Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;

- закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;

- упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;

- учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;

- развивать слуховое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_12._starshaya_gruppa._transport.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии». Занятие № 12

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

 - закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;

- закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;

- упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;

- учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;

- развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки; карточки, флажки.

Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, машинист, таксист, водитель, летчик, капитан, юнга, легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт и др.

Ход образовательной деятельности:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (у детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды – ГРУЗОВОЙ, ЛЕГКОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ.

- Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ПАССАЖИРЫ).

- Значит, какой это транспорт? (ПАССАЖИРСКИЙ).

-Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.

Кроме этого, есть транспорт ВОЗДУШНЫЙ И ВОДНЫЙ.  (примеры).

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Дидактическая игра «Лото».

У каждого ребенка карточка, разделенная на 4 поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный транспорт), коричневое (наземный транспорт), черное (подземный транспорт) и не менее десяти картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на поле.

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Дидактическая игра «Один-много».

Один автобус  - много автобусов,

Одна лодка – много лодок,

И т.д.

Или

Автобус – автобусы

Лодка – лодки

Мотоцикл – мотоциклы

И т.д.

У слова «МЕТРО»  НЕТ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. 

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Дидактическая игра «Проезжай, лети, плыви».

Дети берут в руки флажки: красный и  зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся  к транспорту, то дети говорят «стой» и показывают красный флажок.

Слова: САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД, ЛОШАДЬ, ВЕРБЛЮД, МАШИНА, ПОНИ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ЛЫЖНИК, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ТРОЛЕЙБУС, ТАКСИ, ТРАМВАЙ, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК, ЭЛЕКТРИЧКА и др.

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Игровая деятельность

6. Игра «Я поеду».

Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке.

Каждый должен сказать НА ЧЕМ, КУДА И ЗАЧЕМ ОН ПОЕДЕТ.

Например:

Я поеду НА МАШИНЕ В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Физкультминутка .

Игра «Летает ,плавает, едет».

Логопед называет  предмет  транспорта, а дети должны показать, как он двигается. 

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

8. Беседа по вопросам.

- Кто управляет поездом? -МАШИНИСТ

- Кто управляет автобусом?  - ВОДИТЕЛЬ

- Кто управляет грузовиком? -ШОФЕР

- Кто управляет вертолетом? - ЛЕТЧИК

- Кто управляет кораблем? -КАПИТАН

- Кто управляет велосипедом? -ВЕЛОСИПЕДИСТ

- Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ

- Кто управляет мотоциклом? - МОТОЦИКЛИСТ

Дети должны ответить на вопрос полным предложением. 

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Игровая деятельность

9. Дидактическая игра «Назови части предмета».

- У самолета есть крылья, хвост, нос, пропеллер, мотор и др.

- У велосипеда есть руль, колеса, цепь, сиденье и др.

- У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль и др.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

10. Загадки про транспорт.

- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ).

- Бежит конь вороной, много тащит за собой (ПАРОВОЗ).

- Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ).

- Паровоз без колес! Вот так чудо –паровоз! НЕ с ума ли он сошел – прямо по морю пошел! (ПАРОХОД).

-Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (МЕТРО).

- Закричу, заурчу, под небеса улечу. (ВЕРТОЛЕТ).

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

11. Составление рассказа по плану.

- Что это?

- Из каких частей состоит?

- Какого цвета, формы?

- Из чего сделан?

- Где движется этот транспорт?

- Для чего используется, что перевозит?

- Кто управляет этим видом транспорта?

Рассказ логопеда, рассказы детей.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

12. Итог занятия, домашнее задание.

Социально-коммуникативное развитее

Трудовая деятельность

13. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...