Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- выучить названия некоторых ягод и грибов;
-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- закрепить употребление предлога В;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_6_starshaya_gruppa._les_griby_yagody.doc | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ». Занятие № 6
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- выучить названия некоторых ягод и грибов;
-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- закрепить употребление предлога В;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Картинки с изображением грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев,
- Корзинка.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
ИГРА «Назови одним словом». Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом? ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЯТА, МУХОМОР (грибы) МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ягоды) СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ОСИНА (деревья) |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность |
Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей) А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей) |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность |
- Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу. ДЕРЕВЬЯ. Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, которые называются иголками. Им холод не страшен. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: - У БЕРЕЗЫ НА ВЕТКАХ ЛИСТЬЯ – ЭТО ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО. - У ЕЛИ НА ВЕТКАХ ИГОЛКИ - ЭТО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО. И т.д. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. На рассмотрение детей – картинки РЯБИНЫ И СОСНЫ. - У СОСНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ШИШКИ, ИГОЛКИ. - У РЯБИНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ. Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Мы шли-шли-шли Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Мы шли-шли-шли, Грибочки нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Дети идут по кругу друг за другом, наклоняются и собирают. |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность |
Ребята! С собой в лес мы взяли корзинки, а собирать в нее мы что будем? (ответы детей). Да, конечно же, грибочки. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила. ГРИБЫ. Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов – ведь они бывают съедобные и ядовитые. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
Сейчас мы будем собирать грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый гриб – его класть в корзинку нельзя!!! Совместно с логопедом дети называют грибы. Затем по очереди выходят, берут картинку с изображением грибов и кладут ее в корзинку, проговаривая: Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ. Я СОБРАЛ МНОГО БЕЛЫХ ГРИБОВ. Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ. Я СОБРАЛ МНОГО РЫЖИКОВ. Я СОБРАЛ МНОГО ПОДБЕРЕЗОВИКОВ. - Ребята, Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (потому что это ядовитый гриб) |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность |
- С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе. ЯГОДЫ. Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это – богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используют в пищу, а некоторые их них (например, черника) – в медицине. Растут ягоды в лесах, на полянах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник, малина), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника). |
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность |
Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ЕЖЕВИКА, КЛЮКВА, МАЛИНА, КЛУБНИКА) Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: НЕ СТАЛО ЕЖЕВИКИ. Ит.д. |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность |
- Кем вы были сегодня на занятии? (туристами) - Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные) - Что мы собирали в корзинку? (ягоды и грибы) ДОМА: составить с мамой рассказ о своем любимом дереве по таблице – плану, записать его и выучить. |
Материал для закрепления темы для воспитателя, родителей или на индивидуальных занятиях.
- Игра «Назови ласково». Малина – малинка, черника - черничка и т.д.
- Игра «Сосчитай». Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек. (сыроежка, грузь, подберезовик)
- Игра «Почему так называется?» Объяснить значение слов – подберезовик, подосиновик.
- Игра «Иголочка-листик» - на дифференциацию хвойных и лиственных растений. (разложи картинки на 2 группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение составлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,согласовывать числительные с су...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжат...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...