Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з], [Ж]".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [Ж]".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zvuki_z_i_zh.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков
[З], [Ж].
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.
Задачи:
1.Уточнить артикуляцию звуков [З], [Ж]/
2.Отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах.
3.Развивать фонематический слух,логическое мышление и внимание.
4. Воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня радостный день. К нам на занятие спешат гости. А кто к нам придет вы угадаете сами, подсказками вам будут мой загадки.
- Звенит над ухом всю ночь
И укусить тебя не прочь
Такой зануда, ну кошмар
Писклявый маленький (комар).
- З-з-з. Здравствуйте, меня зовут Звонарик.
Следующая загадка:
- Теплым днем, весною в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук
Я жужжу, я майский (жук).
- Ж-ж-ж. Здравствуйте, ребята, меня зовут Жужжа.
- Ребята, Жужжа и Звонарик принесли вам волшебные мячики.
С помощью этих мячиков мы разомнем пальчики.
- Катится колючий ежик,
Нет ни головы, ни ножек.
По дорожке он бежит и пыхтит (3р).
Он по пальчикам бежит и пыхтит (3р).
Бегает туда-сюда
Нам щекотно да да да.
Уходи колючий еж
В лес туда, где ты живешь.
Основная часть.
- Предлагаю нашим гостям взлететь. Предлагаю на них подуть. (Носом – вдох, выдох).
- Комары, когда летают. Они что делают (звенят), а жуки (жужжат).
- А что бы они не уставали, давайте покажем им свой упражнения
Развитие артикуляторной моторики. Упражнения:
- «Заборчик», «Окошечко».
- «Чистим зубки»,
- «Качели»,
- «Лопатка»,
- «Чашечка».
- Звонарик и Жужжа очень хотят знать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и принесли вам несколько игр. Желаете в них поиграть? Но сначала давайте вспомним, что делают зубы, губы и язык.
— Да
— Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звук.
На доске помещается схема – перфокарта артикуляции звуков.
— песенка жука Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.
— ( ЖЖЖ….)
Сейчас мы с вами превратимся в жуков. Повторяйте за мной
(Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).
Упражнение «Комар».
— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает
— ( ЗЗЗЗ….)
А теперь, мы с вами превратимся в комаров. Повторяйте за мной.
(Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «з-з-з», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).
Дети произносят «ж-ж-ж»
Дети произносят «з-з-з»
1 игра «Стрелка».
- Если стрелка вверх – [ж],
- стрелка вниз – [з]
2.Игра «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку:
за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы
3.Различение звуков [з] и [ж] в словах.
Ребята, сейчас я буду произносить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения:
- если в слове слышите /З/ – показываем картинку с изображением комара;
- а звук /Ж / - с изображением жука.
Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.
А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):
Журнал, заяц, животное, кружка, знак, ваза, флажок.
- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):
Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, зубр.
- Молодцы!
Физминутка.
4. Игра «Четвертый лишний».
- Ребята, вам нужно выделить лишнюю картинку по наличию звуков. Если в названии картинок больше со звуко [з], то картинка со звуком [ж] будет лишняя.
5. Игра «Путаница».
Ребята, комар и жук перепутали картинки. Помогите им их разобрать. Помните: комару нужны картинки, в названиях которых есть звук [з], а жуку- картинки, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з] – зонт, замок, рюкзак, азбука, звезда, значок, роза, ваза.
Слова со звуком[ж] – жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь, ложка.
6.Игра «Придумай слово».
- Ребята, вам нужно придумать слова со звуками [з], [ж].
Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки мы учились сегодня различать?
- Какой звук произносить комарик?
- А какой жучек?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Вы очень хорошо сегодня занимались, можете себя похвалить, сказать: «Я сегодня молодец!»
Жужжа и Звонарик, тоже считают, что вы большие молодцы. Вы поиграли во все игры. Им понравилось, как вы играли, как отвечали на вопросы. И они вам желают никогда не забывать про эти звуки [з], [ж].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "
Программные задачи: • Продолжить учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...
конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .
Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с], [ц]».
Данное занятие позволяет развивать у детей умение дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....
Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...
конспект НОД по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков "с" и "ш""
конспект игр и упражнений на дифференциацию звуков "С" и "ш"...
технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."
конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...