Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.

Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять свойства его характера, определять цель героя былины, его действия; определятьпричины, которые ему мешали добиться желаемого результата, учить определять жизненное правило.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eltsova_i_v_tehnologicheskaya_karta.docx170.72 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_zanyatiya.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

Занятия                                                                                                                                               Образовательная область «Речевое развитие»                                                                                                          Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет)                                                                                                                                  Тема: «Былины»                                                                                                                                              Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна

г. Югорск, 2021 г.

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  былины.

Образовательные:

- продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

- учить выделять и называть героя былины; определять свойства его характера, определять цель героя былины, его действия; определять

причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, учить определять жизненное правило.

Развивающие:

- упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ;                                                                                                                                                                   - закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий ТРИЗ;

-  развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;                                                                                                                                                    

- развивать координацию движений;

 - развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности;

- создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь  к русской творчеству и Родине, уважение к её защитникам.

Материалы и оборудование.  

- Признаки, мультимедийное  оборудование, мультимедиа (слайд):  Слайд 1 . Былинная страна.

- Мяч для игры

-  Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

- Для рефлексии микрофон.

- Раскраски по теме «Былины»

Предварительная работа.  

- Рассматривание иллюстраций.

- Игра «Теремок» (герои былин),

-дидактическая игра  «Скажи наоборот» (черты характера),

- рисование героев былин.

-дидактическая «Угадай героя былины» (по описанию)

- Беседы смысл пословиц.

- Игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

2 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Приветствие гостей детьми.

Сообщение детям темы занятия.

Слайд. Былинная страна 

В группу входят дети.                                  Воспитатель. Ребята, поздороваемся с нашей гостьей Людмилой Константиновной                                                                                       Воспитатель. - «Здравствуйте»                              Воспитатель.  «С гостьей мы поздоровались, а теперь поприветствуем друг друга»                                                                  Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.

- Здравствуйте!

Воспитатель. Воспитатель: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

Воспитатель.  «Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена»? В былинную сторону.

 

Дети в групповой комнате и здороваются с гостьей                                          - «Здравствуйте»

Дети. Да хотим.

Актуализация,

4 мин

Продолжать упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ

Развивать речевую активность.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Какой ?

Что бывает таким же ?

Золотой

Как

Монета

Режущий

Но не

Нож

Листовидный

Но не

Лист

Какой ?        

Что бывает таким же ?

Золотой

Как

начищенная монета

Режущий

Но не

 острый нож

Листовидный

Но не

зеленый лист

Воспитатель зачитывает загадку:

Воспитатель.  Воспитатель: «Чтобы отправиться в далекие времена нужно составить загадки про объект, который у нас спрятался в книжном уголке .                         Воспитатель. Это меч.

Воспитатель. Какой у нас меч по цвету.

Воспитатель. Какой меч по действию?

Воспитатель. Какой он по форме?

Воспитатель. Ребята давайте дадим образные характеристики объктам для сравнения.

Воспитатель. Блестящий монета, не простая….

Воспитатель. Режущий

Воспитатель. Листовидный

Воспитатель. Мы с вами  заполнили табличку, я предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Воспитатель. Вывод. Мы с вами сейчас загадали загадку про меч.                                                                                          

Молодцы.

 Воспитатель. «Ребята, а кому принадлежат этот объект?»                                                          

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Одного напомню я -.

Это Муромец Илья.

Дети приносят меч.

Дети выставляют  признаки, которые находятся в «Познавайкином мире» и выставляют в «кармашки» дорожки планшета – признаки  (цвет, действие, форма)

Дети. Золотой. 

Дети. Режущий. 

Дети. Листовидный.

Дети зарисовывают объекты (Монета, нож, лист) 

Дети. А начищенная

Дети. Но не острый нож

Дети. Но зеленый лист.

Дети произносят итоговую загадку про меч:

- Золотой, как начищенная монета.

Режущий, но не острый нож.

Листовидный, но зеленый лист

Дети. Илья Муромец.

Расширение

имеющихся

представлений

4 мин

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.   Развивать речевую активность,  совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать у детей мышление и воображение.

     

Короткая беседа воспитателя «Русские Богатыри»

.

Воспитатель. «В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – богатыри. Об их подвигах сказались сказки и былины.

Воспитатель. «Ребята, а каких богатырей вы знаете?»

Воспитатель. «Ребята, какими качествами должны обладать герои, воины, богатыри?» Воспитатель.                                                         Вывод.  Мы с вами сейчас вспомнили русских богатырей и рассказали какими качествами должны обладать богатыри.  Воспитатель. «А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?                          Прекрасно. 

