Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.
Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять свойства его характера, определять цель героя былины, его действия; определятьпричины, которые ему мешали добиться желаемого результата, учить определять жизненное правило.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eltsova_i_v_tehnologicheskaya_karta.docx | 170.72 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_zanyatiya.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
Занятия Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Былины» Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник»
Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна
г. Югорск, 2021 г.
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.
Образовательные:
- продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
- учить выделять и называть героя былины; определять свойства его характера, определять цель героя былины, его действия; определять
причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, учить определять жизненное правило.
Развивающие:
- упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ; - закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий ТРИЗ;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
- развивать координацию движений;
- развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности;
- создать эмоционально-положительный климат в группе детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русской творчеству и Родине, уважение к её защитникам.
Материалы и оборудование.
- Признаки, мультимедийное оборудование, мультимедиа (слайд): Слайд 1 . Былинная страна.
- Мяч для игры
- Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
- Для рефлексии микрофон.
- Раскраски по теме «Былины»
Предварительная работа.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игра «Теремок» (герои былин),
-дидактическая игра «Скажи наоборот» (черты характера),
- рисование героев былин.
-дидактическая «Угадай героя былины» (по описанию)
- Беседы смысл пословиц.
- Игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).
КТО? | ЧТО ХОТЕЛ? | ЧТО МЕШАЛО? | ЧТО ДЕЛАЛ? | ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ? | КАКИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА ЕСТЬ У ГЕРОЕВ? | КОПИЛКА МУДРОСТИ |
О | ? | ? | ? | |||
Илья Муромец | Попасть в стольный град Киев на службу к князю Владимиру град Киев на службу к князю Владимиру. | Вражеское войско перед Черниговым. Встреча с Соловьем разбойником | Илья едет из Карачарово. Побил врагов под Черниговым Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит. | Богатырь сумел пленить Соловья-разбойника и доставить его прямиком в Киев. | Бесстрашный Смелый Добрый Сильный Храбрый Смелый Мужественный Решительный Честный Надежный, Уверенный Непобедимый… | Главная мысль былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте НОД
образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Речевое развитие. Художественная литература»
в подготовительной группе. Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник» составила: воспитатель Ельцова И.В.
- Диагностичность целей и конкретность задач
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В образовательном процессе используются дополнительно ТРИЗ – РТВ - технологии.
Цель занятия предполагает формирование у детей умение анализировать текст - былины.
- Место занятия в системе занятий
Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе занятия. Образовательная область «Речевое развитие. Художественная литература» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Занятие на тему: ««Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник», соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы.
- Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование); демонстрационный и раздаточный материал:
- для составления загадки «О мече» были использованы: признаки «Познавайкин мир» и модель составления загадок ТРИЗ;
- для игры «Свойства характера героя» использовался мяч.
- для «Анализа былины» «Илья Муромец и Соловей разбойник», помогала таблица: дети на ней рисовали действия главного героя.
- Совет герою или жизненное правило. В этом помогла копилка мудрости, в нее мы поместили мудрость – чему учит нас былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» – заступаться за слабых и обиженных мы поместим в нашу копилку»
- В ходе занятия, использовался следующий игровой момент: путешествие в страну былин.
- Для мотивации деятельности использовались задания, которые дети должны выполнить.
- Приветствие гостьи детьми. Сообщение детям темы занятия использовалось в организационном моменте, что способствовало созданию эмоционально – положительного климата в группе детей.
- Актуализировать знания детей мы можем увидеть в ходе составления загадки по модели ТРИЗ , что позволило продолжить упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ, развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.
Для расширения имеющихся представлений была использована короткая беседа «Русские богатыри» В ходе беседы дети проявили речевую активность.
- Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Анализ сказки» по таблице, оно позволяет учить выделять и называть героя былины; определять свойства характера, определять цель героя сказки, его действия; определять
причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, совершенствовать умение детей давать характеристику главному герою былины, определять жизненное правило, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать у детей мышление и воображение. Воспитывать интерес и любовь к русской культуре и Родине
Занятие прививает и воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре.
- Заключительная часть (рефлексия). На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью самооценки – рефлексии «Интервью». Данная часть даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя занятия.
- Логичность в структуре:
Занятие проводится в подготовительной группе. Состоит из следующих этапов:
- организационный этап – Приветствие гостей детьми и приветствие друг друга» Сообщение детям темы занятия – 2 мин.;
- актуализация – составлять загадки по модели ТРИЗ 4 мин.;
- расширение имеющихся представлений - короткая беседа воспитателя «Русские Богатыри» - 4 мин.;
динамическая пауза: физкультминутка «Богатыри» 1 мин.
- практическая работа - «Анализ былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»», с помощью таблицы - 15 мин.
