Образовательная ситуация с дошкольниками «Сказочное путешествие»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Лифанова Татьяна Анатольевна

В рамках данной образовательной ситуации дети научатся сравнивать предметы по длине и ширине  и сравнивать группы предметов с помощью наложения и приложения;

«Детская цель»- помочь Аленушке найти братца в сказочной стране, выполнив определенные задания

Новое знание – сравнение предметов по двум признакам величины - длине и ширине; сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения;

Индивидуальное затруднение ребенка – как сравнить полоски по длине и ширине

Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.

Способ преодоления затруднения -  спросить у воспитателя

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_remp.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Лифанова Татьяна Анатольевна

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками.

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: средняя группа 4-5 лет

Тема: «Сказочное путешествие»

Основные цели: 

закреплять прямой счёт в пределах 5;
упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения;

упражнять в сравнении предметов по двум признакам величины (длине и ширине);

упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с  соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);

развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения- «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; - тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь

воспитывать умение добиваться поставленной цели, работать в команде.

Оборудование: «ковер-самолет», «заплатки» в форме геом. фигур, рисунок яблони, корзинка с яблоками, длинные и короткие бумажные полоски, мультимедиа проектор, SMART доска

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети научатся сравнивать предметы по длине и ширине  и сравнивать группы предметов с помощью наложения и приложения;

«Детская цель»- помочь Аленушке найти братца в сказочной стране, выполнив определенные задания

Новое знание – сравнение предметов по двум признакам величины - длине и ширине; сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения;

Индивидуальное затруднение ребенка – как сравнить полоски по длине и ширине

Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.

Способ преодоления затруднения -  спросить у воспитателя

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

(В группу входит Алёнушка и плачет)

 Воспитатель: Что случилось, Алёнушка? Почему ты плачешь?

Алёнушка: Гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку. А Баба Яга спрятала его в Волшебной стране. Чтобы спасти Иванушку, нужно выполнить много заданий. А мне и помочь-то некому.  

Воспитатель: Ребята, может мы поможем Алёнушке спасти братца? Только на чем же мы отправимся в сказочное путешествие?

(Дети находят в группе «ковры-самолеты» и предлагают отправиться в путешествие на них)

Но посмотрите, их прогрызли мыши. Что нужно, чтобы ковры-самолеты полетели?

Дети: Нужно их починить

  1. Актуализация

Дидактические задачи: закрепить умение называть свойства предметов (цвет, форма) и формы геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); тренировать мыслительные операции – анализ, синтез; развивать внимание, речь

Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта ковриков?

Дети: синий круг, желтый квадрат, зеленый треугольник

Воспитатель: Наши ковры готовы к полету. А теперь, друзья, все на борт. 

Очутиться в новой сказке мы хотим, мы хотим.

На ковре-самолете полетим, полетим.

  1. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: закреплять прямой счёт в пределах 5; упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;

Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске. На ней расположена яблоня

Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Это страна Математика.

А перед нами необычная яблоня. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько здесь яблок? 

Дети: Нужно сосчитать на ветках яблоки?

Воспитатель: Сколько красных яблок? (пять) Сколько зеленых яблок? (пять)

Воспитатель: А как узнать каких яблок больше, а каких меньше?

Возникает затруднение, так как дети не умеют сравнивать две группы предметов. Воспитатель: Смогли мы узнать каких яблок меньше, а каких больше? Почему не смогли? (потому что не знаем, как сравнивать). Хотите узнать? 

  1. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения; упражнять в сравнении предметов по двум признакам величины - длине и ширине; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;

Воспитатель:

А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает)  у кого вы можете спросить? (Дети спрашивают у воспитателя).

Нужно выложить в ряд красные яблоки, а под каждым красным яблоком положить зеленое яблоко. Этот способ называется способ приложения.

Каких яблок больше – красных или зеленых? (красных)

Каких яблок меньше – красных или зеленых? (зеленых)

Как сделать, чтобы красных и зеленых яблок стало поровну? (Можно к зеленым яблокам добавить еще одно или от красных яблок одно убрать) Молодцы! Вы справились. А за это яблоня дарит вам волшебное яблочко, которое укажет нам дальнейший путь в Волшебную страну.

Физкультминутка «Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения по тексту)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) 

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка 

Дидактические задачи:  Формировать опыт нахождения способов сравнения предметов;  тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение

Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие? (широкая и узкая)

Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

На берегу лежит строительный материал. Каждый выберет себе материал нужного размера для постройки моста? А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая? Для того чтобы сравнить полоски по длине, нужно приложить их друг к другу и выровнять два конца. Маша, что ты выбрала? Какую доску длинную или короткую? Почему?

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, отправляемся дальше. Яблочко ведет нас дальше.

А вот и избушка Бабы Яги, но двери закрыты на замки. Если вы отгадаете загадки, то замки откроются, и мы спасем Иванушку

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать -

Кто их сможет сосчитать?   (Четыре жука)

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улегся спать,

Поросят осталось… (Пять)

  1. Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.  

Молодцы, ребята, двери открыты. Мы нашли Иванушку. Путешествие подошло к концу, надо возвращаться обратно. А теперь садимся на ковры-самолеты и возвращаемся в нашу группу. Нас ждет Аленушка, ей интересно, где мы были и нашли ли мы Иванушку.

На ковре-самолете полетим, полетим.

Очутиться в нашей группе мы хотим, мы хотим.

Алёнушка: Ребята, я рада, что вы справились со всеми заданиями и спасли моего братца.

Что вам больше всего понравилось?

Какие задания вы выполняли?

Где мы сегодня побывали?

Кому и чем помогали?

Что нового узнали?

Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая образовательная ситуация по трудовому воспитанию "Путешествие в мир цветов"

Развитие у детей трудовых навыков. Формирование познавательных интересов к миру растений. Длительное наблюдение за ростом растений....

Презентация образовательной прогулки для дошкольников "Сказочное путешествие в Лосиный остров"

Это образовательный маршрут совместной прогулки для детей и родителей, который был разработан в рамках проекта "Я покажу тебе Москву"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ "Домики для сказочных животных".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №4(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)Вид деятельности   продуктивная группа ____вторая младшая___________________...

Образовательная ситуация по конструированию "Сказочный теремок"

Образовательная ситуация по конструированию «Сказочный теремок» (по замыслу). Тема: Сказочный теремок (по замыслу). Программное содержание: 1.Продолжать учить детей сооружать в определенной последо...

Образовательная ситуация «Задания королевы сказочного леса»

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкре...

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие по театру»

Краткая аннотация к работе: содержание образовательной деятельности соответствует основным целям реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» и возрастным особенностям детей. Тип занятия &nd...