Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira_proekt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
Проблемно – ориентированный анализ
Не утихают споры о роли фольклора в жизни детей, о том, какая её функция – воспитательная, развлекательная или художественная – должна быть ведущей.
Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.
Актуальностью является, то что фольклор и сказки адресованные ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.
Важнейшим средством речевого развития является фольклор и сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.
Система педагогической работы связанна с обучением детей родному языку, ознакомлением с фольклором, то есть с произведениями русского народа и народами других культур предоставлена в работах В.В.Гербовой: «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозайка – Синтез, 2005)
Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.
Цель:
Содействовать развитию речи у детей 2-3 лет, на основе приобщения к фольклору и сказкам в соответствии с новыми требованиями (ФГТ).
Задачи:
- формировать интерес к фольклору и сказкам.
- учить детей различным видам запоминания.
- знакомит детей с потешками и сказками разных народов.
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их.
Вид проекта:
практико-ориентированный.
Участники:
Воспитатели группы.
Целевая группа:
Дети 2-3 лет, родители детей.
Масштаб проекта:
Один год
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Повышение уровня развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) | Психологическая диагностика Начальная, итоговая |
Интегративное качество: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «социализации», в образовательной области «коммуникация», в образовательной области «чтение художественной литературы», в образовательной области «художественное творчество». | Участниками проекта выполнены рисунки - «подсказки», лепка. Конспекты итоговых занятий по блокам Открытые занятия для педагогов и родителей |
Повышение уровня знаний в направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Коммуникация» | Опрос детей по потешкам и сказкам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту |
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками». | Рассказывание потешок и пересказ сказок в ролях Отзывы родителей и коллег Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта |
Риски:
1) Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Преподносить фольклорный материал на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Создать папку для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
2) Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Этапы работы:
1 этап: Организационный | -подбор фольклорного материала -первичная диагностика детей -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащения проекта -консультации со специалистами ДОУ |
2 этап: Практический | - цикл мероприятий по реализации проекта (4 блока) - открытые занятия, инсценировки, рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов. -мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта |
3 этап: Заключительный | -Итоговая диагностика познавательных процессов. Сравнительный анализ. -рефлексия создателей проекта -отчет о реализации проекта -сбор полученного материала по проекту, монтаж |
Реализация проекта
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио и видео записи, кукольные и настольные театры, картинок на фланелиграф.
- Из большого по содержанию материала для ознакомления заучивания берется с учетом возрастных особенностей детей.
- Потешки и сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.
- В проект включены потешки, песни и сказки разных народов и культур.
- Фольклор, сопровождающийся словесно - стихотворным стилем способствующий развитию в областях: социализации, коммуникации, художественного творчества.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Тема 1 блока (сентябрь - ноябрь) | Малый фольклор (потешки) |
Задачи: 1.Познакомить детей с потешками. 2. Провести предварительную словарную работу. 3. Способствовать заучиванию наизусть. 4.Закреплять выученный материал. 5.Рассматривание иллюстраций. | Потешки: «Сорока, сорока…» «Петушок, петушок…» «Заяц Егорка…» «Наши уточки с утра…» «Водичка, водичка…» «Ладушки, ладушки!» «Пошел котик на торжок,..» «Большие ноги…» «Из – за леса, из – за гор…» «Киска, киска, киска, брысь!» «Тили – бом! Тили – бом!» « - Курочка – рябушечка, …» |
Развивающая среда | Рассказывание потешек по ролям, инсценировка потешек Выставка книг |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций Рассматривание книг Рассказывание потешек себе, друг другу, родителям |
Совместная деятельность | «литературная минутки» - каждый день Открытое занятие по фольклору Инсценировка потешки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!» |
Тема 2 блока (декабрь– февраль) | Малый фольклор (сказки) |
Задачи:
| Сказки: «Золотое яичко» (обработка К.Ушинского) «Репка» (обработка К.Ушинского) «Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы) «Волк и козлята» (обработка Л.Н.Толстого) «Маша и медведь» (обработка М.Булатова) «У страха глаза велики» (обработка М.Серовой) «Ворона» (обработка В.Даля) «Гуси – лебеди» (обработка М.Булатова) «Как коза избушку построила» (обработка М.Булатова) «Бычок – черный бочок, белые копытца (обработка М.Булатова) «Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской) |
Развивающая среда | Выставка книг Рассказывание по ролям, инсценировка сказок |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций к сказкам Рассматривание выставки книг Пересказывание сказок себе, друг другу, родителям |
Совместная деятельность | «литературная минутки» - каждый день Открытое занятие по сказке Инсценировка сказки Творческая работа «Зернышки для Петушка» -лепим из пластилина |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!» |
Тема 3 блока (март - апрель) | Русский народный фольклор |
Задачи:
| Потешки : «Как на нашем на лугу…» «Сидит белка на тележке…» «Вот и люди спят…» «Жили у бабуси…» Познакомить со сказками: «Колобок» «Теремок» «Козлятки и волк» «Снегурушка и лиса» |
Развивающая среда | Выставка книг Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок Просмотр мультфильма « Два веселых гуся» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам Рассматривание выставки книг Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям |
Совместная деятельность | «литературная минутки» - каждый день Открытое занятие по фолклору Инсценировка потешек и сказок Творческая работа «Колобок» - рисунки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!» |
Тема 4 блока (май) | Фольклор народов мира |
Задачи:
| Песенки: Маленькие феи ((англ. С.Маршак) Котауси и Мауси (англ. К.Чуковский) Знаешь, мама, где я был? (грузинская) Снегирек (немецкая) Сказки: Упрямые козы (узбекская) Га –га - га! (англ. Д.Биссета) Как лисичка бычка обидела (эскимосская) Крошка – Малышка (шотландская) |
Развивающая среда | Выставка книг Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам Рассматривание выставки книг Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям |
Совместная деятельность | «литературная минутки» - каждый день. Открытое занятие по теме блока №4 Творческая работа «Упрямые козы» - инсценировка сказки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!» |
В течение всего дошкольного детства основным "источником" развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.
Проведение презентации по открытым блочным занятиям за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ладушки, ладушки".
Потешки...
"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)
Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Лысова Елена Николаевна - во...
Проект "Ладушки-ладушки" для детей раннего возраста
Проект создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с боль...
"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)
Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Скляренко Вера В...
Проект "Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки"
Образовательный проект «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» разработан для детей первой младшей группы и носит краткосрочный характер. Его актуальность не вызыва...
ПРОЕКТ «Ладушки - ладушки, любим потешки да сказочки»
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...
ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки». В первой ранней группе.
ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки,любим потешки да сказочки».В первой ранней группе....
Комментарии
Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
спасибо