Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Королева - зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе
«Королева - зима»
Вид детской деятельности: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература».
Цель: Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.
Задачи:
- учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;
- закреплять знания о свойствах снега, показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин, беседа с детьми о времени года, о зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме.
Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Материал и оборудование к занятию: иллюстрации о зимних месяцах, фото презентация слайдов на тему «Зима».
Ход занятия
Воспитатель: «Двенадцать месяцев»
М. Митлина
Двенадцать месяцев бегут
Сменяя время года,
И замыкает снова круг
Волшебница-природа.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Мы побываем в гостях у королевы - зимы.
Скажите, пожалуйста, сколько времен года вы знаете? (четыре: зима, весна, лето, осень). С какого времени года начинается Новый год? (с зимы). А каким заканчивается (зимой). Молодцы, вы верно сказали. Зима это первое время года. Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, белая…).
Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей: идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче…). Ребята как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль). Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым?
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
На поля и на луга до весны легли снега.
Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет – мы встречаем Новый Год. (Декабрь)
Воспитатель: В народе на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый, потому что на улице морозы, дни хмурые, студено, «декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает». Говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку о следующем зимнем месяце.
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)
Воспитатель: В народе называют месяц январь Лютый, лютовей, потому что в январе ударяют сильные морозы, а еще январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. Говорят: «Январь – году начало, зиме середина».
Воспитатель: Отгадайте загадку о еще одном зимнем месяце.
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.
То бураны и метели на деревню налетели.
День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (Февраль)
Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
Воспитатель: Ребята, вспомним с вами народные приметы о зиме.
- Много снега – много хлеба.
- Зима снежная – лето дождливое.
- Если зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко.
- Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
- Дым столбом - к морозу.
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Иногда зимой случаются оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»? (Сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег...)
Воспитатель: Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Подбери слова».
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить.
Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает …
Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет …
Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится …
Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются, лепят снежную бабу…
Зима какая? (холодная, снежная, морозная…)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий…) День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…)
Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)
Лед какой? (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…)
Сосулька какая? (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)
Морозный что? (день, вечер, ветер…)
Холодная что? (погода, зима, ночь, сосулька…)
Снежное что? (дерево, облако, озеро…)
Ледяные что? (дороги, сосульки, горки…)
Воспитатель: ребята, мы с вами сегодня принесли в группу комочек снега. Посмотрите, какие изменения с ним произошли (он растаял). Почему это случилось (в помещении тепло, и снег растаял)
Ребята, посмотрите какая вода от растаявшего снега чистая или грязная (грязная от мусора, выхлопных газов машин…)
Воспитатель: Ребята, подумайте, что произойдет с водой, если ее вынести на улицу? (от мороза она превратится в лед).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем еще одну в игру, которая называется «Назови ласково». Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок, сосулька - сосулечка, мороз - морозец, дерево - деревце, ветер - ветерок, горка - горочка, лёд - ледок, холод - холодок, зима - зимушка, санки – саночки.
Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы. Упражнение для закрепления в речи предлога на «Где это бывает?»
Где лежит снежинка? (на земле, на крыше, на ладони…)
Где висит сосулька? (на крыше, на носу…)
Где замерз лед? (на реке, на озере, на пруду…)
Где катаются дети? (на реке, на горке…)
Где слепили снеговика? (на улице)
Где стоят санки? (на снегу)
Воспитатель: Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, ребята вы были большие молодцы, хорошо поработали на, все вопросы отвечали правильно и за это королева – зима приготовила вам сюрприз. (Маленькие шоколадки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе детского сада "Беседа о осени"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Беседа о осени" расчитан на детей старшего дошкольного возраста и относится к разделу "Ознакомление с природой". Для лучшего усвоения понятий и с...
Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЦОР в старшей группе. Тема: «Мы все – жители планеты Земля»
Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЦОР в старшей группе. Тема: «Мы все – жители планеты Земля»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе детского сада с учётом ФГОС Тема: «Вежливые науки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобзовательная школа №555 с углубленным изучением англиского языка «Белогорье»Приморского района Санкт-Петербурга Структурное подраз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием мнемотаблиц в старшей группе на тему : «Составление рассказа «Весна идет»
Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц составление рассказа "Весна идет"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в старшей группе « Зимушка-зима!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в старшей группе« Зимушка-зима!» Интеграция областей.«Физическая культура»- продолжать нак...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные»
Задачи:- расширять знания детей о том, как некоторые животные зимуют (мыши, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют);- упражнять детей в умении составлять рассказ о животных по схеме - моде...