Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
- образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
- подбор слов-антонимов;
- согласовывать числительные с существительными;
- упражняться в подборе эпитетов;
- развивать словарь по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_8_starshaya_gruppa._dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
по теме: «Дикие животные и их детеныши». Занятие № 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
- образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
- подбор слов-антонимов;
- согласовывать числительные с существительными;
- упражняться в подборе эпитетов;
- развивать словарь по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально-коммуникатив-ное развитие, Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность | 1. Организационный момент — Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу. |
Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность | 2. Беседа по картинкам о диких животных —Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.)
3. Дидактическая игра «Чье это?»(по картинкам) (Лисья морда, лисьи уши и т.д.) 4. Образование сложных прилагательных:
5. Рассказ логопеда о лисе. У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк. 7. Логопед загадывает загадку:
А зимой сосет он лапу. (Медведь.)
8. Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)
9. Рассказ логопеда о медведе. У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге. 10. Логопед загадывает загадку:
Бродит злой, голодный? (Волк.) — Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата). 11. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ: — У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.) — Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...) 12. Дидактическая игра «Чье это?» 13. Рассказ логопеда о волке. Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти.У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый.Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые,больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте. 14. Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом. (Заяц.) — Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) 15. Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий. 16. Рассказ логопеда о зайце. У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб,сова, орел. Зимой его спасает белая окраска. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 17. Физкультминутка. Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево – вправо целый день Прыгать белочке не лень. |
Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность | 18. Продолжение беседы о диких животных Логопед загадывает загадку: Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустра рыжая...)
19. Дидактическая игра «Ч ье это?» 20. Рассказ логопеда о белке. Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая,рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах. 21. Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.(Еж.) — Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...) — Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) 22. Дидактическая игра «Закончи предложение».
23. Рассказ логопеда о еже. Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева. 24. Рассказ логопеда о лосе. Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе. Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев. |
Речевое развитие , художественно-эстетическое развитие | Коммуника-тивная деятельность |
Нарисовать диких животных в тетради. |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Трудовая деятельность |
|
Материал для закрепления.
I. Уточнить,
- почему они называются дикими животными,
- чем питаются,
- как передвигаются,
- где живут.
- Знать названия детенышей, семью.
- Подобрать эпитеты к каждому животному.
- Составить рассказ о любом животном.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
- Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: волк — волки — волков и т.д.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.Например: белка — белочка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например:
- У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.
- У зайца короткий хвост — ...
- тонкие лапы — ... ,
- короткие лапы — ... ,
- толстые лапы — ... ,
- длинные уши — ... ,
- острые уши — ... ,
- короткие усы — ....
4. Образование притяжательных прилагательных.
Например:
Нора лисы. Чья нора? — Лисья.
Берлога медведя. — ...
Дупло белки. — ...
Логово волка. — ...
Морда лисы. — ...
Хвост зайца. — ...
- Образование существительных с помощью суффикса –ищ
Например:
нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы)
- Подбор слов-антонимов.
Например:
У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост.
У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.
- Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
- Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за,около.
С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение составлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,согласовывать числительные с су...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...