Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александра Александровна Гаршина

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема«Весна»

Основные цели:

Цель: формирование коммуникативной компетентности через умение выражать свои впечатления и отношения к окружающему в связных высказываниях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с №34 г. Кропоткин МО Кавказский район

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема«Весна»

Основные цели:

Цель: формирование коммуникативной компетентности через умение выражать свои впечатления и отношения к окружающему в связных высказываниях

Образовательные задачи:

-Закрепить представления о весне и ее приметах.

-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей).

-Совершенствовать грамматический строй речи (подбор глаголов к существительным).

-Учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты).

Развивающие задачи:

-Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

-Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Дидактические материалы, оборудование:

Репродукции картин о весне. Таблички с названиями весенних месяцев. Предметные картинки с изображением солнца, облака, птицы и т. д

Краткая аннотация к работе:

В ходе образовательной деятельности дети могут закрепить представления о признаках весны. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

В: Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами попали в выставочный зал. Что вы здесь видите? Сегодня в выставочном зале мы можем посмотреть картины, давайте рассмотрим их. (Дети проходят к репродукциям и рассматривают представленные картины. Подходят к картине с белыми фрагментами).

2. Актуализация.

В: Какое время года изображено на всех этих картинах? (Весна.)

В: Посмотрите, какая странная картина. Что с ней? (на ней не хватает фрагментов).

В: Давайте мы сейчас с вами присядем за столы. Сегодня у нас необычное занятие, сегодня вы можете сесть на любое понравившееся вам место. (Дети садятся за столы).

3. Затруднение в ситуации.

В: Как вы думаете, чего не хватает на картине? Что можно сделать?

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

В: Хотите ли вы узнать, каких частей не хватает на этой картине? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, за каждое выполненное задание мы получим недостающую часть этой картины. Попробуем?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

В: Какое время года сейчас? (Весна) Все задания у нас сегодня, так или иначе, будут связаны с весной, с этим прекрасным временем года, когда вся природа пробуждается от зимнего сна.

В первом задании вам надо назвать последнее слово, название весеннего месяца, в прочитанных мною стихах.

Прошла зима,

И каждый рад.

Спешит весна

И месяц …. (МАРТ) (Воспитатель вешает на доску табличку МАРТ)

За ним, другой стучится в дверь,

Он называется…. (АПРЕЛЬ) (Воспитатель вешает на доску табличку АПРЕЛЬ)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он…. (МАЙ) (Воспитатель вешает на доску табличку МАЙ)

В: Названия каких месяцев вы назвали? (Март, май, апрель). Это какие месяцы? (Весенние) Скажите, а в правильной последовательности эти месяцы расположены сейчас на доске? (Дети отвечают, воспитатель меняет последовательность на правильную)

В: Мы с вами справились с первым заданием, назвали все весенние месяца и расположили их в правильной последовательности. Первый весенний месяц-март, второй – апрель и последний, третий весенний месяц – май. Мы можем добавить недостающую часть к картине. (Воспитатель накладывает недостающий фрагмент на картину).

В: Второе задание, за правильное выполнение которого, мы получим еще один недостающий фрагмент картины, заключается вот в чем: мы должны вспомнить и назвать как можно больше примет весны. А чтобы нам было веселее и теплее, я буду передавать вам по очереди солнышко, и тот, в чьи руки оно попадет, будет называть одну примету весны. (Воспитатель передает в руки детям, по очереди, мягкую игрушку солнце, дети называют приметы весны : на солнце снег начал таять. Появились первые проталинки вокруг деревьев. Побежали веселые ручейки. Ночи стали короче, а дни длиннее, перелетные птицы возвращаются, одежда людей и т. д).

В: Вы молодцы, вспомнили и назвали много примет весны, и мы можем добавить к нашей картине еще одну недостающую часть. (Воспитатель накладывает второй недостающий фрагмент на картину).

В: Давайте чуть-чуть отдохнем

Физ. минутка:

За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево- вправо.

Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.

Клен тугие кулачки. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку. 4 прыжка.

И едва растает снег, Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки.

Рукопожатие.

