Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;

- выучить названия некоторых ягод и грибов;

-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;

- закрепить употребление предлога В;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_6_starshaya_gruppa._les_griby_yagody.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ». Занятие № 6

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;

- выучить названия некоторых ягод и грибов;

-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;

- закрепить употребление предлога В;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Картинки с изображением грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев,
  • Корзинка.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Организационный момент

ИГРА «Назови одним словом».

Логопед:  Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?

ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЯТА, МУХОМОР (грибы)

МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ягоды)

СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ОСИНА (деревья)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Объявление темы.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть  грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей)

А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Рассказ логопеда о лесе и деревьях.

- Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

ДЕРЕВЬЯ.

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья.

У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, которые называются иголками. Им холод не страшен.

В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. ИГРА «Лиственное- хвойное».

На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ:

- У БЕРЕЗЫ НА ВЕТКАХ ЛИСТЬЯ – ЭТО ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО.

- У ЕЛИ НА ВЕТКАХ ИГОЛКИ -  ЭТО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО.

 И т.д.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. ИГРА «ЧАСТИ ДЕРЕВА»

Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.

На рассмотрение детей – картинки РЯБИНЫ И СОСНЫ.

- У СОСНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ШИШКИ, ИГОЛКИ.

- У РЯБИНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ.

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шли-шли-шли

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Мы шли-шли-шли,

Грибочки нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Дети идут по кругу друг за другом, наклоняются и собирают.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Рассказ логопеда о грибах.

Ребята! С собой в лес мы взяли корзинки, а собирать в нее мы что будем? (ответы детей).

Да, конечно же, грибочки. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила.

 ГРИБЫ.

Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов – ведь они бывают съедобные и ядовитые.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. ИГРА «Собери грибы в корзинку»

Сейчас мы будем собирать грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый гриб – его класть в корзинку нельзя!!!

Совместно с логопедом дети называют грибы. Затем по очереди выходят, берут картинку с изображением грибов и кладут ее в корзинку, проговаривая:

Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.

Я СОБРАЛ МНОГО БЕЛЫХ ГРИБОВ.

Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.

Я СОБРАЛ МНОГО РЫЖИКОВ.

Я СОБРАЛ МНОГО ПОДБЕРЕЗОВИКОВ.

- Ребята, Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (потому что это ядовитый гриб)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Рассказ логопеда о ягодах.

- С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

ЯГОДЫ.

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это – богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используют в пищу, а некоторые их них (например, черника) – в медицине.

Растут ягоды в лесах, на полянах, на болотах и в садах.

Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник, малина), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

  1. ИГРА «Слушай, не зевай»

Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их.  (ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ЕЖЕВИКА, КЛЮКВА, МАЛИНА, КЛУБНИКА)

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало:

НЕ СТАЛО ЕЖЕВИКИ.

Ит.д.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ и домашнее задание.

- Кем вы были сегодня на занятии? (туристами)

- Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные)

- Что мы собирали в корзинку? (ягоды и грибы)

ДОМА: составить с мамой рассказ о своем любимом дереве  по таблице – плану, записать его и выучить.

Материал для закрепления темы для воспитателя, родителей или на индивидуальных занятиях.

- Игра «Назови ласково». Малина – малинка, черника  - черничка и т.д.

- Игра «Сосчитай». Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек. (сыроежка, грузь, подберезовик)

- Игра «Почему так называется?» Объяснить значение слов – подберезовик, подосиновик.

- Игра «Иголочка-листик» - на дифференциацию хвойных и лиственных растений. (разложи картинки на 2 группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...