Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;

-учить правильно называть детенышей домашних птиц;

- образовывать множественное число существительных ;

- подбирать синонимы;

- развивать мышление детей;

-учить детей составлять описательные рассказы о домашних птицах;

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_9_starshaya_gruppa._domashnie_ptitsy_i_ih_detenyshi.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Домашние птицы и их детеныши». Занятие № 9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;

-учить правильно называть детенышей домашних птиц;

- образовывать множественное число существительных ;

- подбирать синонимы;

- развивать мышление детей;

-учить детей составлять описательные рассказы о домашних птицах;

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: предметные картинки; мяч.

Речевой материал: домашние птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусак, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, ферма, птичник, курятник, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет  и т.п.

Ход образовательной деятельности:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит название какой-нибудь птицы.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

2. Введение в тему:

Беседа по вопросам:

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и просит назвать, что на них изображено.

- Как можно их назвать одним словом?  - ПТИЦЫ.

- Какие птицы? – ДОМАШНИЕ.

- Где они живут?

- Кто за ними ухаживает?

Логопед рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.

- ПЕТУХ, КУРИЦА, ЦЫПЛЯТА – куриная семья

И т.д.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Дидактические игры.

Игра «Кто как разговаривает?»

ПЕТУХ – кукарекает,

КУРИЦА – кудахчет (квохчет);

ЦЫПЛЕНОК – пищит,

УТКА – крякает,

ГУСЬ – гогочет;

ИНДЮК – болбочет

Игра «Один – много» ( с мячом) .

 

Логопед бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок – бросая мяч обратно, называет ее во множественном числе.

УТКА – УТКИ
ПЕТУХ – ПЕТУХИ

И т.д.

Игра « У кого – кто?» (единственное и множественное число)

У курицы – ЦЫПЛЕНОК, ЦЫПЛЯТА

У утки – УТЕНОК, УТЯТА.

И т.д.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Игра «Подбери словечко».

Подбор синонимов в слову КУРИЦА:

Курочка, хохлатка, наседка.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

6. Игра «Чья голова? Чей хвост? Чье туловище?»

Дети рассматривают картинку петуха. Логопед спрашивает:

- Это чья голова? – ПЕТУШИНАЯ

- Это чей гребешок? – ПЕТУШИНЫЙ

- Это чей хвост? – ПЕТУШИНЫЙ

- Это чье туловище? – ПЕТУШИНОЕ.

 

И т.д. про всех домашних птиц.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

7. Составление рассказа о домашних птицах с использованием опорной схемы.

- Сейчас мы будем учиться составлять рассказ о домашних птицах.

Логопед показывает опорную схему и называет план:

Это кто?

К какой группе относится?

Где живет?

Чем питается?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши?

Какую пользу приносят?

Какие рассказы, стихи, сказки о них знаете?

Логопед составляет рассказ с помощью ребят, дает образец. За ним следом рассказывают сильные дети, затем слабые.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная деятельность

8. Домашнее задание. Оценка работы детей.

Составить рассказ о любимой домашней птице. Записать его в тетради ( мама), выучить.

Нарисовать свою любимую домашнюю птицу.

 

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

9. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима, зимующие птицы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать однокоренные слова;- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьши...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...