Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;
- закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;
- упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;
- учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;
- развивать слуховое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_12._starshaya_gruppa._transport.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
по теме: «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии». Занятие № 12
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;
- закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;
- упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;
- учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;
- развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки; карточки, флажки.
Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, машинист, таксист, водитель, летчик, капитан, юнга, легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт и др.
Ход образовательной деятельности:
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет свою картинку. (у детей картинки с изображениями разных видов транспорта). - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 2. Беседа о транспорте. Логопед выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды – ГРУЗОВОЙ, ЛЕГКОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ. - Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ПАССАЖИРЫ). - Значит, какой это транспорт? (ПАССАЖИРСКИЙ). -Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный. Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный. Кроме этого, есть транспорт ВОЗДУШНЫЙ И ВОДНЫЙ. (примеры). |
Социально-коммуникативное развитее Речевое развитие | Игровая деятельность | 3. Дидактическая игра «Лото». У каждого ребенка карточка, разделенная на 4 поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный транспорт), коричневое (наземный транспорт), черное (подземный транспорт) и не менее десяти картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на поле. |
Социально-коммуникативное развитее Речевое развитие | Игровая деятельность | 4. Дидактическая игра «Один-много». Один автобус - много автобусов, Одна лодка – много лодок, И т.д. Или Автобус – автобусы Лодка – лодки Мотоцикл – мотоциклы И т.д. У слова «МЕТРО» НЕТ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. |
Социально-коммуникативное развитее Речевое развитие | Игровая деятельность | 5. Дидактическая игра «Проезжай, лети, плыви». Дети берут в руки флажки: красный и зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети говорят «стой» и показывают красный флажок. Слова: САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД, ЛОШАДЬ, ВЕРБЛЮД, МАШИНА, ПОНИ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ЛЫЖНИК, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ТРОЛЕЙБУС, ТАКСИ, ТРАМВАЙ, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК, ЭЛЕКТРИЧКА и др. |
Социально-коммуникативное развитее Речевое развитие | Игровая деятельность | 6. Игра «Я поеду». Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке. Каждый должен сказать НА ЧЕМ, КУДА И ЗАЧЕМ ОН ПОЕДЕТ. Например: Я поеду НА МАШИНЕ В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИ. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 7. Физкультминутка . Игра «Летает ,плавает, едет». Логопед называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается. |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 8. Беседа по вопросам. - Кто управляет поездом? -МАШИНИСТ - Кто управляет автобусом? - ВОДИТЕЛЬ - Кто управляет грузовиком? -ШОФЕР - Кто управляет вертолетом? - ЛЕТЧИК - Кто управляет кораблем? -КАПИТАН - Кто управляет велосипедом? -ВЕЛОСИПЕДИСТ - Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ - Кто управляет мотоциклом? - МОТОЦИКЛИСТ Дети должны ответить на вопрос полным предложением. |
Социально-коммуникативное развитее Речевое развитие | Игровая деятельность | 9. Дидактическая игра «Назови части предмета». - У самолета есть крылья, хвост, нос, пропеллер, мотор и др. - У велосипеда есть руль, колеса, цепь, сиденье и др. - У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль и др. |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 10. Загадки про транспорт. - Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ). - Бежит конь вороной, много тащит за собой (ПАРОВОЗ). - Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ). - Паровоз без колес! Вот так чудо –паровоз! НЕ с ума ли он сошел – прямо по морю пошел! (ПАРОХОД). -Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (МЕТРО). - Закричу, заурчу, под небеса улечу. (ВЕРТОЛЕТ). |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 11. Составление рассказа по плану. - Что это? - Из каких частей состоит? - Какого цвета, формы? - Из чего сделан? - Где движется этот транспорт? - Для чего используется, что перевозит? - Кто управляет этим видом транспорта? Рассказ логопеда, рассказы детей. |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность | 12. Итог занятия, домашнее задание. |
Социально-коммуникативное развитее | Трудовая деятельность | 13. Трудовые поручения во время НОД. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение составлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,согласовывать числительные с су...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжат...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...