька.

Дети по изображению артикуляции отгадывают звук, пропевают ряд гласных.

Дети уточняют произношение гласных звуков.

Закрепление нового материала

на объекте исследования «дуб»

Смотрите, ребята, какой огромный цветок. (не цветок? А что же? – дерево) А давайте проверим, Наташа, найди ствол. Он такой же, как у яблоньки? Нет. У яблони ствол тонкий, у этого дерева толстый. Есть ли у него ветви? А листья? А корни дерева в земле, мы их не увидим.

Я догадалась, это дуб, высокий и могучий. Давайте под его защитой дом построим.

Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия.

Дети используют в активной речи новый речевой материал.

Самомассаж.

Упражнение на мелкой  моторики.

«С желудями мы играем, за козою повторяем»

Дуб-батюшка, позволь нам дом возле тебя построить.

Дуб: Рад бы я, коза, да только упадут мои желуди, ушибут твоих козлят.

Вы лучше с желудями моими поиграйте. (Дети собирают желуди)

Самомассаж.

Желудь крепко мы сжимаем,

Между ладошками катаем.

Желудь пальчиком прижмем, И с другой руки начнем.

Желудь по ладошке скачет,

Как веселый, резвый мячик.

Молодцы, козлятки! (собирают желуди в корзину)

Дети смотрят на картинку и согласовывают свои движения с картинкой.

Дети активно включатся в процесс выполнения упражнения. Смена вида деятельности даст детям возможность отдохнуть.Активизируются биоактивные точки, расположенные на ладонях и пальцах рук.

.

Закрепление нового материала

на объекте исследования «елка»

 А я, кажется, ежика заметила, бегите, скорее сюда. Только он зеленый какой-то. Что же это за чудо-юдо? (Елочка)

Ребята, а елка – это тоже дерево? Давайте проверим: ствол, ветки. Да вот вместо листочков иголки. Как вы думаете, под елкой можно дом построить? (ответы детей)

Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия.

Дети используют в активной речи новый речевой материал.

Артикуляционная гимнастика: «Язычок и елочка»

Иголки у елки острые, как бы не укололись вы, козлятушки. Прости, елочка, поищем мы другое место. А чтобы елочка не загрустила, давайте поиграем с ней и веселым язычком.

Открывай пошире рот,

К елке язычок идет («Окошко»)

Любопытный язычок – выставим язычок.

Уколол себе бочок – Спрятали

Мы подуем на бочок,

Заживет все язычок.

Думал ты, что здесь листочки («лопатка»)

Да ошибся ты, дружочек.

Вместо листиков у елки

Очень колкие иголки.(«иголочка»)

Влево, вправо посмотри, («часики»)

Только больше не шали. (пя-пя-пя)    До свидания, елочка!

Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Дети активно развивают моторику органов артикуляции.

Закрепление нового материала

на объекте исследования «береза»

Ребятки, а что это за красавица в белом сарафане? (выставляю березу) – (Береза)

Береза – это цветок или грибок? (Дерево)

 Давайте встанем вокруг березки. Да полюбуемся ею.

Ствол у березки какой? (Белый с черными пятнышками, тоненький,  стройный). Веточки гибкие, резные, как монетки золотые. Березка нас и от дождика укроет, и от ветра спрячет. Тут мы избушку и построим.

Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия.

Дети используют в активной речи новый речевой материал.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Целый день тук да тук

Раздается гром да стук

Строим дом, дом большой

И с крылечком и с трубой

Разукрасим мы дом, как уютно будет в нем.

Дети выполняют упражнения гимнастики.

Активизируется мелкая моторика.

Рефлексия

и итоговая деятельность

( 2 мин)

Подведение итогов НОД

(Логопед выставляет на фланелеграф домик).

То-то началось веселье…(танцуют возле домика)

Тут и сказке конец ,а кто слушал молодец. Были вы козлятками, а станьте вы ребятками.

На память о нашем путешествии вам подарки, раскраски с деревьями, которые мы повстречали.

Ваня, какое у тебя дерево? Итд

Будем разукрашивать деревья и вспоминать нашу чудесную сказку.

До свидания, ребята, до новой встречи!

Дети высказываются по поводу полученной информации, делятся своими эмоциями.

У детей сформируются положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутых результатов.

6 ноября 2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития

В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...

Технологическая карта занятия по познавательно - речевому развитию.

Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.Программные задачиОбразовательные:- систематизировать знания детей о весне;- обобщить у детей знания о жизни диких животных ...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...