Лексико-грамматическое занятие на тему: "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ВЕСНА» (старшая группа)
- Лексика
Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, грач…
Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий
Глагол: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать…
2. Лексико - грамматический строй речи
1. Д/и «ПОЧЕМУ?» Составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО
Например: - Почему тает снег?
- (Снег тает, потому что пригревает солнце.)
- Почему бегут ручьи?
- Почему набухают почки?
- Почему прилетают птицы?
2. Игра «Чего не бывает весной?»
Образец ответа: «Весной не бывает метели… (листопада, мороза…)
3. Упр. «Закончи предложение»
- Погода весной бывает (какая?)…
- Солнце весной (какое?)…
- Сосульки весной (что делают?)…
- Снег (что делает?)…
- Ручьи (что делают?)…
- Птицы (что делают?)…
4. Д/и «Один – много» (сущ. мн.ч в Р.п)
Лужа – много луж, ручей – много ручьев, птица - …, гнездо - …, почка - …, луч - …,
5. Игра «Назови ласково»
Луч – лучик, облако – облачко, лужа – лужица, почка – почечка…
6. Игра «Посчитай»: одна сосулька, ….пять сосулек,…десять сосулек.
3. Развитие общих речевых навыков
1. Формирование длительного вокализованного выдоха. Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у», «А-э-о-у-ы-и», «А-о-у-и»
Пропевание гласных от одного до шести на одном выдохе (постепенно увеличиваем количество гласных звуков: а-э-о-у-ы-и
2. Интонационная выразительность речи. Вопросительная и восклицательная интонация.
ВЫУЧИТЬ!!! «Диалог Зимы и Весны»
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
4. Мелкая и общая моторика
1. Пальчиковая гимнастика «Алые цветки»
Наши алые цветки, выполнять действия в соответствии с содержанием
Раскрывают лепестки. стихотворения
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
2.Координация речи с движение «Клен»
За окном сосулька тает, дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх; наклоны туловища влево – вправо, влево-вправо
Разжимает, разжимает руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка
И, едва растает снег, наклоны
Мне зеленую ладошку поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу
Клен протянет раньше всех. правые ручки – рукопожатие
3. Пространственные представления: «Найти, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
5. Развитие слухового внимания
1. Ритмические рисунки «Капель». Развитие чувства ритма.
Воспроизведение ритма по наглядной основе. Ребенок проговаривает, хлопает в ладоши, использует бубен, металлофон, воспроизводя заданный ритм.
2. «Прошагаем загадку»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весна)
«Хлопни в лодоши». Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
6. Связная речь
Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Весна.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
(Объяснить словосочетание: набухают почки, теплые страны, вить гнезда)
7. Психогимнастика
1. Изобразить зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
2. Представить себя: говорливым ручьем, печальным снеговичком, плачущей сосулькой, пробивающимися из-под снега подснежником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по теме "Весна, приметы весны"
Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"...
Интегрированное занятие на тему "Весна идет, весне дорогу!"
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при организации НОД...
Конспект занятия на тему: «Весна, весна на улице».
Конспект занятия на тему: «Весна, весна на улице»....
итоговое занятие по теме "Весна" в подготовительной к школе группе квест на прогулке "где спряталась весна"
Итоговое мероприятие по теме "Весна" проходит в виде квеста на прогулке. Для воспитателей детских садов....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
Предназначено для детей 5-6 летнего возраста...
конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...
Конспект занятия в средней группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Весна"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (закрепление предлогов на, в, с в экспрессивной речи; уточнение знаний детей о временах года, приметах весны)Задачи:Образовате...