Герой «Илья Муромец»
«Инсценирование «Что делал герой» (Илья Муромец») 1 мин.
Игра с мячом. Дети называют свойства характера Ильи Муромца. Динамическая пауза. За высокими горами, За широкими долами 1 мин
Решение проблемы главного героя былины Ильи Муромца с помощью ключевой фразы формулировки противоречий:
Если: ; то «+», но «-» .
Если наоборот: ; то «+» , но .
- Заключительный этап (рефлексия) 2 мин.
5. Описание предварителной работы
Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в рассматривание иллюстраций, проводились игры: «Теремок» (герои былин) с целью тренировки аналитического мышления, учить выделять общие признаки;
дидактическая игра «Скажи наоборот» (черты характера), дети перечисляют положительные и отрицательные свойства характера выбранного героя, дидактическая «Угадай героя былины» (по описанию), игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки). Беседы на тему «Смысл пословиц». Предлагалось рисование героев былин, разыгрывание эпизода былины по ролям.
- Формы организации деятельности
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Занятие предполагает фронтальную, подгрупповую и индивидуальную форму работы.
- Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы
Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:
задачи | формы и методы работы |
Создать эмоционально-положительный климат в группе детей. | Приветствие гостьи и приветствие друг друга детьми. Сообщение детям, что они отправятся в страну былин |
Продолжать упражнять детей в умении составлять загадки по модели ТРИЗ Развивать речевую активность. Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. | Составление загадки о мече (ТРИЗ) |
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. Развивать речевую активность, совершенствовать навыки речевой творческой деятельности. Развивать у детей мышление и воображение | Короткая беседа воспитателя «Русские Богатыри» |
Развитие общей моторики. Координация речи с движениями | Физкультминутка «Богатыри»
|
Учить выделять и называть героя былины; определять свойства их характера, определять цель героя былины, его действия; определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, определять жизненное правило героя. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать любовь к русскому творчеству. | Беседа «Былина» Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»- таблица. (ТРИЗ) |
Снять эмоциональное напряжение. Развивать координацию движений. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость | Инсценирование действий героя (Ильи Муромца) |
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажу былины. | Игра с мячом. Дети называют свойства характера Ильи Муромца |
Учить детей определять жизненное правило героя. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию былины. Воспитывать интерес и любовь к русскому творчеству | Коробочка «Копилка Мудрости». |
Развивать координацию речи с движением | Динамическая пауза «За высокими горами, За широкими долами» |
Закреплять знакомство с приемом разрешения противоречий ТРИЗ. | Решение проблемы главного героя былины Ильи Муромца с помощью ключевой фразы формулировки противоречий: |
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, Родине, уважение к её защитникам. | Рефлексия «Интервью» |
- Способы привлечения внимания детей
Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:
- слайды, которые сообщали, что будем делать на занятии; посылка, которая пришла в детский сад от волшебника «Наоборот». В ней герой отправил письмо для детей и предлагает выполнить его задания игры.
- смена видов деятельности (приветствие гостей детьми, сообщение детям темы занятия; литературная игра «Да – нет» (с мячом), дидактическая игра, анализ сказки, динамическая пауза, игра «Ромашка мудрости» (пословицы).
- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
- сопровождение речи мимикой и жестами.
- Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:
- во время загадывания загадки по модели ТРИЗ дети дают образные характеристики объктам для сравнения.
- при анализе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», дети используют таблицу. При анализе главного героя былины дети самостоятельно, называют и рисуют этапы анализа былины; определять свойства его характера, определяют цель героя былины, его действия.
- используя, «Копилку Мудрости» дети определяют жизненное правило героя, строят полные и выразительные ответы по содержанию былины, совершенствуют навыки речевой творческой деятельности.
- Рефлексия «Интервью» Используя следующие вопросы: Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? Дети самостоятельно оценивают себя. Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию речевой активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка иллюстрациями и книгами на тему «Русские народные былины», помогает прививать основе уважение к традициям народной культуры и любовь художественной литературе. Игры в группе: «Противоположности», «Решение противоречий в сказках» - помогают формированию у детей чувствительности к противоречиям. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления. Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамические паузы позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.
- Рефлексия
На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Интервью» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме занятия.
В конце путешествия детям предложены раскраски по теме «Былины»
- Вывод
НОД на тему: ««Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник» способствует умению анализировать былинного героя, воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная
Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «Развитие речи» в старшей группе Название: «До чего дошёл прогресс».
Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие речи»в старшей группеНазвание: «До чего дошёл прогресс»....
Технологическая карта по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности Название: «Семья»
Цель: формирование патриотических чувств на основе знаний детей о семье.Задачи:- систематизировать представления детей о семье, о родственных связях;- активизировать словарь по теме, обогащать р...
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...
Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению....
Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...