Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Аносова Ирина Владимировна

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ira_proekt.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Проблемно – ориентированный анализ

Не утихают споры о роли фольклора в жизни детей, о том, какая её функция – воспитательная, развлекательная или художественная – должна быть ведущей.

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.

Актуальностью является, то что фольклор и сказки адресованные ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.

Важнейшим средством речевого развития является фольклор и сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.

Система педагогической работы связанна с обучением детей родному языку, ознакомлением с фольклором, то есть с произведениями русского народа и народами других культур предоставлена в работах В.В.Гербовой: «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозайка – Синтез, 2005)

Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная  общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.

Цель:

Содействовать развитию речи у детей 2-3 лет, на основе приобщения к фольклору и сказкам в соответствии с новыми требованиями (ФГТ).

Задачи:

  1. формировать интерес к фольклору и сказкам.
  2. учить детей различным видам запоминания.
  3. знакомит детей с потешками и сказками разных народов.
  4. развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
  5. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их.

Вид проекта: 

практико-ориентированный.

Участники:

Воспитатели группы.

Целевая группа:

Дети 2-3 лет, родители детей.

Масштаб проекта:

Один год

Образ конечного результата

Критерии оценки

Повышение уровня развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи)

Психологическая диагностика Начальная, итоговая

Интегративное качество: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «социализации»,  в образовательной области «коммуникация», в образовательной области «чтение художественной литературы», в образовательной области «художественное творчество».

Участниками проекта выполнены рисунки - «подсказки», лепка.

Конспекты итоговых занятий по блокам

Открытые занятия для педагогов и родителей

Повышение уровня знаний в направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Коммуникация»

Опрос детей по потешкам и сказкам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ

Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Рассказывание потешок и пересказ сказок в ролях

Отзывы родителей и коллег

Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта

Риски:

1) Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: 

Преподносить фольклорный материал  на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Создать папку для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

2) Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути преодоления: 

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Этапы работы:

1 этап:

Организационный

-подбор фольклорного материала

-первичная диагностика детей

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

-консультации со специалистами ДОУ

2 этап:

Практический

- цикл мероприятий по реализации проекта (4 блока)

- открытые занятия, инсценировки, рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.

-мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта

3 этап:

Заключительный

-Итоговая диагностика познавательных процессов.

Сравнительный анализ.

-рефлексия создателей проекта

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материала по проекту, монтаж

Реализация проекта

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио и видео записи, кукольные и настольные театры, картинок на фланелиграф.

  1. Из большого по содержанию материала  для ознакомления заучивания берется с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Потешки и сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.
  3. В проект включены потешки, песни и сказки разных народов и культур.
  4. Фольклор,  сопровождающийся словесно -  стихотворным стилем способствующий развитию в областях: социализации, коммуникации, художественного творчества.

Стратегия и механизмы реализации проекта

Тема 1 блока (сентябрь -  ноябрь)

Малый фольклор (потешки)

Задачи:

1.Познакомить детей с потешками.

2. Провести предварительную словарную работу.

3. Способствовать заучиванию наизусть.

4.Закреплять выученный материал.

5.Рассматривание иллюстраций.

Потешки:

«Сорока, сорока…»

«Петушок, петушок…»

«Заяц Егорка…»

«Наши уточки с утра…»

«Водичка, водичка…»

«Ладушки, ладушки!»

«Пошел котик на торжок,..»

«Большие ноги…»

«Из – за леса, из – за гор…»

«Киска, киска, киска, брысь!»

«Тили – бом! Тили – бом!»

« - Курочка – рябушечка, …»

Развивающая среда

Рассказывание потешек по ролям, инсценировка потешек

Выставка книг

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание книг

Рассказывание потешек себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«литературная минутки» - каждый день

Открытое занятие по фольклору

Инсценировка потешки

Ответственный

Воспитатель

Работа с родителями

Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Тема 2 блока (декабрь– февраль)

Малый фольклор (сказки)

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказками.
  2. Провести предварительную словарную работу.
  3. Способствовать пересказыванию наизусть сюжет сказки.
  4. Закреплять выученный материал.

Сказки:

«Золотое яичко» (обработка К.Ушинского)

«Репка» (обработка К.Ушинского)

«Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы)

«Волк и козлята» (обработка Л.Н.Толстого)

«Маша и медведь» (обработка  М.Булатова)

«У страха глаза велики» (обработка М.Серовой)

«Ворона» (обработка В.Даля)

«Гуси – лебеди» (обработка М.Булатова)

«Как коза избушку построила» (обработка М.Булатова)

«Бычок – черный бочок, белые копытца (обработка  М.Булатова)

«Кот, петух и лиса» (обработка  М. Боголюбской)

Развивающая среда

Выставка книг

Рассказывание по ролям, инсценировка сказок

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассматривание выставки книг

Пересказывание сказок себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«литературная минутки» - каждый день

Открытое занятие по сказке

Инсценировка сказки

Творческая работа «Зернышки для Петушка» -лепим из пластилина

Ответственный

Воспитатель

Работа с родителями

Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Тема 3 блока (март - апрель)

Русский народный фольклор

Задачи:

  1. Познакомить детей с рус.нар. фольклором.
  2. Провести предварительную словарную работу.
  3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию наизусть.
  4. Закреплять выученный материал

Потешки :

«Как на нашем на лугу…»

«Сидит белка на тележке…»

 «Вот и люди спят…»

«Жили у бабуси…»

Познакомить со сказками:

«Колобок»

«Теремок»

«Козлятки и волк»

«Снегурушка и лиса»

Развивающая среда

Выставка книг

Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок

Просмотр мультфильма « Два веселых гуся»

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам

Рассматривание выставки книг

Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«литературная минутки» - каждый день

Открытое занятие по фолклору

Инсценировка потешек и сказок

Творческая работа «Колобок» - рисунки

Ответственный

Воспитатель

Работа с родителями

Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Тема 4 блока (май)

Фольклор народов мира

Задачи:

  1. Познакомить детей с фольклором.
  2. Провести предварительную словарную работу.
  3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию наизусть.
  4. Закреплять выученный материал.

Песенки:

Маленькие феи ((англ. С.Маршак)

Котауси и Мауси (англ. К.Чуковский)

Знаешь, мама, где я был? (грузинская)

Снегирек (немецкая)

Сказки:

Упрямые козы (узбекская)

Га –га - га! (англ. Д.Биссета)

Как лисичка бычка обидела (эскимосская)

Крошка – Малышка (шотландская)

Развивающая среда

Выставка книг

Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам

Рассматривание выставки книг

Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«литературная минутки» - каждый день.

Открытое занятие по теме блока №4

Творческая работа «Упрямые козы» - инсценировка сказки

Ответственный

Воспитатель

Работа с родителями

Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

 В течение всего дошкольного детства основным "источником" развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.

Проведение презентации по открытым блочным занятиям за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Лысова Елена Николаевна - во...

Проект "Ладушки-ладушки" для детей раннего возраста

Проект создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с боль...

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Скляренко Вера В...

Проект "Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки"

Образовательный  проект  «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» разработан для детей первой младшей  группы и носит краткосрочный характер. Его актуальность не вызыва...

ПРОЕКТ «Ладушки - ладушки, любим потешки да сказочки»

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки». В первой ранней группе.

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки,любим потешки да сказочки».В первой ранней группе....