Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
Развитие речи для детей 6-7лет
Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образовательная область : речевое развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
- Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
- Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
- Развивать интонационную выразительность речи
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.
Интеграция образовательных областей:
- физическое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
Методы:
- Словесные: беседа-диалог, игровая ситуация, загадки.
- Наглядные: рассматривание картин, презентация, чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.
- Здоровьесберегающие: физминутки.
Образовательная область : речевое развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
- Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
- Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
- Развивать интонационную выразительность речи
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.
Интеграция образовательных областей:
- физическое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
Методы:
- Словесные: беседа-диалог, игровая ситуация, загадки.
- Наглядные: рассматривание картин, презентация, чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.
- Здоровьесберегающие: физминутки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шуньгская СОШ»
Медвежьегорский район
Выполнила воспитатель: Яковлева Татьяна Андреевна
Самоанализ занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе: « Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова «Детство».
Общие сведения:
Ведущая образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа— подготовительная
Количество участников— 5 человек.
Место проведения – МКОУ «Шуньгская СОШ»
Тема занятия: « Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова «Детство»
Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.
Исходя из заданных целей , я определила следующие задачи, которые нужно было решить в ходе занятия:
Образовательные задачи:
- Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
- Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
- Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
- Развивать интонационную выразительность речи
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.
Планируемы результаты:
- знакомство со стихотворением, осмысленное прочтение текста, заучивание наизусть с опорой на мнемосхемы, разъяснение непонятных детям слов и выражений.
- развитие и обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме «Зима», «Зимние забавы»
- добиться эмоционального отклика от детей при знакомстве и прочтении стихотворения.
Занятие было разработано, в соответствии с ФГОС и образовательной программой
ДОУ на основе Образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.).
При разработке и проведении занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также уровень их развития.
С детьми проведена предварительная работа: чтение сказок, разучивание стихотворений и зиме, загадывание и отгадывание загадок, речевые игры на тему «Зима, зимние забавы», рассматривание иллюстраций, обсуждения картин известных художников на тему «Зима», проводились подвижные игры на улице и в группе ( катание с горки, игры со снегом).
Учитывая все это, а также поставленные цели и задачи занятия, было определено содержание занятия, определена форму проведения, методы и приемы для положительного результата.
Занятие интегрированное, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Сочетает в себе образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Коммуникативное развитие» и «Социализация».
Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и поставленным целям, и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей и сохранить их познавательный интерес.
Ребята динамично переключались со словесных упражнений на другие задания. На всех этапах занятия активизировалась речь, познавательная и двигательная активность детей.
Структура занятия условно разделена на несколько этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия:
- Вступительный: дети в игровой форме определяют, что начинается занятие и при помощи наводящей загадки сами определяют, о чём пойдёт речь на занятии.
- это позволяет настроить в эмоционально-доброжелательной атмосфере, смотивировать детей на работу
- Повторение и закрепление имеющихся знаний о зиме, её приметах, признаках. Дают характеристику этому времени года (речевые упражнения «Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Назови определения», «Закончи предложение». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин о зиме.
- этот этап занятия подводит детей к тому, что время года – зима – разная, все видят её по-своему. И она может быть весёлой. Ставится проблемный вопрос: почему?
- Знакомство с отрывком стихотворения «Детство» И.Сурикова и с самим автором. Объясняются предпосылки создания этого стихотворения, исходя из биографии автора.
- Слушание и просмотр видеоролика рассчитано на слуховое и зрительное восприятие текста и его содержания и на эмоциональный отклик.
- Беседа по содержанию, разъяснение непонятных слов и выражение. Тем самым, обогащение словарного запаса детей.
- Совместное прочитывание стихотворения с опорой на мнемосхемы с одновременным разъяснением для более глубокого понимания и восприятия.
- Обращается внимание детей на интонацию прочтения.
- Игровое обыгрывание ситуации, описываемой в стихотворении.
- подчёркивается, что все мы не раз падали в сугроб, что в этом нет ничего страшного.
6. Дети самостоятельно собирают мнемосхемы в нужной последовательности на доске.
- это позволяет детям вспомнить последовательность сюжета и повторить содержание стихотворения.
7. Дети по очереди пробуют самостоятельно прочитать стихотворение, опирась на схемы, пользуясь подсказками воспитателя.
8. Заключительное прочтение стихотворения.
9. Рефлексия.
Продуманность размещения оборудования, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.
На занятии я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Использовала методы:
1. Словесный (вопросы к детям, загадки, речевые упражнения, похвала, поощрение, уточнение, беседа, использование художественного слова, диалог, пояснения, объяснения);
2. Наглядно-демонстрационный (слайды презентации, мнемосхемы , иллюстрации)
3. Практическо-игровой (инсценировка, показ, рассматривание, выполнение заданий.)
4. здоровьесберегающий (физминутки)
5. Метод контроля (анализ работы по итогам занятия).
Данные методы способствовали оптимизации индивидуального развития каждого ребенка. У детей была возможность перемещаться в пространстве;
Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.
Длительность занятия 30 минут ( с учётом двух физминуток), что соответствует нормам СанПина.
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи
были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей.
Дети расширили и свой словарный запас, активизировали воображение, фантазию, мышление. Научились решать интеллектуальные и личностные задачи.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания. На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка.
Но наряду с положительными моментами имеются и недостатки.
В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно, некоторые дети, чувствуя ответственность момента, присутствие посторонних для них людей, испытывали некоторый дискомфорт, стеснение, и как следствие, неуверенность. И в этом есть моя недоработка. Я, как воспитатель, должна была настроить детей, отвлечь, снизить тревожность, чтобы все дети смогли в полной мере показать свои знания и возможности.
В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания - чтение отрывка стихотворения наизусть.
По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, что основная мысль, заключённая в тексте стихотворения, ими понята в полной мере. А это самый главный показатель моей работы воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) Тема: «Петушок и его семья» (II младшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию для 2 младшей группы....
Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)
Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»
Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...
Конспект открытого просмотра по образовательной области «Речевое развитие» в группе для детей 3-4 лет на тему: «Лесные жители».
В процессе занятия дети учится отвечать на вопросы, отгадывать загадки,составлять кластер на тему «Дикие животные». Закрепляют понятия один - много, умение соотносить слова, обоз...
НОД по области Речевое развитие (развитие речи) в средней группе по теме: «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»Образовательная область: Речевое развитиеЦель-Выяснить, какие...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимние забавы» (для детей разновозрастной группы)
Цель: формирование грамматического строя речи и обучение рассказыванию.Задачи: Образовательные:- закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь, загадки о нём;- учить детей словообразовани...
Конспект открытого занятия по образовательной области ‹‹речевое развитие››- развитие речи для детей 6-7 лет Тема: «Путешествие в страну эмоций»
Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения....