Образовательная ситуация с дошкольниками «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Образовательная ситуация с дошкольниками   «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Подчернина Нина Силантьевна

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тема: «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)

Основные цели:

1.        продолжать формировать знания детей о зиме и свойствах снега;

2.        сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

3.        тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Дидактические материалы: зимними пейзажи; зимними развлечениями, картинки со схематичным изображением признаков зимы. 

Оборудование: Емкость со снегом, сахар, перья, лед, вата, фломастеры, листы для рисования.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация уточняет и закрепляет знания детей среднего дошкольного возраста о зиме и свойствах снега.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

− Ребята! Какое сейчас время года?

Дети отвечают: Зима.

− Ребята к нам пришло письмо из Цветочного города, где всегда лето. Незнайка никогда не видел зимы и снег. Просит вас ему рассказать, что такое зима и снег. Поможем Незнайке узнать о зиме и снеге?

  1. Актуализация

 Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»

Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей прилагательными: холодная, снежная, морозная; существительными: снегопад.

- Ребята, давайте поможем Незнайке узнать, какая зима. (Воспитатель приглашает детей к столу) Дети встали вокруг стола, на котором разложены картинки.

-Посмотрите, что означают эти картинки? (время года, какая зима бывает)

Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).  

Зимой много снега. Значит, зима какая? (Снежная).

Если зимой стоят морозы, то зима какая? (Морозная).

Как называется явление природы, когда много снега падает на землю? (Снегопад)

  1. Затруднение в ситуации

Игра «Без чего зимы не бывает?»

Дидактические задачи:

1. создать мотивационную ситуацию для упражнения;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети стоят около стола.

Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?

Ответы детей: без снега, без мороза, без холода, без льда…

Правильно, без снега. Давайте придумаем про снег загадку.

Дети предлагают свои варианты. (он белый, холодный, липкий ….)

− Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.  

− А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега)

  1. «Открытие» нового знания (способа действия)

Игра: «Вкусный снег»

Дидактические задачи:

1. закреплять представления о свойствах снега.

2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.

4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом и картинки со схематичным изображением свойств снега. Воспитатель предлагает детям потрогать снег, назвать его свойства и найти картинку которая соответствует свойству снега, закрепить ее на доске.

Какой снег, если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.)

Воспитатель приглашает всех детей к доске и предлагает прочитать схему.

 А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:

Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,

Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

− Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.

− Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.

- Ребята как вы думаете можно ли брать снег в рот?

Ответы детей: нет, можно если он чистый…

Какие опасности могут быть с этим связаны?

Ответы детей: можно заболеть….

- Молодцы ребята вы помогли Незнайки узнать, что снег это не мороженое и его нельзя брать в рот.

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Игра «Снег».

Дидактические задачи:

1.        организовать активный отдых детей

2.        закрепить понятие о снеге

3.        тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель предлога поиграть в игру «Снег» Я буду называть свойства снега если правильно – вы хлопайте в ладоши, если неправильно топайте ногами.

  1. Осмысление

 Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

− Что мы сегодня делали?  

− Смогли ли вы помочь Незнайке? Что вам в этом помогло?

Воспитатель хвалит детей за успешно решёную ситуацию.

Литература  к сценарию

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1, 2. – М.: Ювента, 2012. 

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир». Программа познавательного развития детей 3-7 лет и комплект методических пособий для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада.  – М.: Цветной мир, 2014. 

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2010.

Касаткина Е.И., Лыкова И.А. Дидактические игры в детском саду. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Снег свойства снега"

Конспект НОД "Снег свойства снега"...

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»...

Опыты со снегом: "Свойства снега, льда и воды", "Цветные льдинки".

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мирзадают родителям и педагогам много разных вопросов.Зима - отличный период для проведения опытов со снегом и льдом, водой.Благодаря им дети ...

Конспект занятия " Снег, свойства снега». средняя группа.

Цель: расширять и обогащать представления детей о свойстве снега, о зимних явлениях. Задачи:Образовательные: познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрач...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром "Снег , свойства снега"

Занятие проводилось с цель  расширять и обогащать представления детей о свойстве снега, о зимних явлениях....

Проблемная ситуация (Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов) "Свойство снега"

Дети познакомились с физическими свойствами снега и льда. Научились решать, рассуждать познавательные задачи и делать выводы. У детей активизировался  словарь: опыт, гололед, снегопад, оттепель....

Экспериментирование в средней группе «Свойства снега» «Цветной снег»

Экспериментирование в средней группе «Свойства снега»«Цветной снег»Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.Задачи:Обучающие:Р...