конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_l-v.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков [Л], [В].
Тема занятия: « Звуки и буквы «Л», «В». Дикие животные».
Цель занятия: Осуществлять работу по дифференциации звуков «Л», «В», активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».
Задачи:
- обучающая: закрепление знаний о механизмах образования данных звуков – изолированно, в слогах, в предложении, в тексте; формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст»; формирование навыков чтения; обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме «Дикие животные».
- развивающая: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад; развитие фонематического восприятия; развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи; развитие неречевых психических процессов.
- воспитательная: воспитание интереса к содержанию занятия; воспитание трудолюбия; адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
- коррекционная: устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемых звуков: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов; преодоление речевого негативизма.
Речевой материал: белка, лось, слон, выдра, лама, вол, лапа, волк.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки «Дикие животные», зеркало, профили артикуляционного звука, материал для формирования правильного выдоха, слоговые и звуковые дорожки, касса букв, графическая модель (фишки), счетные палочки.
Ход занятия
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
1.Организационный момент | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Занятие сегодня мы начнем с загадок. (Дети отгадывают, логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного) 1. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко Ну, конечно, это… 2. Отступить врагам пришлось! Их рогами встретил … 3. Вместо носа шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. 4. Ходит мать с надменной мордой, рядом дочь с походкой гордой, с длинной шерстью дочь и мама, весь их род зовется ...
5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? 6. Быстро плавает, ныряет, И в воде не намокает, Рыбку ловит и съедает, Иногда и отпускает, В «кошки-мышки» с ней играет. Молодцы! О ком мы сегодня будем говорить? | Здравствуйте.
- Белка. - Лось. - Слон. - Лама. - Волк. - Выдра.
- Мы сегодня будем говорить о диких животных. |
2. Сообщение темы занятия | 2мин. | Тема нашего занятия «Дикие животные». Мы будем учиться различать звук [Л] и звук [В] . - Послушайте слова: слон, белка, лось, лама. Какой звук в этих словах я выделила? - А теперь послушайте еще слова и определите, какой звук я выделю: волк, выдра | - Звук [Л] - Звук [В]. |
3.Анализ артикуляции звуков. | 2мин. | А теперь давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции в момент, произношения звука [Л] и [В]? А поможет нам в этом вот этот рисунок – артикуляционные профили [Л] и [В]. Звук [Л] - При произнесении звука Л в каком положении находятся губы? - Зубы сомкнуты или разомкнуты? - При произнесении звука Л где находится кончик языка? - Какая воздушная струя слабая или сильная? - Голосовые связки вибрируют или нет? Звук [В] - При произнесении звука [В], какое положение занимают губы? - Зубы сомкнуты или разомкнуты? - При произнесении звука В где находится кончик языка?
- При произнесении звука [В] голосовые связки вибрируют или нет?
- При произнесении звука [В] воздушная струя слабая или сильная? - Верно, выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. - Чем отличается произнесение звука Л от звука В? - А сейчас мы отдохнём. Физкультурная минутка “Дикие животные”: «Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал». Молодцы! Садитесь, продолжим нашу работу. | Слушают логопеда.
- Губы находятся в нейтральном положении. - При произнесении звука Л зубы разомкнуты. - При произнесении звука Л кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. - Воздушная слабая. - Голосовые складки вибрируют. - При произнесении звука В губы занимают нейтральное положение. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов. - При произнесении звука В зубы разомкнуты. - Кончик языка находится внизу у нижних передних зубов. - Голосовые связки вибрируют. - Воздушная струя слабая. - При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, а при произнесении звука Л участвует кончик языка и небо. Дети выполняют движения по тексту |
4.Характеристика звуков. | 2мин. | - Ребята, посмотрите на доску. На ней нарисованы мальчики и девочка. Обратите внимание, девочка в красном платье – она означает все гласные. Те мальчики, у которых синие костюмы – это твёрдые согласные, те, кто в зелёных костюмах – это мягкие согласные. Заметьте, у кого на костюмах есть колокольчик – это звонкие согласные. - Звук [Л] согласный или гласный? - Почему звук [Л] согласный? - Какую преграду? - Звук [Л] звонкий или глухой? - Почему звук [Л] звонкий? -Звук [Л] твердый или мягкий? - Почему звук [Л] твердый? - При произнесении твердого звука [Л] спинка языка опущена. - Найдите среди ребят звук [Л]. Молодцы! Давайте поговорим о звуке [В]. - Звук [В] согласный или гласный? - Звук [В] звонкий или глухой? - Почему звук [В] звонкий? -Звук [В] твердый или мягкий? Хорошо. Найдите среди ребят звук [В].
