Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ахиярова Раушана Магсумовна

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

        Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание.  В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

        Психолого - педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

        Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

        Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

        

        

   Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по речевому развитию. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

   Существуют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками): «Узнай предмет по описанию», «Что вы видите вокруг» и т.д.
  • настольнопечатные игры: «Что сначала, что потом», «Что перепутал художник»,  «Цветы на клумбах» и т.д.
  • словесные игры: «Найди точное слово», «Это правда или нет», «Высокий- низкий» и т.д.

    В своей работе по обучению детей грамоте использую игры «Веселый поезд», « Сплетем венок из предложений»,»Волшебные кубики»,»Нужные знаки», «Найди братца».

     Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

    Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  • - игры – драматизации;
  • -режиссерские игры.

    В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

     В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется

различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров:

настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

    Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома -  частокол

Тук-тук  - дверь открой

Заходите, я не злой.

 

 Игровые приёмы при заучивании стихотворений

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

«Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

«Эхо»: повторение за педагогом фраз.

«Снежный ком»: постепенное увеличение строк при их повторении.

«Перескажи стихотворение своими словами».

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в  работе по заучиванию стихотворения

 Сочинительство

Сочинение стихотворений, использование синквейн

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  •   Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

ТРИЗ технология

   Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления. 

Игра с элементами ТРИЗ: «Теремок»

Дети: Тук-тук-тук… Кто в теремочке живет?

Педагог: Я квадрат. А вы кто?

Дети: Мы треугольники. Пусти нас к себе жить.

Педагог: Пущу, если скажете, чем вы треугольники похожи на меня квадрат.

Дети: У нас есть углы, стороны.

Дети: Тук-тук-тук… Кто в теремочке живет?

Педагог, дети : Мы треугольники. Я квадрат. А вы кто?

Дети: Мы круги. Пусти нас к себе жить.

Педагог: Пустим, если скажете, чем вы круги отличаетесь от нас квадратов и треугольников

Дети: У нас нет углов. Мы можем кататься, а вы нет.

Дети: Тук-тук-тук Кто в теремочке живет?

Педагог, дети : Мы треугольники. Мы круги. Я квадрат. А вы кто?

Дети: Мы прямоугольники. Пусти нас к себе жить.

Педагог: Пустим, если скажете, чем вы прямоугольники отличаетесь от меня квадрата и чем похожи на квадрат и треугольники.

Дети: У нас есть стороны и углы. Мы длиннее, чем квадрат.

Игра «Кто, о чем говорит?»: обучать детей составлять диалоги от лица объектов картины. Предложить выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

  Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Педагог загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), педагог отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

"Хорошо-плохо": учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

     Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребности дошкольников.

Сочинение детьми сказок, используя карты Проппо. Сказкотерапия

Игры для освоения и запоминания функций карт:

 «Волшебные имена» (Золушка, Кощей Бессмертный», «Василиса Премудрая», «Баба Яга»

«Кто на свете всех милее (добрее, злее, умнее)»

«Хороший - плохой» (Емеля, его отрицательные качества- он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый)

«Что в дороге пригодится» (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя.

Далее используя карты, дети пересказывают сказки и сами их сочиняют.

« Салат из сказок» (смешивание разных сказок)

« Что будет, если…?» (сюжет задаёт воспитатель)

« Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад)

« Использование моделей» (картинки- геометрические фигуры)

«Введение в сказку новых атрибутов» (волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.)

« Введение новых героев»(как сказочных, так и современных)

« Тематические сказки»  (цветочные, ягодные и т.д.)

  Игры и упражнения по ЗКР и на произношение шипящих звуков

Например, игровое упражнение «Кто больше запомнил слов» из прочитанного или рассказанного текста дети называют слова с заданным звуком. Игра «Кто что делает?» дети придумывают действия с шипящими звуками. Игра «Звуковая дорожка» для активизации звука: дети передают кубик и называют звук предмета, который выпал на него.

 Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

   Игры на определение ударного гласного «Куда ударит молоточек?», «Назови ударный звук»

  После рассматривания картинки «Еж и ежата» педагог предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

   Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например: Водовоз вёз воду из водопровода.

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.

- За-за-за – уходи домой коза.

- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.        

- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.        

- Жи-жи-жи – здесь живут ежи.        

- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.        

- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.        

- Же-же-же – дождь пошёл уже.

Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

- Зачем у маленькой хозяйки-

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб спрятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка.

- Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Опыт работы "Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

quot;Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...