Мастер класс для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Петренко Светлана Адольфовна

 

 Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей с ОВЗ через использование современных игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrenko_master_klass.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ»

Цель: Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей через использование современных игровых технологий.

Задачи:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности  педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых игр и упражнений с дошкольниками по развитию речи;
  • Вызвать у педагогов интерес к игровым упражнениям способствующим развитию речи дошкольников;
  • Создать положительную атмосферу сотрудничества.

Предполагаемый результат: обогащение знаний педагогов о возможных средствах развития психических процессов детей.

Методическое оснащение:

ИКТ-презентация, 2 стола, игрушка ПОП-ИТ6 шт.; орто - пазлы 15 шт.,

картинки - 30 шт., шнурок 6 шт.

Методы: 

Рассказ, беседа, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
                                 Ход мастер - класса

 Современные дети живут в мощном потоке информации. Сейчас, вместо живого общения, живой бабушкиной сказки - аудиосказка, видеофильм, компьютеры, планшеты. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимула развития ребёнка в целом.  

Поэтому,  в настоящее время, в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Уже в раннем детстве ребёнок имеет  наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо другой деятельности, быть самостоятельным, общаться со сверстниками, преодолевать трудности,  развиваться как личность.

Что такое игровые технологии?

Ответы педагогов

Понятия «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 В работе по развитию речи дошкольников игровые технологии делают процесс обучения более привлекательным и интересным, а следовательно и более эффектным. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь: с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.  

На своем опыте, работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я убедилась, что игровые технологии  актуальны и эффективны.

К игровым технологиям относятся игры, которые мы используем как на занятиях по развитию речи, так и в работе с детьми индивидуально, в свободной деятельности. 

Сейчас  хотелась бы вам показать некоторые игры и упражнения с использованием различных средств и методов, что бы заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.    

                                  Практическая часть

        И начнем мы с игр с использованием орто-пазлов, с помощью которых можно решать различные коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи.

Упражнения выполняемые на ортопедических ковриках направлены на активизацию поверхности стопы, которая оказывает наибольший терапевтический эффект, активнее стимулируя речевые области коры головного мозга. Кроме того, использование ортопедических ковриков делают логопедические занятия интереснее и разнообразнее.

1Игра «Собери бусы» -  определить звука в слове

Коврики расположены в ряд.  На каждом коврике лежат по 2-3 картинки, одна из них с автоматизированным звуком. В руках у ребенка шнурок. Делая шаг на первый коврик, ребенок выбирает нужную картинку, в которой есть заданный звук, нанизывает ее на шнурок, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца.

Давайте рассмотрим и обыграем ещё одно игровое упражнение  которое  не только укрепляем наши стопы, но и способствует автоматизацию звуков.        

2. Игровое упражнение  “Игра - песенка”  

Ребёнок наступает на орто-пазл и пропевает вместе с педагогом, затем самостоятельно -“На коврик наступаю и ручки так кладу (ребёнок ставит ладошки - одну лицом к себе, другую от себя и меняет их пропевая - и песенку красиво сейчас я пропаюпаю Ла-Ла-Ла-Ла),  шагает на другой коврик и поёт “На коврик наступаю и ручки так кладу (ребёнок жмёт ручки поворачивая их  пропевая - и песенку красиво сейчас я пропаюпаю Лу-Лу-уЛу-Лу). Идет дальше на следующий коврик “На коврик наступаю и ручки так кладу (ребёнок сжимает кулачек, другая рука ладошка, меняет их пропевая - и песенку красиво сейчас я пропаюпаю Ло-Ло-Ло-Ло).

3.Игра «Прошагай словечко»

Цель: Развития умения делить на слоги односложные, двусложные слова.

Улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

Ребенок стоит перед ковриком, руки на поясе.

Воспитатель произносит слово (Сабака) Ребенок, стоя на коврике, повторяет слово по слогам и  выполняет примерные движения на коврике по усмотрению воспитателя.

Например: Ребёнок, произнося слово по слогам – на каждый слог продвигается прямо, либо боковым шагом.

Продолжим наш мастер класс:

Поп - Ит - это всем известная игрушка антистресс, которая не только успокаивает, но и обучает. С английского Поп – Ит – дословно переводится как «лопни это», имеет разные формы (бабочки, ананасы, сердечки, кружки и др) но для образовательно – развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы. Упражнения с ними будут полезны, для развития основных психических процессов, цветовосприятия и межполушарного взаимодействия.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать в работе с детьми.

1.Игра «Услышь слово» 

Цель: Развивать слуховое восприятие, речевой слух. Мелкую моторику рук.

1 вариант:

Воспитатель произносит слова. Задание: дети продавливают кружок голубого цвета если услышат слово –снег- Слова: снег, мороз, снег, сугроб, снеговик, снег, валенки, снег, лед, вьюга, снег, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, снег, Дед Мороз, снег. 

2 вариант:

Задание: дети продавливают кружок фиолетового цвета, если услышат «зимнее слово» (под музыкальное сопровождение): мороз, жара, сугроб, дождь, ветер, метель, медведь, пух, лыжи, снеговик, лужа и т.д.

2.При заучивании чистоговорок с детьми (работаем двумя руками)

        Ребенок проговаривая чистоговорку, выделяет голосом заданный звук и продавливает пузырек на игрушке.

Например при произношении чистоговорки «Рак»

Под речной корягой рак,

Не устроится никак.

Рак рассержен, рак расстроен,

Дом у рака не устроен

Дети выделяют голосом звук -р-, и произнося этот звук продавливают пузырек в синем ряду.

Вот, только некоторые, примеры использования Поп Ит в работе с детьми. Я считаю, что нужно использовать интерес детей к данной игрушке и извлечь максимальную пользу для речевого развития дошколят.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Рефлексия:

А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний.

Спасибо за время, уделённое мне, надеюсь, вам понравился мой мастер-класс

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»

В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Артикуляционая гимнастика,изготовление с родителями тренажера для дыхательной гинастики....