Творческий проект "Ладушки, Ладушки..."
проект по развитию речи (младшая группа)

Стрелкова Юлия Александровна

 С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить. В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я. Шибицкая, др.).

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. 

Поэтому, мною было принято решение, реализовать в младшей группе проектную деятельность, в центре которой стоят потешки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ladushki.doc821 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный» Саратовского района Саратовской области»

ПРОЕКТ

«ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ…»

Разработала: воспитатель

Стрелкова Юлия Александровна

Саратов 2021

Название проекта: «Ладушки,ладушки…»

Группа: младшая (разновозрастная)

Тип проекта: творческий

По продолжительности: средней продолжительности

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители

Срок реализации проекта: с 1.10.2021 по 15.01.2022

По количеству участников: коллективный

Актуальность проекта: В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает большую значимость, помогает развивать связную речь. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки.  Звучность, ритмичность, напевность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Они легко запоминаются детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.

Цель: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством знакомства с потешками

Задачи: Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки.

Способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе заучивания потешек.

Воспитывать  у малышей доброжелательность, чувства сопереживания.

Привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях.

Ожидаемые результаты: Дети с удовольствием слушают потешки, речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Дети знают и используют потешки, песенки, колыбельные в разных видах деятельности.

Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Дети всегда откликаются на просьбу, прийти на помощь сказочному персонажу, друг другу.

Родители включились в процесс развития речи своего ребёнка, с удовольствием разучивают с детьми потешки, стишки, объясняют детям их смысл.

Продукты проекта: выставка детских книг, картотека потешек, закличек, песенок, книжки - малышки, изготовленные родителями, консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей».

Этапы проекта:

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

1. Подбор фольклорного материала и подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями

2. Создание предметной среды

3.Составление картотеки потешек для всех режимных моментов.

Воспитатель

2 этап

Основной

1. Потешки

«Кошкин дом», «Огуречик, огуречик», «Идёт лисичка по мосту», «Сидит белка на тележке», «Сорока-ворона», «Петушок, петушок», «Солнышко», «Ой дуду-дуду-дуду», «Варись, варись, кашка», «Это-я, а это ложка», «Дай молочка бурёнушка»

2. Игры «Мыши водят хоровод», «Огуречик», «У медведя во бору»

3. «Чей домик?», «Разрезные картинки»

4. «Домик для кошечки» (по потешке «Кошкин дом»)

5. «Колбаска для котика»

6. «Лучики для солнышка»

7. «Ягоды для Топтыжки»

8. «Солнышко»

9. «Роль потешек в речевом развитии детей»

10. «Водичка, водичка», «Ладушки, ладушки…», «Я пеку,пеку,пеку…», «Идёт коза рогатая»

Чтение художественной литературы

Подвижные игры

Дидактические игры

Конструирование

Лепка

Лепка

Рисование

Рисование

Консультация для родителей

Пальчиковые игры

Дети

Воспитатель

Родители

3 этап

Заключительный

Изготовление книжек-малышек

Мониторинг полученных знаний

Дети

Воспитатель

Родители

Мониторинг полученных знаний:

1.Дети знают наизусть потешки.

2. Дети  используют потешки, песенки, колыбельные в разных видах деятельности.

3.Дети участвуют в драматизации потешек, выполняют имитационные движения,  подражают игровым действиям.

Описание: https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/08/24/proekt_ladushki-_ladushki.docx_image2.jpg

«Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Потешки - малый жанр устного народного творчества.

Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- Воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- Обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

- Формирование грамматического строя речи

- Развитие монологической и диалогической речи

- Развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность, ранний возраст.Русская народная песенка "Ладушки, ладушки...". Рисование: "Красивая чашка в горошек".

Непосредственная образовательная деятельность.Образовательные области: Художественная литература, Художественное творчество.Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполн...

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

Ладушки, ладушки! Пекла хозяюшка оладушки!

Интегрированное занятие по развитию речи детей  раннего возраста...

Конспект НОД для детей первой младшей группы на тему: Русская народная песенка «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…» Оладушки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста , рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Познавательно - творческий проект в младшей группе «Ладушки» на тему «Моя семья»

Участники проекта: дети в возрасте 3-4 лет, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта:  октябрь- ноябрьТип проекта: групповой, познавательно- творческий,Руководители проекта: Кли...