Предполагаемые ответы детей (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Никита Кожемяка).

Предполагаемые ответы детей (сильными, мужественными, храбрыми).

Динамическая

Пауза (2 раза),

 1 мин

Развитие общей моторики. Координация речи с движениями

Инсценирование действий богатыря.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри!                                    Молодцы!

Показывают силача,

Имитируют движения

Практическая

работа

15 мин

Учить выделять и называть героя былины; определять свойства их характера, определять цель героя былины, его действия; определять

причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, определять жизненное правило героя

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к русскому художественной

литературе,

Беседа «Былина»

Анализ былины.

Воспитатель показывает иллюстрацию  Ильи Муромца

 На доске таблица «Анализ сказки» 

Дети заполняют вместе с воспитателем

этапы таблицы.

C:\Users\Ирина Владимировна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-2.jpg

На что похоже?

Чем отличается?

 Садитесь все на коврик.                          Воспитатель. «Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?»        Воспитатель. Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с жанром устного народного творчества - жанром былины. Воспитатель. Былины - это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.   Воспитатель. Сегодня, я хочу, с вашей помощью проанализировать главного героя  былины, которая вам всем знакома, это «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Воспитатель. 1.Этап.

Кто герой

Объект.

Воспитатель.2 этап.

 Что хотел?

Назовите какая проблема у героя?

Воспитатель. 3.Этап.

.

Дети садятся на коврик. Предполагаемые ответы детей (из сказок, рассказов).

Дети. Кто герой

Объект.

 Дети. Илья Муромец.

Дети. 2 этап. Что хотел? Какая проблема у героя?

Попасть  в стольный град Киев на службу к князю Владимиру.

Дети. 3.Этап. Что мешало? Перед Вражеское войско перед Черниговым.

Встреча с Соловьем разбойником

 

 

Динамическая

Пауза (2 раза),

1 мин

Снять эмоциональное напряжение. Развивать координацию движений.

 Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

Инсценирование действий героя.

Воспитатель. 4. Этап                                                                                                                                                                                                                                             Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему?

Воспитатель. Ребята, я предлагаю Вам размяться немного. Показать, что делала Илья  по тексту былины, чтобы решить проблему. (Инсценирование)

Дети. 4. Этап                                                                                                                                                                                                                                             Что делал герой?

 (Инсценирование)    

Дети. Илья едет из Карачарово      Побил врагов под Черниговым  Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой                                       Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит.

                                             

Совершенствовать умение детей давать характеристику герою  былины.

6 этап. Игра с мячом. Дети называют свойства характера Ильи Муромца.

Воспитатель. 5. Этап

Что получилось? Что из этого вышло? Результат.

Воспитатель. 6. Этап

Какие свойства характера есть у героев?

Дети.  5 этап. Что получилось? Что из этого вышло? Результат.                                      Богатырь сумел пленить Соловья-разбойника и доставить его прямиком в Киев.                                      Дети.  6 этап. Какие свойства характера есть у героя?                                                                    Илья Муромец – бесстрашный,

смелый, добрый, сильный, храбрый, мужественный, решительный, честный, надежный, уверенный и непобедимый.

Учить детей определять жизненное правило героя.

C:\Users\Ирина Владимировна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img1.jpgИллюстрация к 7 этапу.

Воспитатель. 7. Этап Мудрость былины Совет или жизненное правило.

Ребята давайте эту мудрость – чему учит нас былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник – заступаться за слабых и обиженных,  мы поместим в нашу копилку»

Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Воспитатель. Вывод. Мы проанализировали главного героя былины

Молодцы.

Динамическая

Пауза.

1 мин.

Развивать координацию движений.

Дети выполняют движения по тексту.

За высокими горами,       

За широкими долами,       

На границе у реки       

Дозором шли богатыри,        

Очень сильные,   

Очень зоркие.    

Землю русскую любили,    

Свой народ освободили.      

Поднимают руки вверх

Разводят руки в стороны)

Плавные движения руками перед собой)

«Идут» друг за другом по кругу

Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Руки вверх, кричат: «Ура!»

Закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий.

.

Воспитатель. Ребята давайте решим проблему по былине.                                         Назовите Какая проблема возникла у Ильи Муромца 

Дети. Попасть  в стольный град Киев на службу к князю Владимиру, но на встречтился с Соловьем разбойником.

 

Воспитатель зарисовывает схему решения противоречия

Давайте сформулируем противоречие по схеме

Если Илья Муромец свернет с пути, то «+» во время попадет в Киев,

« - »  и не вступает в бой с разбойником и не победит его.

Если Илья Муромец свернет с пути , то «- » во время не попадет в Киев,

«+» вступает в бой с разбойником и  победит его.

