Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №34» ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА
(МБДОУ детский сад №34)
155801, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Аристарха Макарова, д.1 б, тел. 5-69-50
e – mail: kindetsad34@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
занятия по познавательно-речевому развитию
у детей с задержкой психического развития
Тема занятия: «Как коза место для домика искала»
Группа: младшая коррекционно-развивающая группа (дети 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью).
Должность и ФИО педагога: учитель – логопед Большакова Елена Алексеевна
Цель: Формирование представлений о деревьях и их отличительных особенностях, развитие речевой активности.
Задачи:
Обучающие:
- Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).
- Обучать детей отличать деревья от других объектов флоры по внешним признакам с опорой на наглядную схему.
- Закреплять названия деревьев, их строение, внешние признаки (яблоня,дуб,береза,ель).
- Обогащать пассивный словарь по теме, побуждать к речевым высказываниям с использованием новых слов.
- Развивать звуковую культуру речи , умение воспроизводить заданный гласный звук с опорой на схему артикуляции.
- Формировать точные движения органов артикуляционного аппарата.
- Развивать умение понимать вопросы проблемного характера и отвечать на них.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в наглядной схеме .
- Развивать умение понимать вопросы проблемного характера и отвечать на них.
- Развивать мелкую и общую моторику, умение переключать внимание.
- Способствовать развитию зрительного восприятия.
-Закреплять приемы самомассажа с использованием нестандартного материала;
Воспитательные:
-Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в процессе достижения цели.
-Воспитывать желание оказывать помощь персонажам.
-Воспитывать бережное отношение детей к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - формирование представлений об окружающем
«Речевое развитие» - активизация словаря по теме «Деревья», развитие умения вступать в диалог.
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитание сочувствия к персонажу, желания помогать; побуждение к оказанию помощи друг другу.
«Физическое развитие» - развитие мелкой и общей моторики , артикуляторного праксиса.
Предварительная работа: совместная деятельность с воспитателем группы по теме «Лес», подготовка декораций и атрибутов для «сказочного леса».
Оборудование.
Демонстрационный материал: деревья (яблоня, дуб, ель, береза),схема дерева, схемы артикуляции гласных звуков, карточки для артикуляционной гимнастики.
Раздаточный материал: схемы: дерево с корнями, желуди, зеркала, раскраски с изображением деревьев, маски козлят.
ТСО: аудиопроигрыватель.
Методы и приемы:
Наглядный метод Рассматривание предметов. Зрительное выделение определенных качеств предметов. Использование модели (схема дерева). Выполнение детьми действий по показу педагога. | Словесный метод Беседа с детьми Введение слов «ствол, ветки, корни» Инструкция Поощрение | Практический метод Определение принадлежности к «деревьям» с помощью схемы. Тактильное исследование. Сравнение предметов по характерным признакам. Выполнение массажных движений . Упражнения на координацию речи с движением. Артикуляционные упражнения. |
Этапы НОД, продолжительность | Вид деятельности | Содержание деятельности на каждом этапе | Прогнозируемый результат. Примечание. | |
Педагог | Дети | |||
Введение в игровую ситуацию в группе (5 мин) | Коммуникативная | Здравствуйте, мои друзья. Вас очень рада видеть я! Влево - вправо повернемся, И друг другу улыбнемся. (дети: Здравствуйте, Елена Алексеевна!) А я сегодня не Елена Алексеевна. Кто же я, узнайте сами, Не корова, а с рогами (логопед надевает маску козы) Травку свежую люблю, Деткам молоко даю. Меее! Правильно, коза. А вы, (надевает ободки на детей) – мои маленькие козлятки. Давайте поиграем: если услышите, что я зову вас - меее, кричите в ответ меее тоненькими голосочками, да ко мне бегите. Только будьте внимательны, на чужой голос не отзывайтесь. (мяу, ко-ко, му, мее) Молодцы, сразу свою маму услышали. Листья желтые летят,(руки опускают сверху вниз)шу-шу-шу Капельки, дождинки. (пальчиком по ладошке )кап-кап-кап Оказались мы в лесу (наклон, показывают «тропинку»)ах-ах-ах На сказочной тропинке.топ-топ-топ По тропинке мы пойдем, Сразу в сказку попадем.(идут в кабинет логопеда) | Дети здороваются, надевают маски козлят, отгадывают загадку, выполняют упражнение: «Узнай по голосу», по показу выполняют движения, согласуя их с проговариванием коротких слов. | Будет установлен контакт с детьми. Дети осознают себя в роли сказочных персонажей. |
Основной этап (13 мин) | Актуализация имеющихся знаний, введение новых понятий. Рассматривание яблони и схемы дерева с корнями | Как красиво кругом, сразу видно наступила …(осень) Только стало что-то …(холодно) Где же можно укрыться от холода? (в доме) Нужно нам смастерить домик теплый и уютный. Давайте поищем место, где бы его построить. Вот, кажется, отличное местечко. Садитесь рядышком. (На столе макет – поляна-яблоня) Какой красивый грибок, правда? (это не грибок) А что же? (дерево) Вы думаете, дерево? Сейчас проверим. Что есть у каждого дерева? (На мольберте схематичное изображение: корень, ствол, ветви, листья. У детей индивидуальные карточки) А здесь есть ствол? (покажи, Юра) А где ветви, листья? А где же корешок? (в земле) А это что кругленькое, да яркое? (яблочко) Как много здесь яблок. Вы догадались, козлятки, как это дерево называется? (яблоня) | Дети определяют время года, отвечают на вопросы проблемного характера, анализируют схему дерева, проговаривают название частей дерева. | Дети заинтересуются определением принадлежности изучаемого объекта к «деревьям», познакомятся с названием частей дерева. |
