технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волох Татьяна Владимировна

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.Технологическая карта

Группа, возраст детей. Старшая группа 5 – 6 лет. В В. Гербова

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.  

Цель: Упражнять в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Программные задачи:

1. Воспитывать умение произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов.

2. Учить дифференцировать эти звуки на слух.

3. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Образовательные области : речевое развитие, познавательное развитие,  социально-коммуникативное.      

развитие.

Оснащение занятия:

материалы для детей: Предметы на звуки з, с для д/и «Подбери предмет»

зрительный ряд: Игрушки животных, картинки.

музыкальный ряд:

литературный ряд: Загадывание загадок. Скороговорка.

Предварительная работа: Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний», рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово,    проговаривание звуков.

Непосредственная образовательная деятельность:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приёмы

Мотивационно-проблемный

- Ребята мы сегодня отправляемся с вами на прогулку. Куда мы пойдём, вы узнаете, отгадав загадку.

Ты иди сюда скорей,

Посмотри – ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках.

- Правильно, мы идем в зоопарк.

 Дети внимательно слушают.

Отгадывают загадку.

(Зоопарк)

Дети стоят полукругом в группе.

Словесный

Загадывание и отгадывание загадок.

Деятельностный

2.1 работа по разделам речевого развития детей: «формирование звукопроизносительной стороны речи»

2.2. дидактическая игра: «Подбери предмет»

 

Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять».

2.3. упражнение: «Выявление звуков на слух».

Знакомство со скороговоркой.

 На коврике выставлен зоопарк.

- Ребята посмотрите, и назовите, какие животные живут в нашем зоопарке?

-Молодцы.

- А теперь назовите животных, в названии которых есть звук з и с.

- А за правильный ответ вы будите получать фишку.

- Ребята давайте поиграем с животными в игру? Подойдите к доске. Какие животные хотят с нами поиграть?

 Рассмотрите предметы

Присаживаемся.

- Надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке лиса, либо к картинке заяц. И за правильный ответ вы получаете фишку.

- Молодцы.

- Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайка поиграть!

Прыгать серенький горазд –

Он подпрыгнул триста раз.

- Ой, что я слышу? ( з, з, з, з )  Это песенка комара.

- Я что - то ещё слышу? ( с,с,с,с) Так течёт вода в ручье.

- Давайте условимся, если вы услышите звук з – прогоняйте комара, вот так ( делаю лёгкое отмахивающее движение рукой), услышите звук с – умывайтесь не касаясь ладонями лица. ( показывает) Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения. ( 3 – 5 раз)

   -А  теперь я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и показывайте  жестами, какой звук присутствует в этом слове.( Заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда)

 - Очень хорошо, ребята мы с вами поиграли, давайте присядем на полянке отдохнём.

- Смотрите, у нас гость. Кто это?

- А  я знаю скороговорку про сороку.

Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок.

- В скороговорке пять слов со звуком с, давайте вместе их произнесём.

- Молодцы.

- Сначала мы скажем её медленно, чтобы запомнить.

- Но сороки не трещат медленно, они быстро трещат. И мы проговорим быстро.

- Теперь ещё быстрее.

- А сейчас         нам, Люда, проговорит скороговорку.( Алена……)

- Молодцы ребята, получите фишки.

Дети подходят, рассматривают животных, перечисляют.

(Слон, зебра, лев, коза….)

Дети называют

(Коза, зебра, заяц, слон, лось…)

(Давайте)

(Заяц, лиса)

Дети рассматривают предметы.

Дети выполняют движения по тексту физминутки.

Дети выполняют задания вместе с воспитателем.

Дети выполняют задания воспитателя самостоятельно.( машут рукой, умываются.)

Сорока.

Дети вместе с воспитателем произносят Сорок, сорок, срок, съели, сырок.

Дети проговаривают скороговорку медленно.

Дети проговаривают скороговорку быстро.

Дети проговаривают скороговорку самостоятельно по одному.

Дети стоят возле коврика.

Стоят около доски

Подходят к столу.

Дети садятся на стулья.

Дети становятся в круг.

Дети присаживаются на коврик – полянку.

Наглядный

(Демонстрация )

Словесный

(вопросы к детям)

Сюрпризный момент – раздача фишек.

Указания, пояснения.

Обыгрывание игровой задачи.

Выполнение детьми игровых действий.

Рассказ воспитателя, указание.

Практическое: показ способов действия.

Упражнения подражательно – исполнительского характера.

Наглядный ( рассматривание картинки). Внезапное появление объекта.

Словесный ( чтение произведения)

Рассказы детей.

Рефлексивный

- Закончилась наша прогулка в зоопарк. Какие мы свами звуки учились различать?

- Что вам понравилось?

- Давайте посмотрим и посчитаем  у кого сколько фишек?

-Можете взять эти фишки домой и поиграть с родителями.

З и С

Игры, скороговорка, зоопарк…...

Дети считают.

Дети благодарят.

Дети на коврике.

Словесный.

Наводящие вопросы

Одобрение

Похвала

                                                           Самоанализ  занятия по развитию речи.

Дата проведения: 23.04.2022г.

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в старшей группе.

Присутствовало :16 человек.

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация  звуков з - с.» является составляющей содержания образовательной области "Речевое развитие".

Программа « От рождения до школы» М.А. Васильевой

Интеграция образовательных областей: Развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Упражнять в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Исходя из цели, поставила задачи:

1. Воспитывать умение произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов.

2. Учить дифференцировать эти звуки на слух.

3. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

В занятии была выбрана следующая структура:

1. Мотивационно - проблемный этап

2. Деятельностный этап

3. Рефлексия

что соответствует модели конструирования занятия в соответствии ФГОС.

Для успешного решения данных задач были использованы следующие материалы и оборудование:

Предметы на звуки з, с для д/и «Подбери предмет», игрушки животных, картинки. Загадывание загадок. Скороговорка

На первом этапе для введения в тему я использовала загадку, которая помогла настроить ребят эмоционально на занятие.

На «деятельностном» этапе были использованы упражнения: на  умение произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, дифференцировать эти звуки на слух, интонационная выразительность речи.

Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться о проведенной работе.

Применение инновационных технологий:

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною были использованы: физминутка.

Во время проведения НОД происходила смена видов деятельности, применялся дифференцированный и индивидуальный подход.

Виды детской деятельности, используемые в занятии: двигательная, коммуникативная.

Применялась следующая форма работы: фронтальная.

Были использованы методы практические: упражнение; наглядные: демонстрация наглядных пособий; словесные: рассказ педагога. Сюрпризный момент – раздача фишек.

На протяжении всего занятия дети были активны, с интересом выполняли задания, были внимательны.

Длительность НОД 25 мин, что соответствует нормам СанПина.

Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ж]»(ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи» средняя группа) Абдулова Джюме Сиражутдиновна, воспита...

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»

Технологическая карта по теме «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»(ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Развитие речи» средняя группа) Абдулова Джюме Сиражутдиновна, Воспита...

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»

Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....

Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.

quot;Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/...