В: Мы немного отдохнули, а на картине еще остались незаполненные части. И следующее задание называется «Скажи наоборот». Я буду говорить предложение, а вы продолжите его но уже наоборот: например, я говорю ЗИМОЙ СОЛНЦЕ ТУСКЛОЕ, а вы продолжаете А ВЕСНОЙ ЯРКОЕ.

• зимой день короткий, а весной….длинный

• зимой облака на небе низко. а весной….высоко

• зимой ветер холодный, а весной…. теплый

• зимой снег чистый, авесной…. грязный

• зимой холодно, а весной…. тепло

В: Молодцы, вы справились с заданием. И я могу добавить к нашей картине еще один недостающий фрагмент. (Воспитатель прикрепляет к картине еще одну недостающую часть)

В: Следующее задание называется «Придумай слово». Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним слова-действия. Например СОЛНЦЕ….СВЕТИТ

• Ручьи….бегут

• снег…. тает

• сосульки…. капают

• птицы…поют

В: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вот еще одна недостающая часть нашей картины (Педагог прикладывает еще одну недостающую часть к картине).

В: Нам осталось добавить к картине только одну часть. Для этого нам надо выполнить задание. Перед вами на столах лежат картинки, рассмотрите их. Поговорите с соседом и выберите одну из них. Составьте предложение с помощью этой картинки о весне. Когда пара будет готова, поднимите сцепленные руки.

(Дети работают с картинками и озвучивают придуманные предложения)

В: Ребята вы большие умницы, хорошо потрудились и я могу открыть последнюю недостающую часть картины. Посмотрите, какая это красивая картина, на ней художник нарисовал природу весной. А как называют картину, на которой изображена природа(Пейзаж) Правильно!

В: Давайте составим небольшой рассказ по этой картине, опираясь на те предложения которые вы составляли в последнем задании. (Дети с помощью педагога составляют небольшой рассказ по картине).

В: Ребята, мне очень понравилась ваша работа сегодня на занятии. Давайте вспомним, что помогло нам восстановить картину?

- Мы с вами назвали весенние месяцы и расположили их в правильной последовательности

- Вспомнили и назвали приметы весны

- В задании «Скажи наоборот» мы подбирали слова -признаки отличные друг от друга по значению

- В задании «Придумай слово» мы подбирали слова действия к заданным словам

- и в последнем задании мы придумывали предложения о весне по картинкам

6. Осмысление.

В: И когда картина оказалась полностью открытой для нас, мы с вами составили небольшой рассказ по этой картине.

В: Скажите, какое задание показалось вам наиболее сложным? (Воспитатель выслушивает ответы и хвалит детей за правильно выполненные задания).

В: Сейчас я верну картину в выставочный зал (Воспитатель вешает картину в выставочный зал).

В: Ребята, мы разговаривали с вами о весне, добывали недостающие фрагменты красивого весеннего пейзажа и я предлагаю вам сегодня стать настоящими художниками и нарисовать свой весенний пейзаж. Но сначала мы с вами отдохнем и проводим наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация с дошкольниками «Сказочное путешествие»

В рамках данной образовательной ситуации дети научатся сравнивать предметы по длине и ширине  и сравнивать группы предметов с помощью наложения и приложения;«Детская цель»- помочь Аленушке найти ...

Сценарии образовательных ситуаций с дошкольниками.

Сценарии образовательных ситуаций разрабатывались совместно с инструктором по физическому развитию в рамках инновационной деятельности по освоению технологии системно-деятельностного подхода  и р...

Образовательная ситуация по экологии «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии "Весна идет- весне дорогу"...

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением системно - деятельностного подхода Тема занятия: «Катино платье» проводится с детьми второй младшей группы.

Расширение форм и методов организации работы по познавательному развитию в различных видах деятельности и на основе использования технологии "Ситуация"...

Образовательная ситуация с дошкольниками «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)

Образовательная ситуация с дошкольниками   «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)...

Образовательная ситуация "Жаворонки, летите, весну принесите"

Образовательная ситуация для детей 2 младшей группы, целью которой является "Приобщение детей к истокам русской культуры", формировать первоначальное представление о старинном русском весенн...