Давайте закончим противоречие.

Как сделать так , чтобы Илья Муромец во время попал в Киев град и вступил в бой с разбойником и победил его.

Великолепно мы свами сформулировали противоречие Ильи Муромца.

Дети. Ресурсы Ильи. Выехать раньше, стать разбойнику хорошим и добрым. в своих злодеяниях раскается, Берет обещание отныне больше не чинить препятствий людям

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Воспитывать интерес и любовь  к русской культуре и Родине, уважение к её защитникам.

Рефлексия «Интервью»

В руках у воспитателя микрофон.

Итог деятельности.                                                 Итог занятия. Воспитатель интервьюирует ребят в виде игры «Интервью» Воспитатель. Чем занимались?     Воспитатель. Что узнали нового? Воспитатель. Что было самым интересным?                                              Воспитатель. Что осталось непонятным?

Воспитатель: «Ребятки, сегодня мы с вами познакомились с богатырем Ильей Муромцем, защищавший нашу Русь, узнали, что такое былина».

В нашей стране чтут подвиги наших предков.                                                                            И первого января, ребята, отмечается День былинного богатыря Ильи Муромца.

Воспитатель: «Ну что, путешествие наше закончилось, пора нам возвращаться в детский сад».

Я вам предлагаю раскраски о русских богатырях

Дети. Сочинили загадку про меч. Проанализировали главного героя былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник», а помогла нам в этом наша таблица.

Дети. Узнали что былина – это Былины - это древнейшие сказания о народных героях                                    Дети.  Узнать о богатыре новую информацию, получить новые знания.
 Дети.  Сложно было решать проблему героя.



КТО?

ЧТО ХОТЕЛ?

ЧТО МЕШАЛО?

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

КАКИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА ЕСТЬ У ГЕРОЕВ?

КОПИЛКА МУДРОСТИ

    О

?

?

images (1)

?

smile-emoticon_21102868

Илья МуромецC:\Users\Ирина Владимировна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-2.jpg

Попасть  в стольный град Киев на службу к князю Владимиру град Киев на службу к князю Владимиру.

Вражеское войско перед Черниговым.

Встреча с Соловьем разбойником

Илья едет из Карачарово.       Побил врагов под Черниговым  Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой                                       Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит.

 Богатырь сумел пленить Соловья-разбойника и доставить его прямиком в Киев.

Бесстрашный

Смелый

Добрый

Сильный

Храбрый

Смелый

Мужественный

Решительный Честный Надежный,  Уверенный Непобедимый…

Главная мысль былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.
C:\Users\Ирина Владимировна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img1.jpg

Чему учит былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте НОД

 образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Речевое развитие. Художественная литература»

в подготовительной  группе. Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник» составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и  разработана и опирается  ФГОС  на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.  

            Цель занятия  предполагает формирование у детей умение анализировать текст - былины.

  1. Место занятия в системе занятий

Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе занятия. Образовательная область «Речевое развитие. Художественная литература» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

            Занятие на тему: ««Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник», соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

            Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование);       демонстрационный и раздаточный материал:

- для составления загадки «О мече» были использованы: признаки «Познавайкин мир» и модель составления загадок ТРИЗ;

- для игры «Свойства характера героя» использовался мяч.

- для «Анализа былины» «Илья Муромец и Соловей разбойник», помогала таблица: дети на ней рисовали действия главного героя.

- Совет герою или жизненное правило. В этом помогла копилка мудрости, в нее  мы поместили мудрость – чему учит нас былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» – заступаться за слабых и обиженных мы поместим в нашу копилку»

- В ходе занятия, использовался следующий игровой момент: путешествие в страну былин.

- Для мотивации деятельности использовались задания, которые дети должны выполнить.

  - Приветствие гостьи детьми. Сообщение детям темы занятия использовалось в организационном моменте, что способствовало созданию эмоционально – положительного  климата  в группе детей.

  - Актуализировать знания детей мы можем увидеть в ходе составления загадки по модели ТРИЗ , что  позволило продолжить упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ, развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. 

Для расширения имеющихся представлений была использована короткая беседа «Русские богатыри» В ходе беседы дети проявили  речевую активность.

 -  Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Анализ сказки» по таблице, оно позволяет учить выделять и называть героя былины; определять свойства характера, определять цель героя сказки, его действия; определять

причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, совершенствовать умение детей давать характеристику главному герою былины, определять жизненное правило, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать у детей мышление и воображение. Воспитывать интерес и любовь  к русской культуре и Родине

 Занятие прививает и воспитывает  интерес и любовь к русской национальной культуре.