- Чем отличается звук Л от звука В? | - Звук [Л] согласный - Воздушная струя встречает преграду. Преградой для воздуха является язык и зубы. - Звук [Л] звонкий - При произнесении звука [Л] работают голосовые связки - Звук [Л] твердый. - Звук [Л] твердый, потому что губы не улыбаются. Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком. - Звук [В] согласный. - Звук [В] звонкий. - При произнесении звука [В] работают голосовые связки - Звук [В] твердый, потому что губы не улыбаются. Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком. - Звук Л и звук В согласные, твердые и звонкие, значит между ними отличий нет. |
5.Закрепление звуков в изолированном виде. | 1мин. | - А теперь поучимся говорить звук [Л]. Упражнение «Самолет летит» - Покажите, как летит самолет Упражнение «Дрожим от холода» - Представьте, что мы очень замерзли и дрожим от холода, покажите с помощью звука. | Дети совместно с логопедом произносят длительно: - л-л-л-л-л - в-в-в-в-в |
6.Связь звуков с буквами | 1мин. | - Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков? (показ картинок) - Посмотрите это звук и буква Л. (демонстрация буквы Л строчной и заглавной) Давай пропишем букву (Л) пальцем в воздухе. - А вот это буква и звук В (показ буквы в заглавном и строчном виде). Давай пропишем букву (В) пальцем в воздухе (логопед поворачивается спиной к детям и прописывает букву вместе с детьми). Давайте с вами напишем эти буквы: - У вас на столах лежит мягкая проволока и счетные палочки. Пишем букву В проволокой. - А букву Л – выкладываем из счетных палочек. | - Буквы мы видим, пишем, читаем - А звуки мы говорим и слышим. Дети прописывают букву в воздухе. Дети выполняют задание логопеда. |
7.Развитие фонематического слуха | 2мин. | - Ребята, я буду называть звуки, а вы возьмите в руки карандаши и если услышите звук [В], то стукните 1 раз, если услышите [Л], то 2 раза: - р, л, м, н, м, р, н, л, л, м, н, р - в, з, ж, с, в, ж, з, в, ж, в, с, ж - А теперь я называю слоги, и вы точно так же, если слышите [В] – 1р, если [Л] – 2р. - ра, ла, ма, на, му, но, лы, на, ло, он,ур, ул, ам, ал, ар, ил, ма, ра, на, ла; - ва, за, со, во, зы, ву, сэ, зо, вы, вэ. Молодцы, теперь я называю слова и вы если услышите звук [В] - 1р, [Л] - 2р. - слон, выдра, зебра, бегемот, лось, жираф, белка, страус, лама. Игра «Светофор». Определи место звука [Л] в слове. Звук в начале слова звук в середине слова звук в конце слова лама выдра белка волк | Слушают логопеда. Дети выполняют задание логопеда |
8.Закрепление звуков в слогах. | 3мин. | Произношение с детьми отраженно, сопряжено и индивидуально слогов с изучаемыми звуками с опорой на слоговые дорожки. ал-ол-ул-эл-ыл-ил-ел ла-ло-лу-лы-лэ; ва-во-вы-вэ-ву. - Назовите первый звук в слоге ла - Фишкой какого цвета мы обозначим звук [Л]? Почему? - Назовите второй звук. - Какой фишкой выложим этот звук? Почему? - Назовите первый звук в слоге ва - Фишкой какого цвета мы обозначим звук [В]? Почему? - Назовите второй звук. - Какой фишкой выложим этот звук? Почему? - Чем отличается слог ла от слога ва? Т.о. прочитываются все предложенные слоги: обратные, прямые. Проводится звуко - буквенный анализ и графическая запись любого слога со звуком [В] и со звуком [Л] (выкладывается фишка желтого цвета, обозначающая слог, под ней выкладываются фишки гласных звуков (красного цвета), твердых согласных (синего цвета). Сначала выкладывается фишка к первому звуку, а под нее подкладывется буква из кассы. | - В слоге ла первый звук [Л] - Звук Л мы обозначим фишкой синего цвета, потому что звук [Л] согласный, твердый. - Второй звук в слоге звук [А] - Фишкой красного цвета, потому что звук [А] гласный. - В слоге ва первый звук [В] - Фишкой синего цвета, потому что звук [В] согласный, твердый. - Второй звук в слоге звук [А] - Фишкой красного цвета. Звук [А] гласный. - Слог ла начинается со звука Л, а слог ва начинается со звука В. |
9.Закрепление звуков в словах. | 3мин. | -Посмотрите на парные картинки и скажите, что на них изображено (детям предлагаются парные картинки из слов паронимов: лапа – вата, лоск – воск, лоза – ваза, пол - вол) - Покажите картинку, где изображена лапа и вата. Правильно! Объясните значение слова вата. - Объясните значение слова лапа. - Чем отличается на слух слово лапа от слова вата? Дети определяют звуковое различие между словами. - Как называются такие слова? Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слов «лапа – вата» - Выкладывается фишка, соответствующая понятию слова «лапа» (полоска белого цвета) - Назовите первый звук в слове «лапа». - Назовите последний звук в слове «лапа». - Назовите гласные в слове «лапа». - Пропойте этот звук - В слове столько слогов – сколько гласных звуков. - Сколько слогов в слове «лапа»? Под графическим символом слова выкладываются фишки желтого цвета (слоги слова «лапа»): ла-па. - Назовите звуки слова «лапа» по порядку. Далее дети выкладывают фишку к первому звуку, а на нее накладывают соответствующую букву из кассы (красная фишка – гласный звук, синяя – согласный твердый). Аналогично проводится работа со вторым словом «вата». | Дети называют, что изображено на первой и на второй картинках, объясняют смысловое значение слов. - Вот это вата, а вот это лапа. - Вата это медицинский предмет, который использует мед. сестра перед прививкой. - Лапа это часть тела животного. - При произнесении слова лапа мы слышим первый звук Л. А при произнесении слова вата мы слышим первый звук В. - Такие слова называются паронимы - это слова, которые отличаются 1 буквой. Дети выкладывают фишки в соответствующем порядке. - звук [Л] - звук [А] - в слове два гласных звука [А] - Ааааа В слове лапа два слога ла – па. -л-а-п-а |
10.Закрепление звуков в предложении. | 6мин. | Дети с отработанными словами составляют предложения.
Анализ одного предложения: Муркина лапа как вата. - Дайте понятие «предложение». - Сколько слов в предложении «Муркина лапа как вата»? Дети составляют графическую схему предложения. Проводится работа над каждым, словом в предложении. - Сколько слогов в слове Муркина? Разберите каждый звук в каждом слоге. Аналогично разбираются слова лапа как вата. | Дети отраженно повторяют за логопедом. В предложении первое слово начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. - В предложении «Муркина лапа как вата» 4 слова. В слове Муркина 3 слога: Мур-ки-на. Первый слог МУР. Звук М согласный, твердый; звук У гласный; звук Р согласный, твердый. Второй слог КИ. Звук К согласный, мягкий; звук И гласный. Третий слог НА. Звук Н согласный, твердый; звук А гласный. |
11. Закрепление звуков в тексте. | 3мин. | А теперь я вам прочитаю рассказ. Вы слушайте внимательно, и потом вы будите называть те слова в тексте, в которых есть звук В или Л.: Мальчик Слава в лодку сел, Песню звонкую запел. В этой песенке слова Про хорошие дела. | Дети выполняют задание логопеда. Звук Л встречается в словах: Слава, лодка, сел, запел, слова, дела. Звук В встречается в словах: Слава, звонкую, слова. |
12. Домашнее задание | 1мин. | - Выучить стихотворение, в состав которого входят слова, включающие буквы Л, В. Мальчик Слава в лодку сел, Песню звонкую запел. В этой песенке слова Про хорошие дела. - Печатать буквы (Л, В) в тетради. - Выложить схему предложения: «Вол стоит на полу». | |
13. Итог занятия | 2мин. | - Какие звуки мы сегодня учились произносить? О ком мы говорили? Давайте вспомним характеристику положения: губ, зубов, языка и силу воздушной струи при произнесении звуков [Л], В по схемам. - В каких словах мы встречали звуки Л, В? - Какие слова мы сегодня проговаривали и разбирали при помощи графических схем? - Какое предложение мы разбирали при помощи графических схем? | Сегодня мы учились произносить звуки [Л], [В] и говорили о диких животных. При произнесении звука Л работает кончик языка и небо, воздушная струя слабая. При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, воздушная струя слабая. Звуки Л, В согласные, твердые, звонкие. Звук Л мы встречали в словах: лапа, лоза, пол, белка, лось, слон, лама. Звук В мы встречали в словах: вол, воск, ваза, волк, выдра. - Мы разбирали слова «лапа» и «вата». - Мы разбирали предложение: «Муркина лапа как вата». |
14. Оценка деятельности детей | 1мин. | Молодцы! Очень старались. Занятие закончено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]....
Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук З"
Конспект занятия в средней группе на тему : Звук З"....
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук О». Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок»
...
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук О». Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок».
Цель: Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука О. Ход занятия:1. Организационн...
Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звуки "У-А"
Конспект будет полезен как в старшей логопедической группе для детей с ОНР, так и обычной старшей группе....
Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук "И"
Конспект занятия в старшей группе по ЗКР....
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе
Конспект направлен на развитие правильного произношения звука "Ц" в разных частях слова, на развитие творческого воображения, фонематического с...