Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Природа ранней весной».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- формировать представления детей о ранней весне и ее приметах;

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «ранняя весна» - весна, сосульки, капель, проталины, ручьи, ледоход, льдины, подснежник, грачи, чистый, прозрачный, лазурный, бурлящий, журчащий, звонкий, быстрый, пригревает, вьют, трескается;

- совершенствовать ЛГСР (образование однокоренных слов КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПАТЬ, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ);

- совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов и слогов;

- автоматизировать правильное произношение ранее поставленных звуков;

- развивать диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и общую моторику;

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_27_starshaya_gruppa._priroda_ranney_vesnoy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Природа ранней весной». Занятие № 27

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- формировать представления детей о ранней весне и ее приметах;

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «ранняя весна» - весна, сосульки, капель, проталины, ручьи, ледоход, льдины, подснежник, грачи, чистый, прозрачный, лазурный, бурлящий, журчащий, звонкий, быстрый, пригревает, вьют, трескается;

- совершенствовать ЛГСР (образование однокоренных слов КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПАТЬ, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ);

- совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов и слогов;

- автоматизировать правильное произношение ранее поставленных звуков;

- развивать диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и общую моторику;

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности и бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мяч, картины, иллюстрации с изображением ранней весны, три обруча, карточки с предложениями, фишки для ЗА

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент. Приветствие.

Игра «Прямой счет» - посчитаем детей на занятии.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика с каучуковыми мячиками.

«Мячик сильно посжимаю,

 и ладошку поменяю»

«Здравствуй мой любимый мячик,

скажет утром каждый пальчик»

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Тема занятия.

Звучит отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Подснежник».

Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком времени года эта музыка? (ответы детей).

Логопед:

Весна потихоньку на цыпочках входит

И вот уже речка

В темных разводьях

И солнышко выше

Лучи горячей

И крик не смолкает

Грачей – трубачей

И, позабыв

Про зимнюю стужу,

Весело птички

Купаются в лужах,

и дымкой зеленой

Оделись леса,

И манят своей синевой

Небеса!

Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев? (ответы детей).

А какие весенние слова вы знаете? – КАПЕЛЬ, ПРОТАЛИНЫ, ЛЕДОХОД, ПОЛОВОДЬЕ и др.

Уточнение смысла этих слов.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Пословицы  о весне.

Логопед предлагает ребятам объяснить смысл пословиц о ранней весне:

В марте щука хвостом лед разбивает

В марте курочка может у крылечка воды напиться

Март с водою, апрель с травою

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность, коммуникативная деятельность

  1. Игра с мячом.

А) Дети передают или кидают мяч друг другу и называют приметы весны:

- Весной ярко светит солнце;

- Появляются проталины;

- На реке ледоход;

- С крыш капает капель;

- Цветут подснежники и др.

Б) «Подбери признак»

Логопед кидает мяч ребенку и называет слово, ребенок должен кинуть мяч обратно и назвать признак:

СОЛНЦЕ (КАКОЕ?) – яркое;

СНЕГ (КАКОЙ? ) – тающий;

НЕБО (КАКОЕ?) – синее;

ОБЛАКА (КАКИЕ?) – пушистые;

ЗЕМЛЯ (КАКАЯ) – голая;

РУЧЕЙ (КАКОЙ) – журчащий,

ПОДСНЕЖНИК (КАКОЙ?) – первый,

СОСУЛЬКИ (КАКИЕ?) – капающие и  т.п.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Побежал ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают

Травка и цветочки подрастают

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Дидактическая игра «Почемучка?» - дети должны задать друг другу вопросы по теме «Ранняя весна», при затруднениях логопед помогает задать и ответить на вопрос.

Почему весной тает снег?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной идет ледоход?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Почему весной радуются люди?

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Чтение стихотворения и подбор однокоренных слов.

Логопед читает стихотворение:

Звонко с крыши капли скачут

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

                                           Н.Нищева.

Логопед: предлагает детям образовать слова – родственники, слова одной семейки.

Что скакало с крыши в стихотворении? /капли/

Что начинается весной, когда тают сосульки? /капель/

Как можно назвать маленькую каплю? /капелька/

Если капли капают, какие они? /капающие/

Логопед: Повторите все слова – родственники, которые мы образовали

/ капли, капелька, капель, капающие/

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Дидактическая игра «Подели словечко»

Логопед предлагает ребятам рассмотреть и назвать картинки, которые размещены на доске, затем поделить эти слова на слоги и выложить схемы:

ГРАЧ, СОЛНЦЕ, ПРОТАЛИНА, ПОДСНЕЖНИК.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Релаксация «Солнечный зайчик»

 

Дети стоят в кругу. Логопед: Дети представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Погладьте и подружитесь с ним. До скорой встречи!

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Ранняя весна».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть признаки времен года;- учить детей образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним;- развивать у детей умение замечать нето...