             -  Заключительная часть (рефлексия). На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью самооценки – рефлексии  «Интервью». Данная часть даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя занятия.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в подготовительной группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – Приветствие гостей детьми и приветствие друг друга»                                                                   Сообщение детям темы занятия – 2 мин.;

- актуализация – составлять загадки по модели ТРИЗ 4 мин.;

- расширение имеющихся представлений - короткая беседа воспитателя «Русские Богатыри» - 4 мин.;

динамическая пауза: физкультминутка «Богатыри» 1 мин.

- практическая работа -  «Анализ былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»»,  с помощью таблицы - 15 мин.

Герой «Илья Муромец»

«Инсценирование «Что делал герой» (Илья Муромец») 1 мин.

 Игра с мячом. Дети называют свойства характера Ильи Муромца.                                   Динамическая пауза. За высокими горами,  За широкими долами 1 мин       

Решение проблемы главного героя былины Ильи Муромца с помощью ключевой фразы формулировки противоречий:

Если:          ; то «+», но «-»          .

Если наоборот:        ; то «+»                , но            .        

- Заключительный этап (рефлексия) 2 мин.

            5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в рассматривание иллюстраций, проводились игры: «Теремок» (герои былин) с целью тренировки аналитического мышления, учить выделять общие признаки;

дидактическая игра «Скажи наоборот» (черты характера), дети перечисляют положительные и отрицательные свойства характера  выбранного героя, дидактическая  «Угадай героя былины» (по описанию), игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки). Беседы на тему «Смысл пословиц». Предлагалось рисование героев былин, разыгрывание эпизода былины по ролям.

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Занятие предполагает фронтальную, подгрупповую и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Приветствие гостьи и приветствие друг друга детьми. Сообщение детям, что они отправятся в страну былин

Продолжать упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ

Развивать речевую активность.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Составление загадки о мече (ТРИЗ)

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.   Развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать у детей мышление и воображение

Короткая беседа воспитателя «Русские Богатыри»

Развитие общей моторики. Координация речи с движениями

Физкультминутка «Богатыри»

 

Учить выделять и называть героя былины; определять свойства их характера, определять цель героя былины, его действия; определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, определять жизненное правило героя. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к русскому творчеству.

Беседа «Былина»

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»-  таблица. (ТРИЗ)                        

Снять эмоциональное напряжение. Развивать координацию движений. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

Инсценирование действий героя (Ильи Муромца)

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажу былины.

Игра с мячом. Дети называют свойства характера Ильи Муромца

Учить детей определять жизненное правило героя. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию былины. Воспитывать интерес и любовь к русскому творчеству

Коробочка «Копилка Мудрости».

Развивать координацию речи с движением

Динамическая пауза «За высокими горами, За широкими долами»

Закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий ТРИЗ.

Решение проблемы главного героя былины Ильи Муромца с помощью ключевой фразы формулировки противоречий:

 Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, Родине, уважение к её защитникам.

Рефлексия «Интервью»

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- слайды, которые сообщали, что будем делать на занятии; посылка, которая пришла в детский сад от волшебника «Наоборот». В ней герой отправил письмо для детей и предлагает выполнить его задания игры.

- смена видов деятельности (приветствие гостей детьми, сообщение детям темы занятия; литературная  игра «Да – нет» (с мячом), дидактическая игра, анализ сказки, динамическая пауза, игра «Ромашка мудрости» (пословицы).

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

            В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- во время загадывания загадки по модели ТРИЗ дети дают образные характеристики объктам для сравнения.

- при анализе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», дети используют таблицу. При анализе главного героя былины дети самостоятельно, называют и рисуют этапы анализа былины; определять свойства его характера, определяют цель героя былины, его действия.

- используя, «Копилку Мудрости» дети определяют жизненное правило героя, строят  полные и выразительные ответы по содержанию былины, совершенствуют навыки речевой творческой деятельности.

- Рефлексия «Интервью» Используя следующие вопросы: Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? Дети самостоятельно оценивают себя.                                                                                                                Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию речевой активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка иллюстрациями и книгами на тему «Русские народные былины», помогает прививать основе  уважение к традициям народной культуры и любовь  художественной литературе. Игры в группе: «Противоположности», «Решение противоречий в сказках» - помогают формированию  у детей  чувствительности к противоречиям.  Организация двигательной активности детей, профилактика утомления. Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамические паузы позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Интервью» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме занятия.

В конце путешествия детям предложены раскраски по теме «Былины»

  1. Вывод

            НОД на тему: ««Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник» способствует  умению анализировать былинного героя, воспитывает интерес и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству.  Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....

Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»

Цель: формирование  патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...

Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...