Дыхательное упражнение | Здравствуй, яблоня: Поздоровайтесь, ребятки. Позволь нам возле тебя домик выстроить. Яблоня: Я бы рада, да налетит ветер, яблоки с меня упадут, ушибут твоих козляток. Козлятки, давайте проверим. Подуем на яблоньку. Сначала тихо, а теперь сильно. Щечки вы не надувайте, Дуйте и не уставайте. (яблоки падают) И правда, яблочки упали. | Дуют на яблочки. | Дети развивают речевой выдох. | |
Упражнение: «Музыкальные яблочки» | Смотрите, козлятки, а яблочки не простые, а музыкальные. Какую песенку поет это яблочко? (А-а-а) А это? (о-о-о)Спойте с этим яблочком у-у-у, и-и-и, э-э-э. На какое яблочко покажу, ту песенку вы и пропойте. (музыкальная распевка ) Что ж, спасибо, тебе, яблонька, поищем мы другое место для дома. До свидания, яблонька. | Дети по изображению артикуляции отгадывают звук, пропевают ряд гласных. | Дети уточняют произношение гласных звуков. | |
Закрепление нового материала на объекте исследования «дуб» | Смотрите, ребята, какой огромный цветок. (не цветок? А что же? – дерево) А давайте проверим, Наташа, найди ствол. Он такой же, как у яблоньки? Нет. У яблони ствол тонкий, у этого дерева толстый. Есть ли у него ветви? А листья? А корни дерева в земле, мы их не увидим. Я догадалась, это дуб, высокий и могучий. Давайте под его защитой дом построим. | Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия. | Дети используют в активной речи новый речевой материал. | |
Самомассаж. Упражнение на мелкой моторики. «С желудями мы играем, за козою повторяем» | Дуб-батюшка, позволь нам дом возле тебя построить. Дуб: Рад бы я, коза, да только упадут мои желуди, ушибут твоих козлят. Вы лучше с желудями моими поиграйте. (Дети собирают желуди) Самомассаж. Желудь крепко мы сжимаем, Между ладошками катаем. Желудь пальчиком прижмем, И с другой руки начнем. Желудь по ладошке скачет, Как веселый, резвый мячик. Молодцы, козлятки! (собирают желуди в корзину) | Дети смотрят на картинку и согласовывают свои движения с картинкой. | Дети активно включатся в процесс выполнения упражнения. Смена вида деятельности даст детям возможность отдохнуть.Активизируются биоактивные точки, расположенные на ладонях и пальцах рук. | |
. | Закрепление нового материала на объекте исследования «елка» | А я, кажется, ежика заметила, бегите, скорее сюда. Только он зеленый какой-то. Что же это за чудо-юдо? (Елочка) Ребята, а елка – это тоже дерево? Давайте проверим: ствол, ветки. Да вот вместо листочков иголки. Как вы думаете, под елкой можно дом построить? (ответы детей) | Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия. | Дети используют в активной речи новый речевой материал. |
Артикуляционная гимнастика: «Язычок и елочка» | Иголки у елки острые, как бы не укололись вы, козлятушки. Прости, елочка, поищем мы другое место. А чтобы елочка не загрустила, давайте поиграем с ней и веселым язычком. Открывай пошире рот, К елке язычок идет («Окошко») Любопытный язычок – выставим язычок. Уколол себе бочок – Спрятали Мы подуем на бочок, Заживет все язычок. Думал ты, что здесь листочки («лопатка») Да ошибся ты, дружочек. Вместо листиков у елки Очень колкие иголки.(«иголочка») Влево, вправо посмотри, («часики») Только больше не шали. (пя-пя-пя) До свидания, елочка! | Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. | Дети активно развивают моторику органов артикуляции. | |
Закрепление нового материала на объекте исследования «береза» | Ребятки, а что это за красавица в белом сарафане? (выставляю березу) – (Береза) Береза – это цветок или грибок? (Дерево) Давайте встанем вокруг березки. Да полюбуемся ею. Ствол у березки какой? (Белый с черными пятнышками, тоненький, стройный). Веточки гибкие, резные, как монетки золотые. Березка нас и от дождика укроет, и от ветра спрячет. Тут мы избушку и построим. | Ребята обследуют новое дерево, выявляя сходство и различия. | Дети используют в активной речи новый речевой материал. | |
Пальчиковая гимнастика «Строим дом» | Целый день тук да тук Раздается гром да стук Строим дом, дом большой И с крылечком и с трубой Разукрасим мы дом, как уютно будет в нем. | Дети выполняют упражнения гимнастики. | Активизируется мелкая моторика. | |
Рефлексия и итоговая деятельность ( 2 мин) | Подведение итогов НОД | (Логопед выставляет на фланелеграф домик). То-то началось веселье…(танцуют возле домика) Тут и сказке конец ,а кто слушал молодец. Были вы козлятками, а станьте вы ребятками. На память о нашем путешествии вам подарки, раскраски с деревьями, которые мы повстречали. Ваня, какое у тебя дерево? Итд Будем разукрашивать деревья и вспоминать нашу чудесную сказку. До свидания, ребята, до новой встречи! | Дети высказываются по поводу полученной информации, делятся своими эмоциями. | У детей сформируются положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутых результатов. |
6 ноября 2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»
Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....
Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»
Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:- формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей напрвленности для детей с задержкой психического развития средне-старшего возраста. Тема: «Транспорт»
Занятие о транспорте....
Технологическая карта занятия по познавательно - речевому развитию.
Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.Программные задачиОбразовательные:- систематизировать знания детей о весне;- обобщить у детей знания о жизни диких животных ...
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития
технологические карты занятий для детпей от 4 до 8 лет...