Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»
методическая разработка по развитию речи
Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях». (старшая группа)
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
2. Уточнить артикуляцию звука [Р];
• Дать развернутую характеристику звука Р;
• Развивать фонематическую базу;
3. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
4. Закрепить зрительный образ буквы [Р];
• Расширять словарный запас;
• Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
2. Формировать правильное речевое дыхание;
3. Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
1. формирование положительной установки на участие в занятии;
2. формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
3. Стимулировать речевую активность
Оборудование: Зеркало, доска, пес - Барбос (картинка), картинка с большой буквой Р, предметные картинки со звуком Р, картинки для игры "Отгадай – ка".
Организационный момент.
Л: Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, потому что не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения, вместе ему все покажем, научим.
1.Самомассаж лица.
Мы массаж решили сделать, посчитаем до пяти,
Раз, два, три, четыре, пять – гладим/щипаем/стучим лобик мы опять.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами от середины лба к вискам).
Погладим щёки мы руками и не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять - щечки нужно согревать.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами щек от носа к ушам).
Погладим мы с тобою губы, верхнюю и нижнюю.
Раз, два, три, четыре, пять - гладим губы мы опять, верхнюю и нижнюю.
(Поглаживание, легкие пощипывающие движения, постукивания пальцами верхней и нижней губы).
(Ребенок повторяет все действия по показу логопеда).
Молодец ты отлично справился!
2.Самомассаж языка
1. Мой язык совсем не глуп - ходит кругом возле губ.
(Рот закрыт. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону).
2. Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня, всё проворней я кусаю.
(Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад).
3. А теперь уж не зубами, я пошлёпаю губами:
«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад).
4. Поперёк улыбки лёг, отдыхает язычок.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
3. Артикуляционная гимнастика.
Л: А теперь разогреем наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.
«Чашечка». ( Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10 ).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
“Качели”. ( Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам).
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
“Маляр” -(Погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
“Лошадка” (Рот открыт. Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок» (Рот открыт. Язык присосать к нёбу).
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
“Барабанщики -дятел» (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара).
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
4. Произношение изолированного звука.
Л: Какой ты молодец! Теперь, когда мы все вместе размялись, покажем псу Барбосу как нужно рычать.
Р: Отчетливо произносит звук Р.
5.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].
а) на уровне ряда звуков:
Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-РО-ПО-РУ-МЫ-ВА-РА-РЫ-КО
ИР-АР-УП-АП-ОР- ОК- УР-УК-АК-ОР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.
6. Автоматизация в слогах+физкультминутка.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
8. Автоматизация звука в словах.
Л: Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах. «Назови слово и определи место звука».
Река, Радио, каРась, Роза, огуРец, тРактоР.
«Посчитай».
Л: А теперь посчитай такие предметы: река, Роза, трактор.
Игра “Что пропало?”
Л: выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
9. Автоматизация звука в предложениях.
Игра “исправь предложение”.
Л: А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать.
Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Итог занятия.
Л: Скажи, о каком звуке мы говорили на занятии? Ты сегодня отлично поработал. Молодец! Как рад Барбос. Он говорит тебе спасибо, ведь только благодаря тебе он научился рычать как взрослый пес! Он хочет подарить тебе подарок! ( Фишка, наклейка, магнитик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".
В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...
Конспект подгруппового (или индивидуального) логопедического занятия «Зимние приключения». (Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, чистоговорка).
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи.Образовательные.- Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш].- Автоматиза...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия в логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и чистоговорках со стечением согласных».
Автоматизация звука [Р]...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...