Современные игровые технологии в речевом развитии детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в старшей группе по речевому развитию, с использованием инновационных технологий: кинезиологические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи с использованием современных технологий | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки,скороговорки, заклички,загадки
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование:письмо, сундучок
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка(Воспитатель).
Ход:
Вос-ль: Здравствуйте, гости добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Будьте, как дома! А пригласила я вас на посиделки. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давайте потихоньку сядем на скамеечку. Я сегодня получила необычное послание (показывает детям платок, на котором написано письмо) «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор».
Вос-ль: Ребята, а что такое фольклор?
Дети: Это потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…
Вос-ль: Да,из древности до нас дошли добрые сказки,хитрые загадки,веселые игры,шутливые потешки,пословицы, песни.
Вос-ль: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Вос-ль: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто же будет путешествовать с нами:
Он за печкою жил, с ребятишками дружил
и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ.
Как ласково назвать? – Домовёнок.
И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его Кузя! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! (заходит Кузя, переодетый ребенок, в руках у него сундучок)
Сыграем-ка мы с вами в народную игру «Аюшки».
- Кузя! – Аюшки!
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Оладушки!
- Где же они? – Под лавкой!
- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?
- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.
- Кузя! – Аюшки!
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Сапожки!
- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).
Вос-ль: Кузя, мы с ребятами отправляемся в страну Фольклор, хочешь, мы возьмем тебя с собой?
Кузя: Да, конечно, я очень хочу с вами!
Вос-ль: И мы отправляемся в путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.
1. Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Загадка).
2.Раз,два,три,четыре,пять,
Вышли мы с тобой гулять.
Тут ворона прилетела,
И тебе водить велела! (Считалка)
3. Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят. (дразнилка)
4. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!(Частушка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»
(Сказка).
6. Уж и где же это видано,
Уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросеночек яичко снес,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал. (Небылица).
7.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).
8.Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка. (Закличка).
Вос-ль: Молодцы! Отправляемся дальше в путь. И первыми нас в гости ждут потешки. Я скажу потешку «Большой – маленький», а вы поиграете пальчиками.
Жили-были мальчики – маленькие пальчики.
Самый старший – большой – косил сено за рекой.
Указательный – с порога провожал его в дорогу.
Средний - сено ворошил.
Безымянный – печь топил.
А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.
Вос-ль: Чтобы продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки .
-Вы готовы?
• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)
-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
• Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
Вос-ль: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон»
Вос-ль: Но чтобы игра проходила успешно ,интересно ,о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)
-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.
Вос-ль: Сначала по считалочке нам надо выбрать Ворона. Кто знает считалочки?
Ребенок:
«На златом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будишь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»
Игра р.н «Ворон»
Ворон
Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная,
Позолоченная,
Труба ладная
песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется
Вос-ль: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по стране Фольклор. Предлагаю вам отправиться в гости к сказке! (подойти к столу, на котором разрезные картинки по русским народным сказкам)
- Посмотрите, здесь есть разрезные картинки по сказкам, нам необходимо их собрать и назвать сказки.
Далее дети собирают картинки.
Вос-ль: Молодцы все справились с заданием!
Далее беседа о сказках, по которым дети собирали картинки.
Вос-ль: Ребята, я вам предлагаю самим рассказать сказку нашему гостю Кузе. А рассказывать мы ее будем необычным способом: при помощи движений рук и пальчиков.
Далее кинезиологическая сказка
Сказка «Лесной домик»
(дети сидят за столами)
Стоял с лесу домик («дом»).
Бежал мимо ёжик («ёжик»).
Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»),
зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»).
Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»).
Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).
Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко»),
вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»),
а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»).
Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе),
они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»).
Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
и стал жить вместе с лягушкой («лягушка»)
и ёжиком («ёжик» ладони под углом друг к другу).
Вос-ль: Кузя, понравилась тебе наша сказка?
Кузя: Конечно, понравилась, я ее возьму к себе в сундучок со сказками!
Вос-ль: А сейчас поговорим о пословицах и поговорках – пословица недаром молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, про людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:
«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…» , «Кончил дело - …», «Без труда-….»,
Вос-ль: А я тоже знаю поговорку:
Где песня льется,
Там легче живется!
Далее инсценировка песни «Жили у бабуси два веселых гуся»
Вос-ль: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось путешествовать по стране Фольклор?
Дети: Да!
Вос-ль: А тебе, Кузя, понравилось путешествие?
Кузя: Да, понравилось, я узнал, что такое фольклор.
Вос-ль: А давайте вспомним, что же такое фольклор?
Отвечают дети, воспитатель помогает. (Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни.)
Вос-ль:
- Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Далее чаепитие )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.
Игровая технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка. ...
Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...
Использование современных образовательных технологий в речевом развитие детей
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).Инновационность данного метода – создание ус...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»
многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...
Мастер класс для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ"
Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей с ОВЗ через использование современных игровых технологий....
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аукцион-КВН
Повышение творческой активности педагогов, выявление и распространение интересных педагогических находок и идей....