Современные игровые технологии в речевом развитии детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Милова Лариса Петровна

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в старшей группе по речевому развитию, с использованием инновационных технологий: кинезиологические сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»

Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки,скороговорки, заклички,загадки  

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование:письмо, сундучок

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка(Воспитатель).

Ход:

Вос-ль: Здравствуйте, гости добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Будьте, как дома! А пригласила я вас на посиделки. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давайте потихоньку сядем на скамеечку. Я сегодня получила необычное послание (показывает детям платок, на котором написано письмо) «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю  и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор».

Вос-ль:  Ребята, а что такое фольклор?

Дети: Это потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Вос-ль: Да,из древности до нас дошли добрые сказки,хитрые загадки,веселые игры,шутливые потешки,пословицы, песни.

Вос-ль: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Вос-ль: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто же будет путешествовать с нами:

Он за печкою жил, с ребятишками дружил

и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ.

Как ласково назвать? – Домовёнок.

И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его Кузя! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! (заходит Кузя, переодетый ребенок, в руках у него сундучок)

Сыграем-ка мы с вами в народную игру «Аюшки».

- Кузя! – Аюшки!

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Оладушки!

- Где же они? – Под лавкой!

- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.

- Кузя! – Аюшки!

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Сапожки!

- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).

Вос-ль: Кузя, мы с ребятами отправляемся в страну Фольклор, хочешь, мы возьмем тебя с собой?

Кузя: Да, конечно, я очень хочу с вами!

Вос-ль: И мы  отправляемся в путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

1. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

2.Раз,два,три,четыре,пять,

Вышли мы с тобой гулять.

Тут ворона прилетела,

И тебе водить велела! (Считалка)

3. Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят. (дразнилка)

4. Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!(Частушка)

5. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

(Сказка).

6. Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

7.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

8.Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка. (Закличка).

Вос-ль: Молодцы! Отправляемся дальше в путь. И первыми нас в гости ждут потешки. Я скажу потешку «Большой – маленький», а вы поиграете пальчиками.

Жили-были мальчики – маленькие пальчики.

Самый старший – большой – косил сено за рекой.

Указательный – с порога провожал его в дорогу.

Средний - сено ворошил.

Безымянный – печь топил.

А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

Вос-ль: Чтобы продолжить путешествие нам  нужно отгадать загадки .

-Вы готовы?

• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

• Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Вос-ль: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон»

Вос-ль: Но чтобы игра проходила успешно ,интересно ,о чем  надо обязательно помнить? (ответы детей)

-Верно, о  правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.

Вос-ль: Сначала по считалочке нам надо выбрать Ворона. Кто знает считалочки?

Ребенок: 

«На златом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»

Игра р.н «Ворон»

Ворон

Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоят гора.

(дети дробным шагом идут к центру)

А на той горе – дубок,

(так же отходят назад)

А на дубе воронок.

(ворон кружится, разведя руки в стороны)

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

(все танцуют, выставляя ногу на пятку)

Он играет во трубу.

(имитируют игру на дудке)

Труба точенная,

Позолоченная,

Труба ладная

песня складная

(хлопают в ладоши, пляшут)

С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется

Вос-ль: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по стране Фольклор. Предлагаю вам отправиться в гости к сказке! (подойти к столу, на котором разрезные картинки по русским народным сказкам)

- Посмотрите, здесь есть разрезные картинки по сказкам, нам необходимо их собрать и назвать сказки.

Далее дети собирают картинки.

Вос-ль: Молодцы все справились с заданием!

Далее беседа о сказках, по которым дети собирали картинки.

Вос-ль: Ребята, я вам предлагаю самим рассказать сказку нашему гостю Кузе. А рассказывать мы ее будем необычным способом: при помощи движений рук и пальчиков.

Далее кинезиологическая сказка

Сказка «Лесной домик»

(дети сидят за столами)

Стоял с лесу домик («дом»).

Бежал мимо ёжик («ёжик»).

Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»),

зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»).

Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»).

Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко»),

вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»),

а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»).

Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе),

они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»).

Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

и стал жить вместе с лягушкой («лягушка»)

и ёжиком («ёжик» ладони под углом друг к другу).

Вос-ль: Кузя, понравилась тебе наша сказка?

Кузя: Конечно, понравилась, я ее возьму к себе в сундучок со сказками!

Вос-ль: А сейчас поговорим о пословицах и поговорках – пословица  недаром  молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, про людские отношения. Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:

«Что посеешь…», «Щи да каша …»,  «Делу время -…» ,  «Кончил дело - …»,  «Без труда-….»,

  Вос-ль:  А я тоже знаю поговорку:

                  Где песня льется,

                  Там легче живется!

Далее инсценировка песни «Жили у бабуси два веселых гуся»

Вос-ль: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось путешествовать по стране Фольклор?

Дети: Да!

Вос-ль: А тебе, Кузя, понравилось путешествие?

Кузя: Да, понравилось, я узнал, что такое фольклор.

Вос-ль: А давайте вспомним, что же такое фольклор?

Отвечают дети, воспитатель помогает. (Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни.)

Вос-ль:

- Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Далее чаепитие )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.   

Игровая  технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.  ...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...

Использование современных образовательных технологий в речевом развитие детей

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).Инновационность данного метода – создание ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

Мастер класс для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ"

Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей с ОВЗ через использование современных игровых технологий....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аукцион-КВН

Повышение творческой активности педагогов, выявление и распространение интересных педагогических находок и идей....